| содержание раздела | главная страница |


Сергей БОРОДИН



ИСКУШЕНИЕ ЖУРНАЛИСТИКОЙ

 

          Младой невежда, с завистью или восторгом наблюдая за красивой жизнью журналистов, их поездками по всему свету, интересными встречами, просматривая по телевизору или читая их репортажи о щекочущих нервы событиях, может возгореться мечтой об этой профессии. Чего же проще? Пиши, как в школе, сочинения на разные  свободные темы или разглагольствуй перед телекамерой о том, что видишь перед собой, – и синяя птица счастья у тебя в кармане. В сравнении с огромным ворохом разнообразных впечатлений, познавательностью и эмоционально насыщенной жизнью корреспондента выполнение им своих рутинных обязанностей кажется сущим пустяком. Да и платят, как правило, прилично. За счёт редакции можно объездить весь мир. Никакой турист за тобой не угонится. Разве только какой-нибудь ненормальный отпрыск не в меру богатых родителей.


          Тот, кто долго живёт на свете и многое пережил, рано или поздно приходит к осознанию иллюзии легкости жизни, в какой бы форме она не была проявлена в нашем несовершенном мире. Мудрый человек всегда готов к каверзам жизни. Даже когда  ничего  не предвещает неприятностей и всё вокруг кажется стабильным и несокрушимым. Так и в журналистике - за яркой привлекательностью фасада скрывается часто неподъёмный камень преткновения. Далеко не каждому удаётся его сдвинуть или хотя бы обойти. Ведь никто не фиксировал  все случаи личных драм и трагедий на журналистском поприще. А сколько на самом деле поломано судеб кажущейся беззаботностью процесса отображения информации?! Достаточно напомнить, что журналистика – одна из самых опасных профессий, известных человечеству. И дело здесь не в угрозе физического воздействия на журналиста, хотя достаточно часто ему приходится проходить и через это испытание его мужества и отчаянности. Эта профессия опасна, прежде всего, разрушительным внутриличностным конфликтом самого журналиста и его рецидивами.


          Если упрощённо представить технологическую схему журналистской работы, то самого журналиста можно сравнить с чувствительным датчиком, реагирующим на малейшие изменения окружающей среды по широкому спектру параметров. Естественно, как и в любой другой сфере жизнедеятельности, среди пишущей братии имеются в наличии и барракуды, и бракоделы, и прилипалы, и упыри, и середнячки, и... Одно лишь можно сказать без сомнения: каждый журналист мечтает достичь ведущего положения в своём секторе работы и войти в элиту прессы на национальном или международном уровне. Как говорится, плоха та «акула пера», которая не жаждет славы. Ну, а вариантов по достижению профессионального признания – масса. И каждый дерзающий на творческое мастерство идёт своей уникальной тропой к вершине журналистского Олимпа, реализуя свой шанс достичь высот журналистики.


          Как это не печально для младого невежды, личная популярность среди читателей или телезрителей, равно как и у собратьев по ремеслу, зависит от тех самых пудов соли, которые для этого нужно съесть. Главное же во всём этом – найти дорогу к своей аудитории можно только тогда, когда отображаемые тобой события или явления пропущены через твоё сердце, через твою душу. И чем более отзывчива и многогранна душа журналиста, тем более притягательно его творчество. Человек с чёрствой душой, с циничным отношением к жизни и к людям в этой жизни никогда не сможет стать выдающимся мастером слова. Таких в журналистском корпусе – устойчивое меньшинство. Большинство же объемлют своей душой всю скорбь и всю радость сего подлунного мира.


          Здесь-то и сокрыта та самая опасность, которую за внешней привлекательностью профессии журналиста не желают замечать начинающие. Обострённо реагируя на всю нелицеприятность и противоречивость жизнеустройства человеческого общества, журналист, как никто другой, находится в состоянии постоянного стресса. Человек – не бездушный датчик. Отражая жизнь в своих материалах, журналист никогда не остаётся безучастным. Он страдает, радуется, ругается, мирит, болеет, теряет друзей, влюбляется – одним словом проживает сюжеты своей журналистской работы. У кого-то жизненных сил больше, у кого-то – меньше. Кого-то хватает на большее, кого-то – на меньшее. Кто-то побеждает, кто-то – ломается. Кто-то долго живёт, кто-то быстро умирает. Здоровье, особенно душевное состояние, страдает у каждого журналиста без исключения. Вот вам и красивость профессии.


          Кстати, очень явно распределение журналистов по шесточкам. В зависимости от собственного жизненного ресурса и творческих способностей каждый журналист рано или поздно занимает определённую профессиональную нишу. К примеру, чувствуя ухудшение здоровья и снижение творческого потенциала, журналист старается сублимировать свои достижения в журналистском цехе. Обычно в таких случаях он начинает специализироваться на какой-нибудь одной тематике, которая им уже хорошо разработана ранее. Или сосредотачивается на организационной работе в обеспечивающих журналистику подразделениях. Часто таким демаршем человек спасает себя от физической немощи, а то и от смерти. Правда, как правило, в жертву такой сублимации приносится талантливость: на личное проживание описываемых событий уже не остаётся здоровья и сил. И тогда на столе у  редактора оказывается материал весьма поверхностного содержания с упором на описательную детализацию фабулы явлений.


Сердце журналиста – не из камня. И только людское милосердие не даёт угаснуть его Огню. На свету теплее, чем во тьме.

 

7.05.1999


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz