Сергей
БОРОДИН,
публицист,
руководитель
Центра
выявления и обобщения
угроз
национальной безопасности России
при
журнале «Национальная безопасность
и
геополитика России»
Новейшая
история Россия, начавшаяся в 1991 году, – период тяжёлых испытания для всех
народов России. С высоких трибун, со страниц печатных изданий в течение всех
этих окаянных годов многие политические деятели привносили в сознание граждан нашей страны своё
понимание судеб народных, так или иначе
связывая эти судьбы с будущим Российской Федерации. Подобные попытки стать
оракулами современности оканчивались, как правило, плачевно для тех, кто
исповедовал принципы политических временщиков. Однако роль оракула
политического истеблишмента настолько притягательна среди политической элиты
страны, что несть числа всё новым и новым попыткам овладеть этим олимпом
текущего момента. Серьёзный анализ выступлений и публикаций таких претендентов
на роль политических оракулов позволяет выявить главенствующую причину их
сокрушительных неудач. Эта причина состоит в патологическом стремлении
принизить или полностью исключить фактор русского народа в определении
исторического пути развития российской государственности.
В противовес таким временщикам чёткое понимание потенциала русского народа, как системообразующего элемента
российского государства, вновь продемонстрировал Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, Председатель Совета Ассамблеи народов России, член Совета Федерации Федерального
Собрания, в своей новой книге «Мой русский народ». На протяжении всей своей
творческой деятельности Рамазан Гаджимурадович
твёрдо придерживается обоснованных им на реальных фактах общественной жизни
страны подходов к национальной политике
государства, сердцевина которой должна основываться на представлении о том, что судьба,
самочувствие и перспективы русского
народа во многом определяют судьбу, самочувствие и перспективы всех остальных
народов нашей страны, коих насчитывается более 200. По глубокому убеждению Рамазана Абдулатипова, аварца по
национальности, работу по восстановлению мировой роли России надо начинать с
этнокультурного возрождения русского народа. Без него
другие российские народы не поднимутся. Поэтому так
важно заботиться о состоянии национального патриотического
самосознания русских, о знании ими своей истории. И
эти свои убеждения автор многократно доказывал и доказывает своими
практическими делами. К примеру, будучи министром национальной политики
Российской Федерации, он впервые образовал в своём министерстве департамент
этнокультурных проблем русского народа. Именно благодаря ему в Концепции
государственной национальной политики РФ, инициатором и руководителем рабочей
группы по разработке которой он являлся, подчёркнута особая роль русской нации
как объекта и субъекта национальной политики.
Нужно отдать должное мужеству Рамазана Абдулатипова, относящемуся к русскому народу,
как к великому народу, «который занимал и занимает достойное место в истории
человеческой цивилизации и оказал огромное влияние на судьбу каждого из народов
России». При этом он отчётливо отделяет «русскую нацию, русский народ, русскую
культуру» от «не всегда русских по духу политических режимов, которые господствовали
в России». Сегодня на политическом небосклоне страны по пальцам можно
пересчитать общественных деятелей, которые не опасаются открыто заявлять о
необходимости подобного подхода к
русскому вопросу, что позволяет пресечь огульное обвинение русских людей во
всех российских бедах и несчастиях.
Как отмечает в своей книге Рамазан Абдулатипов,
притягательными чертами русской нации всегда были духовность, просвещённость,
стремление к наукам и образованию. Культурное значение русского народа в
общемировом масштабе определяется не столько его численностью, сколько
величайшим потенциалом творческого духа и таланта, которые являются
неотъемлемой составной частью исторического национального самосознания русских.
Благодаря таким национальным особенностям русского народа вокруг него
объединились не только этнически родственные ему восточные славяне, но и другие
народы. При этом на всём русском пространстве происходило взаимообогащение и
заимствование национальных культур проживающих здесь народов. Величие русского
народа со временем стало достоянием величия всех других народов России. Это
стало возможным в результате того, что русскому самосознанию претит
«исторически свойственный другим народам подход, когда человек другого племени,
другого языка, другой культуры воспринимается как варвар». Таким образом, русский народ, являясь этническим
лидером и составляя более 80 процентов населения страны, не уничтожил, а
объединил вокруг себя и сохранил сотни народов и культур. Сегодня 98 процентов
российских граждан владеют русским языком, сохраняя свою самобытность,
самоидентификацию и свой язык.
Именно в силу указанных причин Рамазан Гаджимурадович
акцентирует в своей книге особое внимание на таком понятии как «русский мир»,
понимая под ним «мир духовно объединённых, адаптированных друг к другу,
говорящих и, более того, творящих на русском языке людей различных
национальностей». При этом автор исходит из принципиального утверждения, что
«быть русским по крови и по культуре уже давно не одно и то же для огромного
множества людей». И далее: «Русское этнонациональное развитие задействовано в
историко-культурном взаимовлиянии многих
народов России… В связи с этим национальный вопрос в нашей стране – это, прежде
всего, русский вопрос… Поэтому этнонациональная политика в России должна
заключаться в политике обустройства, прежде всего, русского, народа, которая в
свою очередь определяет уровень обустройства любого другого российского народа».
Такое исторически выверенное понимание истинной сути
русского вопроса, изложенное книге «Мой русский народ», характеризует Рамазана
Абдулатипова как убеждённого патриота своего Отечества, всей своей
деятельностью стойко отстаивающего национальные интересы российского
государства.