| содержание раздела | главная страница |


Сергей БОРОДИН



НЕИСТРЕБИМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЕСТЕСТВА

 

  Как бы не менялись условия общественного бытия, какое бы богатство не окружало человека, какие бы нищенские тяготы он не испытывал – вся его земная жизнь протекает в чётком соответствии с неотвратимыми закономерностями психического развития. Человеческая психика – это агрегат, принцип действия которого разработан для человеческой формы жизни в достопамятные времена. Действие его неизменно на протяжении всего времени существования человеческой цивилизации на Земле. Изменяются только периферийные реакции, но не его сердцевина. Поэтому по принципу аналогии можно исследовать глубинные движущие силы всех поступков человека на протяжении его земного пути.


  В этом плане хочется отметить одно из основных свойств человеческой натуры, которое доминирует в мотивационных установках поведения околопятидесятилетнего человека. И проявление этой черты характера на личностном уровне настолько всеобъемлюще, что впору говорить об универсальности истолкования и прогнозирования действий человека в период 45 – 55 лет.


  Чтобы и дальше не интриговать читателя, назову то свойство, о котором идёт речь – это “внутренняя потребность передачи своего жизненного опыта”. В зависимости от периферийных реакций человека эта потребность может быть разной степени накала: от вялой флегматичности “советов старшего” до ярой агрессивности “натаскивания малолеток”. В человеке на генном уровне заложено это инстинктивное свойство организма, социальный аспект которого состоит в психических проявлениях его личности. У кого-то раньше – у кого-то позже, у кого-то в семье – у кого-то на митинге, у кого-то профессионально – у кого-то на любительском уровне, но у каждого человека эта естественная внутренняя потребность обязательно обретает общественное звучание.


  Кто способен к самоанализу, тот, вовремя осознав в себе эту древнюю корневую особенность человеческой натуры, стремится найти адекватные условия для её удовлетворения. Так человек открывает в себе способности  учителя, преподавателя научных дисциплин, политического лидера, руководителя, обозревателя, аналитика, писателя, предпринимателя, олигарха, главаря бандформирования... Главное – необходимо получить в своё распоряжение ту или иную массу людей, которая обязана воспринять определённые наставления “бывалого” или с чувством благоговения, или со злобностью подневольных людей.   При любом раскладе, в случае успеха по сбросу на кого-нибудь груза нажитого опыта жизни, приобретённых знаний или плодов своих раздумий, человек чувствует себя на своём месте, находясь в состоянии внутреннего баланса души. Такой баланс настолько важен для его нормальной жизни, что он готов идти на серьёзные жертвы ради сохранения такого порядка вещей.


Но вот в чём беда: такой психической комфортности удаётся добиться в реалии лишь незначительному числу страждущих. Другими словами, на малое число вакансий слишком много претендентов. И деньги здесь, как правило, вторичны. Борьба за аудиторию последователей, подчинённых, финансово или морально зависимых, подневольных, подданных, избирателей, учеников или просто слушателей – вот основная пружина карьеризма, движимого интриганством, коварством, ложью, а зачастую и преступными деяниями.


Естественно, далеко не всем улыбается фортуна. Многие так никогда и не получают кафедру учительства по жизни. Тогда нереализованная потребность общественного самовыражения неудачников обрушивается на головы домочадцев, на друзей, на случайных людей. Если человеку не удаётся выразить себя на социальном уровне, начинаются проблемы и со здоровьем как на уровне физиологических заболеваний, так и в смысле психических расстройств. Как много неудачников пытается спастись от этого инстинкта своей психики в алкоголе, наркотиках, в безудержной гонке плотских утех?! Любой читатель, наверняка, наблюдает в своём окружении огромное число таких драм мятущихся душ. Обычно всё это аргументируется непониманием, отсутствием внимания, насмешками и унижением на людях.


Так почему же такая диспропорция в отправлении естественного процесса развития индивидуумов так распространена в обществе? И есть ли разумный выход из такого дикого перекоса, когда разбалансировка государства всё более усиливается по мере потери  младшими поколениями граждан социальных знаний и опыта  предшествующих поколений?


Потеря понимания гармоничности отношений между людьми – вот в чём причина этой общественной аномалии. Знания об этом даны были свыше в доисторические времена нашим предкам, которые в строгом соответствии с ними выстраивали весь свой жизненный уклад. Но затем появились ниспровергатели устоев народных. Они возомнили себя наместниками Бога на Земле и переиначили божественный порядок мироустройства на умозрительный, местечковый. Вера со временем ушла, остались лишь научные принципы человеческого общежития, которые и привнесли хаос в нашу жизнь.


А в исходных знаниях человечеству, в частности, были даны указания о том, что, в каком возрасте и как делать. Роль человека в сообществе своих соплеменников качественно менялась в соответствии с его возрастом, что позволяло ему жить в гармонии с окружающей средой обитания. И к 48 годам, к примеру, человек при надлежащем исполнении заветов предков становился у сородичей “мудрым водителем”, что в дальнейшем перерастало в “священное старчество”. Старшие делились жизненным опытом с молодыми, наставляя их в критических ситуациях. Обеспечивалась, таким образом, преемственность поколений. Всё это означало, что умудрённые жизнью люди были востребованы обществом.


В наше же время никто никому не верит. Старшие не нужны младшим, и наоборот. В жёсткой борьбе всех против всех только единицы получают возможность самовыражения в социуме. И ничего здесь поделать нельзя, кроме как восстановить веру праотцов и в корне перестроить в соответствии с её устоями общественную организацию государства. В мало–мальски крупных масштабах это сделать почти невозможно при современном состоянии нравов в обществе, когда культивируется принцип “человек человеку –волк”. Поэтому люди, способные слышать голос естества, объединяются сегодня в различные общины, где пытаются смоделировать модель гармоничного сосуществования. Такие неформальные общины всё более множатся. Люди инстинктивно тянутся к забытым знаниям. И есть надежда, что рано или поздно эти малые ручейки сольются в единый мощный поток изначального богопорядка на нашей планете.


Тогда корневая потребность передачи жизненного опыта будет восстановлена в правах, соединившись с потребностью молодых в получении и осмыслении наказов старцев, то есть старшие и младшие поколения станут социально востребованными  друг другом. А это, в свою очередь, даст крепость всему государственному устройству России.


30.08.1999


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz