| содержание раздела | главная страница |


Сергей БОРОДИН



ПОКАЯНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

 

Всегда и везде люди что-то производили или что-либо выполняли. Их усилия, естественно, в корне отличны по различным степеням исполнительского качества, оригинальности и талантливости. Но какими бы не были результаты людских деяний, все они могут быть разделены на две неравные части – на творческие произведения и на нетворческую работу. Всё зависит от человека, от состояния его души, от осознания им своего предназначения в жизни.


Испокон веков не прекращаются жаркие споры о движущей силе человеческого творчества. Чем только не пытались обосновать творческий процесс! Проистекание его выводили и из материальной выгоды, и из стремления к блеску популярности, и из жажды власти, и из мессианства, и из психического расстройства, и из интеллектуального хулиганства, и из одержимости бесами, и из...


Многие, очень многие позиции в этом вопросе может примирить такой всеобъемлющий критерий истинного творчества, как исповедь перед людьми, являющейся предтечей покаяния.


И в самом деле, все мы знаем, что наиболее талантливые произведения создаются художниками своего дела только тогда, когда они имеют Честь открыть людям душу в своих творениях, когда они обнажают перед всем миром все тайники своего сердца. Именно в этом состоит признак высочайшего нравственного потенциала человека-творца.


Что же заставляет того или иного мастера творить? Неподвластная ему тяга к покаянию перед родом человеческим, поскольку в каждом индивидууме  творческий человек видит воплощение божественной воли. Если побуждения личности к деятельности не носят покаятельной мотивации, результат такой деятельности не несёт в себе творческого заряда. В лучшем случае – это хорошо отлаженное ремесло: настоящий творец далёк от мыслей о материальном воздаянии своей созидательности. Да и какой мерой можно определить денежную значимость душевных граней человека?! Нет такой мерки.


Конечно, многим из числящих себя творческими натурами, мерящим всё и вся в денежном выражении, такой подход к пониманию истинности творчества не понравится, вызовет в среде “заказных творцов” злобные и циничные окрики. Более того, само слово “покаяние” спровоцирует у них приступ бешеной ярости. Но такая реакция ловкачей от искусства околотворческой стряпни легко прогнозируема ввиду того, что выдача низкопробных поделок за мастерские творения – это широко распространенный и высокодоходный вид бизнеса. И эти псевдотворцы крайне не заинтересованы в том, чтобы их вывели на чистую воду. Кстати, проворные дельцы, что стяжают дешёвую публичную славу заслуженных художников, литераторов, журналистов, учёных, архитекторов, строителей, конструкторов, программистов и т.д. и т.п., при жизни процветают в материальном плане. И опять же общеизвестно, что выдающиеся творцы обречены, в основном, на посмертную славу, находясь при жизни в весьма стеснённых обстоятельствах. Шедевры же их сияют светом Истины в веках, олицетворяя собой всю мощь божественной природы человека, а поделки продавшихся Мамоне теряют свою притягательность сразу, как только падают  стоимостные показатели их стряпни в угоду денежным мешкам.


Душа творческого человека настолько обострённо воспринимает всё несовершенство окружающего мира, все пороки людей, что каждое его произведение заключает в себе  покаяние как от него самого, так и от лица всех, кто вошёл в унисон с мыслями и чувствами автора. Поэтому творцы в нашей жизни – это божьи люди, неосознанно жертвующие собой во имя искупления грехов людских, во имя очищения Земли, во имя указания пути к спасению. Подобное осознание смысла творчества для самих авторов, создающих высочайшие по внутренней красоте произведения, по большей части недоступно, ибо в случае достижении подобного осознания такой творец-художник превращается уже в духовного лидера, исполняющего свою миссию другими способами и средствами.


Приведённая интерпретация творческого процесса многое расставляет по своим местам. К примеру, становится понятным, почему одни производят что-либо только в силу необходимости при глубоком внутреннем равнодушии, а другие буквально болеют душой, пока не создадут что-то важное для людей. Творить можно и в большом, и в малом. Любое действие человека может быть творческим. И ни один профессиональный цех не в праве монополизировать понятие “творческие работники”. Потому-то люди так чутко различают творческих и равнодушных на любых рабочих местах, будь то на заводе, в поле, в лаборатории, в руководящем кресле  или в художественной мастерской.


Покаяние – это великий очистительный процесс. Вслед за покаянием человек начинает ощущать себя творческой частицей Вселенной. Он как бы вновь рождается. Это возрождение в Духе. После такого знаменательного события материальное уже принципиально не может доминировать в его жизни. Он становится великой творящей личностью.


Всё вышесказанное имеет прямое отношение и к пишущим людям. Писатель, штампующий печатные труды только ради денег, славы и удовлетворения своих амбиций, – бумагомаратель, да и только. Обычно такие писаки – закоренелые циники и снобы, получающие неимоверное удовлетворение от моральных издевательств над описываемыми персонажами. Этим заблудшим душам неведомо творчество. И в мир они несут не очищение от скверны, а наоборот – новую порцию грязи. Ознакомившись с материалами таких бумагомарателей, ощущаешь себя брошенным на дно выгребной ямы. Остаётся только пожалеть этих людишек, мнящих себя великими ассенизаторами, поскольку рано или поздно все те нечистоты, что они выплёскивали на читателей обернутся против них самих. И многие, как это ни печально констатировать, наверняка захлебнутся в вызванных ими же потоках людской мерзости. Поэтому далеко не всё, что печатается, полезно читать. Зрячая душа легко распознаёт незамутнённые источники мудрости в потоке многочисленных печатных изданий, среди которых всегда есть и несущие в себе хаос и разрушение. В зависимости от того, что мы читаем или смотрим по телевизору, происходит очищение или осквернение нашей духовной природы. Каждому – своё.


Писательские творения, созданные огнём души мастера пера, буквально светятся радостью помощи ближнему. Они притягивают к себе. Этическая глубина этих животворящих текстов подвигает читателя на неоднократное возвращение к ним. И каждое их новое прочтение даёт ему дополнительные силы на пути самосовершенствования. Через такие откровения  многие приходят, наконец, к осознанию себя истинного. Писатель, кающийся перед людьми своим творчеством, помогает и читателям  совершить покаяние, тем самым, пробуждая их к новой, духовно богатой жизни. Такой творец – это призванный светлыми силами Мастер Слова!    


25.09.1999


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz