Сергей БОРОДИН
Непредвзятый историко-философский
анализ русской общественной мысли позволяет внести, наконец, ясность в вопрос о
нашествии на Русь многочисленных псевдорелигиозных сект и новоявленных
пророков. Именно, непредвзятое, объективное и уважительное к разуму наших
предков рассмотрение такой животрепещущей проблемы в её историческом аспекте
позволяет ощутить твёрдую почву под ногами. Заветы наших мудрых предков,
адресованные теряющим разум потомкам, вписаны в анналы истории Руси аршинными
буквами. Но "слепые" разумом русичи конца ХХ века не могут распознать
обращенные к ним письмена. И что вдвойне печально – современные духовные
поводыри русского народа вместо открытия нам света этих нетленных истин ещё
плотнее заслоняют от нас их свет.
Все те, кто хотя бы раз занимался
воспитанием молодёжи, знает о самом действенном элементе этого процесса – о
доверии человеку. Да, конечно, далеко не все воспитатели обладают мужеством
доверять воспитуемому те или иные ответственные поручения. Легче, надёжнее и
спокойнее читать ему нотации, так сказать, теоретически воспитывать или держать
его под своим жёстким контролем, не позволяя ему и шага ступить самостоятельно.
Те же воспитатели, что в полной мере способны оказать доверие своему
воспитаннику свершать самостоятельные поступки, - Педагоги с большой буквы. При
этом они многим рискуют, внутренне переживая за своего воспитанника так, что
порой сердце не выдерживает подобных стрессов. И всё же в большинстве случаев
им удаётся воспитать настоящих людей, способных на великие дела. Такой же
подход должен превалировать и в вопросе привнесения в страну новых идей, новых
принципов жизни, новых точек зрения на человека и его место во Вселенной.
Русские религиозные философы начала
века, изучая народные быт и нравы, пришли к одному общему выводу – русским
свойственна склонность к религиозному опыту. Даже в рамках школьного курса
история наших пращуров достаточно чётко выявляет традицию русских воспринимать,
изучать, осмысливать, проживать всё новое, неизведанное, помогающее лучше
разобраться в себе и в жизни, чтобы лучше соответствовать божественному
промыслу. На Русь приходили мудрецы и учёные как Востока, так и Запада. Целые
народы вливались в Русь, неся с собой свою самобытную культуру. Уникальность же
сознания русского человека – в его безграничности и незашоренности. Чистота
помыслов вела древних русичей к осознанию философско-религиозных концепций,
приносимых на их землю из чужедальних стран. Душа народная, пропуская через
себя очередное новое учение, верша, тем самым, новый религиозный опыт,
впитывала в себя всё истинное и отвергала ложное. Так шло развитие общественной
мысли Руси. Духовные пастыри доверяли своему народу: они знали и верили, что ничего
грязного не прилипнет к его чистому сознанию. Доверяя, им не нужно было
стращать свою паству всякими ужастями и карами. Вот что завещано нам пращурами.
Теперь о нашей действительности. В
наше духовное пространство вторглась масса религиозных, философских,
оккультных, сатанинских и псевдонаучных систем отправления различных верований
и культов. Общественность и традиционные религиозные конфессии уже более 10 лет
бичуют все эти новоделы: запретить, изгнать, остановить, ликвидировать и т. д.
и т. п. И что же? В условиях открытого общества и современных средств
телекоммуникаций остановить проникновение всех вышеперечисленных систем
нетрадиционных верований просто невозможно. Обличение их с амвона в бесовской
сущности тоже не помогает. Как говорится, запретный плод сладок, и всё большее
число наших сограждан с увлечением отдаются какой-нибудь приглянувшейся им
духовной практике. Получается, что духовное пространство России на данный
момент разобрано по кусочкам. И что же делать дальше? Уже ясно, что продолжение
патетики обличения в сектантстве всех и вся приводит к противоположному
результату. Общество топчется в этом вопросе в тупике, теряя своих сородичей во
мгле этого самого сектантства. Так, где же выход из этого мировоззренческого
тупика? За кем идти? Кого слушать?
А нужно-то всего лишь прислушаться к
голосу предков. И услышать тогда можно будет вот что.
Во-первых, всем борцам с религиозной
экспансией следует успокоиться, переосмыслить ситуацию и далее
руководствоваться только исконной мудростью своего народа.
Во-вторых, духовным институтам
общества необходимо выйти из состояния самоизоляции, развернуться лицом к
ищущим истину, перестать запугивать
людей и, самое главное, всецело довериться непогрешимой душе народа Святой
Руси.
Почему мы загнали себя в состояние
поражения? Почему мы безапелляционно приговорили свой народ к распятию в
сектах? Это от нашего собственного посрамления в стойкости веры, от нашего
фарисейства и книжничества.
Сейчас нужно во всеуслышанье заявить о
вере в свой народ, в несгибаемость его духа. Как это всегда бывало в славной
истории русского народа, его соборное
сознание, которому изначально свойственны всеохватность, здравый смысл и
чистота, всё то новое и необычное, что принесено сегодня в духовно-нравственное
пространство России, переработает, переосмыслит, что-то возьмёт в национальную
копилку, а что-то выкинет за ненадобностью вон из страны.
Сегодня любому мыслящему человеку
понятна причина взрывоподобного развития сектантства (на настоящий момент в
России действует свыше 6000 различных сект, в том числе и христианских), но в
обществе почему-то господствует напряжённое замалчивание этой причины. И
государство, и церковь, и миряне придерживаются устраивающей всех позиции
обличения только внешних истоков духовной агрессии. Но ведь многолетнее пышное
процветание в России альтернативных систем верований говорит само за себя:
значит, есть для этого почва, значит, людей не устраивают существующие
традиционные конфессиональные рамки разрешённых форм вероисповеданий. Люди
интуитивно чувствуют дисгармонию в общественной жизни и неосознанно ищут
душевного равновесия, зачастую выходя при этом за пределы устоявшейся в стране религиозной палитры.
Можно констатировать поэтому, что
причина сектантского разгула – внутри
каждого из нас, в том числе и внутри священнослужителей традиционных конфессий
России. И основной упор в борьбе за души людей, исходя из этого, следует делать
не на обличении и запрещении, а на собственном очищении и избавлении от
отживших форм и методов духовной помощи людям. Когда страна подвергается
военной агрессии, тогда всё всем понятно: враг известен и народ поднимается на
битву с этим внешним врагом. Когда же осуществляется духовная агрессия, то
как-то неуместно говорить о внешнем враге, поскольку враг постоянно оживает внутри каждого из нас. Это
гораздо опаснее и страшнее. И духовники, окормляющие народ, призваны бороться
именно с этим, засевшим в душах людских, врагом. Изматывающее же противоборство
с внешними организационными формами прелести, только отражающими незримую
духовную битву в душах людей, – это всего
лишь борьба с ветряными мельницами.
Многотысячелетний опыт духовных побед
в перманентном сражении с силами тьмы, оставленный в
назидание нам нашими предками, показывает изначальную неуязвимость святая святых
души народа перед искусителем. Но этот же опыт говорит и о другом: народ,
осознающий себя единым организмом, включает механизм спонтанного самоочищения,
защищаясь тем самым от негативных влияний в случае неспособности устоявшихся
духовных институтов сохранить чистоту общественных отношений, упредить
установление в обществе атмосферы разврата, гнусности, морального разложения.
При этом узаконенная, читай, омертвевшая, система духовного водительства
граждан страны отодвигается на периферию общества. Похоже, что именно такую
ситуацию мы сейчас и переживаем – русские по духу люди интуитивно ищут
мировоззренческие концепции, наиболее действенные для выживания и развития
нашего народа.
Так что на расцвет нетрадиционных
духовных течений следует смотреть, как на процесс стихийного исследования нашим
многомудрым народом самых разных мироустроительных идей с тем, чтобы найти
среди них те, что усиливают его природную жизнестойкость в мире рушащихся
идеологий, философских парадигм и всевозрастающего хаоса в головах и душах
людей. И, наверное, уже никакие меры административного воздействия или
обнародование устрашающих
антисектанстских реляций делу не помогут.
Ещё раз повторюсь, религиозным деятелям и государственным чиновникам
нужно уметь доверять своему народу, его мудрости, стремясь при этом к чистоте
собственных помыслов и высокому строю души. Именно в подобной личной духовной
гигиене и состоит реальный вклад каждого из нас в осуществлении общепланетарной
миссии русского народа по духовному возрождению всего человечества.
Кстати, многие пришлые духовные
учителя, организовавшие у нас эти самые многочисленные секты и проповедующие
иноземные духовные учения, жалуются в последнее время на наш народ. Мол, после
ажиотажной популярности этих самых учителей, многочисленности новых адептов,
открывавшихся завораживающих перспективах, в том числе и финансового
плана, вдруг неожиданно происходит
массовое охлаждение людей к очередному гуру и его ашраму. И ему, бедняжке,
приходится тосковать в окружении единиц
«преданных» фанатов, финансовое состояние которых, как правило,
оставляет желать лучшего. Остаётся только пожалеть новоявленных пророков и
неомиссионеров: соборное сознание русского народа через опыт духовных практик
впитало в себя все полезные знания, что содержались в их учениях, и устремилось
далее. При таком раскладе можно дать только единственный совет этим бедолагам
– пора собирать чемоданы и убираться
восвояси по причине духовной бесплодности их учений.
Я верю в
свой народ. Стараюсь чутко прислушиваться к его нравственным исканиям в
период переживаемого нами безвременья. Я уверен, что у нас принципиально не
смогут прижиться всякого рода низкопробные культы. Святая Русь выйдет из огня
испытаний обновлённой, сильной, уверенной в своём приобщении к Истине, свет которой
она будет щедро дарить страждущим и заблудшим.
20.05.1999