МОЛОДЫЕ ПРОВИДЦЫ НОВЫХ ВРЁМЕН

АЛЕКСЕЙ БОРОДИН

СИЯНИЕ ПУШКИНА

Ощущение жизни как праздника, поэтическое приятие действительности для Александра Сергеевича Пушкина прямо связано с творчеством. Творчество в его понимании - это способ единения с жизнью в целом; при этом отзывчивость художника и полнота его впечатлений обязательно должны быть связаны с добротой, проницательностью, щедростью души. Творчество - это та лучистая энергия, что объединяет поэта с миром.
Пушкин не ищет славы и относится к ней почти небрежно. "Славы дань" для него лишь "кривые толки, шум и брань". Для него служить на "благо мира" очень большая ценность, и она, для Пушкина, очень важна. "Желание славы" посещает его только как возможность единения с людьми, отклика на "волшебные звуки, чувства и думы". Это желание дружественного мира, непрерывности существования в нём, безграничности и бессмертия - от влюблённости в жизнь, от сознания её вечности.
Неумолчная и бесконечная, как море, жизнь прекрасна для чуткой души поэта, как бы ни были трагичны обстоятельства времени и приговоры "строгой судьбы…". И в этой жизни Пушкин является не только просто поэтом, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания; заслуга безмерная! До Пушкина все произведения русской поэзии как-то походили больше на этюды и копии, нежели на свободные произведения самобытного вдохновения. Первым национально-художественным произведением был "Евгений Онегин". Вместе с современным ему произведением, "Горе от ума", роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе. До этих двух произведений русские поэты не умели быть поэтами, принимаясь за изображение мира русской жизни. Оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь. Без "Евгения Онегина" был бы невозможен "Герой нашего времени", так же без "Евгения Онегина" и "Горе от ума" Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.
Пушкин всюду видит обилие жизни и, в свою очередь, инкрустирует её переливы всей красотой своего таланта. Поэт сливается с вечными началами бытия, из чего проистекает его совершенство в ощущении таинства природы и культуры, которое было неотъемлемо от его существа. Из этого источника Пушкин черпал живительные силы для преодоления трагедийности критических моментов своей жизни.
Нельзя ограничиваться однолинейным отношением к жизни. В этом отчаянный жизнелюб Пушкин был абсолютно уверен и страстно проповедовал в своих произведениях. Животворящая душа человека - это кастальский ключ проявления жизни на планете Земля. Какие бы потрясения и разочарования не испытывал человек, его душа всегда должна оставаться живой, до краёв наполненной жизненными токами. Человек с "мёртвой душой" отравляет жизнь всему и всем, что или кто только не попадётся на его пути:

…Наводит скуку и томленье
На душу, мёртвую давно.
И всё ей кажется темно…

Человек, воспетый гением Пушкина, неизмеримо объёмнее в своём жизнепроявлении многочисленных плакальщиков и нытиков. Прикрывая одномерным умственным и чувственным примитивизмом присущие им душевную ленность и бытовой паразитизм, они только и твердят: "О много, много рок отъял!..", - не предпринимая ровным счётом ничего для изменения обстоятельств жизни.
Широта взглядов на жизнь, гибкость восприятия её полноты и разнообразия - вот что помогает человеку полноценно постигать мир в гармонии горнего и земного.

Алексей Бородин

| назад | начало документа | содержание раздела | главная страница |
© С.Бородин
"" ""
Hosted by uCoz