| содержание раздела | главная страница |


Сергей БОРОДИН

 


ПЕДАГОГИКА УНИКАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

Для обретения личной власти над себе подобными люди придумали огромное количество методов. Созданы целые системы общественных ценностей, создающих питательную среду удовлетворения личных амбиций человеческих индивидуумов. Но где бы и кто бы ни главенствовал над другими - всегда необходима система градаций людей по тем или иным критериям, признакам или качествам. Взглянув на историю развития человечества под этим углом, мы можем удостовериться, что везде и во все времена велась кропотливая работа по различению людей.


Изначальный постулат любого различения – “есть лучшие люди и есть худшие людишки”. Применяющие этот постулат в своей повседневной жизни, на самом деле, идут вразрез с божественным промыслом. Ибо каждый человек ценен и уникален в реализации  индивидуальной задачи своей жизни. Перед высшим миром мы все равны в своём разнообразии, поскольку никто не в состоянии пройти жизненный путь другого человека.


Поэтому-то в обществе должен быть установлен такой порядок, при котором деление на лучших и худших не имеет права на жизнь. Обязана существовать система равных возможностей для всех членов общества. Другое дело – кому и что нужно в этой жизни и кто к чему имеет предрасположенность и способность, в определении чего голос школы является определяющим.


В реалии же в наших школах существующая система обучения только калечит души детей, и более ничего. И происходит это через умозрительное введение учебных стандартов, в которые разработчики стремятся вогнать всевозможные проявления любознательности ребёнка. Мысль о том, что вкладывать в головы совершенно разных по индивидуальным способностям детей стандартный набор знаний – есть насилие над личностью ребёнка, кажется для многих взрослых людей крамольной. Но ведь по сути всё так и есть – обществу нужны предсказуемые “клоны” в каждом новом поколении. А для этого и нужны образовательные стандарты.


В последней четверти XX века детвора в школах интуитивно бунтует против нивелирования природных способностей каждого конкретного молодого человека. Значительное число учителей и методистов превратилось, как это ни странно звучит, в токарей, со станков которых должны  выходить почти одинаковые “стандартизованные” особи человеческого вида. Другое дело, что “человеческий материал” уже не поддаётся, как это было ещё в недавнем прошлом,   стандартной обработке токарным резцом.


Всему своё время. Когда-то средневековая Европа вынуждена была ввести  образовательные стандарты ради того, чтобы в кратчайшие сроки выйти из мрака невежества. Такая необходимость диктовалась отставанием Запада от Востока в развитии общественной мысли. Принудительно заставив своих жителей стать носителями вполне определённых профессиональных качеств, что достигалось конвейерным методом привития им стандартных знаний, Европа резко ускорилась в своём развитии. Правда, стандартизация людей и их мировоззрения вынудило общество развиваться по технократическому пути по аналогии с техническими системами, создающимися на основе технических стандартов.


Просвещённый же Восток в системе образования своих жителей основывался не на массовости и штампах посредственности, а на индивидуальном подходе к учащимся. Такой подход – единственно известный человечеству способ максимального раскрытия природных дарований людей. И всё-таки Восток уступил Западу в  освоении геополитического ландшафта. Почему? Механистическая модель западного общества культивирует агрессивность, как необходимый элемент своего жизнеустройства. Главенство моральных принципов жизни на Востоке не предполагает вскармливание агрессивности внутреннего мира человека. Восток тонок и мудр. Восточные люди знают, что внешнее доминирование в чём-либо ещё не означает внутреннего главенства. Отсюда возник образ “колосса на глиняных ногах”, часто применяемый при характеристике явлений, внешний блеск которых скрывает внутреннее разложение.


Современный Запад медленно, но верно дрейфует в сторону того, к чему на Востоке пришли ещё в средние века: в западной системе образования всё более делается упор на индивидуальность. Каждый волен знать то, что ему подсказывает его природа. Для развития человечества важна многоцветная палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.


Именно в свете вышесказанного, нашим “генералам от образования” необходимо осознать пагубность стандартного обучения. Творческая педагогическая мысль просто обязана создать новую концепцию школы, как сделал это, к примеру, академик Щетинин, сотворив такую школу, в которой десятилетний курс средней школы усваивается детьми за год-два. Ребёнок, при этом получает неограниченные возможности  развития своих природных способностей.


Почему так трудно пробиваются ростки нового на педагогической ниве? Прежде всего,  потому, что всесторонне развитые личности, выходящие из стен новаторских школ, неудобны власть предержащим, поскольку их мышление и образ жизни не поддаются контролю, выработанному с ориентиром на усреднённого гражданина. Но так не может быть вечно: вектор эволюции земного сообщества направлен на проявление нестандартных людей и остановить процесс их воспитания и образования уже вряд ли кому удастся.


И педагоги, которые способны ощущать это веление времени, щедро дарят детям радость нового осмысления окружающей их действительности. Осознать же эту тенденцию обязаны по всем городам и весям все без исключения  учителя. В противном случае оставшиеся на  прежних позициях будут мягко отставлены в сторону набирающими мощь образовательными процессами: важно развитие многогранности человеческой натуры, а не производство очередного винтика для бездушной машины современного общественного устройства. И хотя переход на новую педагогику потребует серьёзных интеллектуальных вложений общества, отдача  от неё будет безмерна.


Академик Щетинин внёс свой вклад в построение педагогики уникальности человека. Кто будет следующим?


14.10.1999


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz