Сергей БОРОДИН
Младой невежда, с завистью или
восторгом наблюдая за красивой жизнью журналистов, их поездками по всему свету,
интересными встречами, просматривая по телевизору или читая их репортажи о
щекочущих нервы событиях, может возгореться мечтой об этой профессии. Чего же
проще? Пиши, как в школе, сочинения на разные
свободные темы или разглагольствуй перед телекамерой о том, что видишь
перед собой, – и синяя птица счастья у тебя в кармане. В сравнении с огромным
ворохом разнообразных впечатлений, познавательностью и эмоционально насыщенной
жизнью корреспондента выполнение им своих рутинных обязанностей кажется сущим
пустяком. Да и платят, как правило, прилично. За счёт редакции можно объездить
весь мир. Никакой турист за тобой не угонится. Разве только какой-нибудь
ненормальный отпрыск не в меру богатых родителей.
Тот, кто долго живёт на свете и многое
пережил, рано или поздно приходит к осознанию иллюзии легкости жизни, в какой
бы форме она не была проявлена в нашем несовершенном мире. Мудрый человек
всегда готов к каверзам жизни. Даже когда
ничего не предвещает
неприятностей и всё вокруг кажется стабильным и несокрушимым. Так и в
журналистике - за яркой привлекательностью фасада скрывается часто неподъёмный
камень преткновения. Далеко не каждому удаётся его сдвинуть или хотя бы обойти.
Ведь никто не фиксировал все случаи
личных драм и трагедий на журналистском поприще. А сколько на самом деле поломано
судеб кажущейся беззаботностью процесса отображения информации?! Достаточно
напомнить, что журналистика – одна из самых опасных профессий, известных
человечеству. И дело здесь не в угрозе физического воздействия на журналиста,
хотя достаточно часто ему приходится проходить и через это испытание его
мужества и отчаянности. Эта профессия опасна, прежде всего, разрушительным
внутриличностным конфликтом самого журналиста и его рецидивами.
Если упрощённо представить
технологическую схему журналистской работы, то самого журналиста можно сравнить
с чувствительным датчиком, реагирующим на малейшие изменения окружающей среды
по широкому спектру параметров. Естественно, как и в любой другой сфере
жизнедеятельности, среди пишущей братии имеются в наличии и барракуды, и
бракоделы, и прилипалы, и упыри, и середнячки, и... Одно лишь можно сказать без
сомнения: каждый журналист мечтает достичь ведущего положения в своём секторе
работы и войти в элиту прессы на национальном или международном уровне. Как
говорится, плоха та «акула пера», которая не жаждет славы. Ну, а вариантов по
достижению профессионального признания – масса. И каждый дерзающий на
творческое мастерство идёт своей уникальной тропой к вершине журналистского
Олимпа, реализуя свой шанс достичь высот журналистики.
Как это не печально для младого
невежды, личная популярность среди читателей или телезрителей, равно как и у
собратьев по ремеслу, зависит от тех самых пудов соли, которые для этого нужно
съесть. Главное же во всём этом – найти дорогу к своей аудитории можно только
тогда, когда отображаемые тобой события или явления пропущены через твоё
сердце, через твою душу. И чем более отзывчива и многогранна душа журналиста,
тем более притягательно его творчество. Человек с чёрствой душой, с циничным
отношением к жизни и к людям в этой жизни никогда не сможет стать выдающимся
мастером слова. Таких в журналистском корпусе – устойчивое меньшинство.
Большинство же объемлют своей душой всю скорбь и всю радость сего подлунного
мира.
Здесь-то и сокрыта та самая опасность,
которую за внешней привлекательностью профессии журналиста не желают замечать
начинающие. Обострённо реагируя на всю нелицеприятность и противоречивость
жизнеустройства человеческого общества, журналист, как никто другой, находится
в состоянии постоянного стресса. Человек – не бездушный датчик. Отражая жизнь в
своих материалах, журналист никогда не остаётся безучастным. Он страдает,
радуется, ругается, мирит, болеет, теряет друзей, влюбляется – одним словом
проживает сюжеты своей журналистской работы. У кого-то жизненных сил больше, у
кого-то – меньше. Кого-то хватает на большее, кого-то – на меньшее. Кто-то
побеждает, кто-то – ломается. Кто-то долго живёт, кто-то быстро умирает.
Здоровье, особенно душевное состояние, страдает у каждого журналиста без
исключения. Вот вам и красивость профессии.
Кстати, очень явно распределение
журналистов по шесточкам. В зависимости от собственного жизненного ресурса и
творческих способностей каждый журналист рано или поздно занимает определённую
профессиональную нишу. К примеру, чувствуя ухудшение здоровья и снижение
творческого потенциала, журналист старается сублимировать свои достижения в
журналистском цехе. Обычно в таких случаях он начинает специализироваться на
какой-нибудь одной тематике, которая им уже хорошо разработана ранее. Или
сосредотачивается на организационной работе в обеспечивающих журналистику
подразделениях. Часто таким демаршем человек спасает себя от физической немощи,
а то и от смерти. Правда, как правило, в жертву такой сублимации приносится
талантливость: на личное проживание описываемых событий уже не остаётся
здоровья и сил. И тогда на столе у
редактора оказывается материал весьма поверхностного содержания с упором
на описательную детализацию фабулы явлений.
Сердце
журналиста – не из камня. И только людское милосердие не даёт угаснуть его
Огню. На свету теплее, чем во тьме.
7.05.1999