Сергей БОРОДИН,
член редколлегии газеты «ЛДПР»
"Запад подарил человечеству наиболее совершенные формы техники,
государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть
ее людям".
Вальтер
Шубарт,
«Европа и
душа Востока»
Сакраментальный
вопрос наших
дней звучит достаточно печально: «Осталось ли хоть что-нибудь святое в
обыденной жизни среднестатистического россиянина?» А печалиться есть от чего: куда ни бросишь взгляд – везде мерзостная картина развала, разорения и краха. Грязные, развратные фильмы, газеты и журналы породили глухих к зову нравственности людей. Зычный глас средств массовой информации, денно и нощно раздувающий порочную страсть к деньгам и сытой
жизни нуворишей, – и вот мы повсюду слышим
лязг зубов хищников дикого рынка,
готовых растерзать даже собственную
мать ради нескольких «кусков»
зеленых. Масса проповедников и их спешно-испеченных учеников, вбивающих в разжиженные мозги еще недавно советских
людей неотразимые методы жизненного
успеха по-американски, – и все наше общественное устройство пропиталась коварством и обманом. При этом, чем выше иерархия чиновников или бизнесменов, тем полнее она насыщена патологическими
лжецами.
Далее можно не продолжать, ибо и так ясно, что моральный кризис общества достиг
критической черты. И на улучшение ситуации рассчитывать не приходится в обозримом
будущем.
Так почему же деградирует в Духе некогда великая Православная держава? Величайшие
русские мыслители XX столетия практически единодушно
винят в разложении традиционных
ценностей России постоянные прививки
русскому человеку губительных для
него западных идеологических установок.
Нравится это кому-то или нет,
но западная культура ядовита для
России, прежде всего, потому, что русский народ получил принципиально
иное по отношению к народам Запада религиозное
воспитание.
Католическое религиозное воспитание западного человека испокон веков было
направлено на обращение к разуму человека с тем, чтобы религиозные
нравственные ценности становились неотторжимой основой личности человека. В результате,
христианские заповеди с течением времени превратились во внутренний
регулятор поведения человека.
Православное религиозное воспитание русского человека построено на регулярном
участии его в религиозной обрядности, то есть в православии наличествует перевес культа и обряда над
учением и моральной стороной христианства. В своем труде «История религии» А. Ельчанинов и П.
Флоренский по этому поводу отмечали следующее: «Брань, драка, пьянство – меньший грех, чем нарушение поста; нарушение целомудрия легче
отпустится духовником, чем нехождение в Церковь; участие в богослужении более спасительное дело, чем чтение Евангелия».
Таким
образом, православие не дает того закала личности, той самодисциплины души и
культуры, которые дает на Западе католицизм. Католичество закаляет душу, дает
ей твердые очертания и ясные
критерии добра и зла. Православие не
устанавливает душе никаких
ограничений, что позволяет душе
русского человека оставаться безбрежной
и расплывчатой. Западное религиозное
воспитание даже после отпадения от
веры, оставляет в душе человека
заметный след в форме культуры, добродетелей цивилизации. Душа же русского человека после отпадения от веры попадает во власть нигилизма, что равносильно пробуждению зверя в русской душе.
В силу вышесказанного в сознании всех наших сограждан должен греметь набат: «Русские
люди! Держитесь веры наших предков. Помните, что подлинная религиозность – единственная защита от проявления звериных качеств вашей души».
Ну, а, если нечто подобное все-таки случится, непоправимо пострадает все земное человечество.
Так что, пока еще не поздно, корабль российской государственности должен быть
развернут прямо в противоположную сторону, поскольку нашей стране предстоит пройти свой неповторимый
путь к духовной цивилизации третьего тысячелетия. Копировать же западный путь развития тем более глупо, что
вся западная цивилизация в
настоящий момент переживает глубочайший
нравственный кризис бездуховности.
Бездуховность западников на фоне
потребительской пресыщенности
порождает у людей безотчетный страх,
который, в свою очередь, вынуждает их
ко всякого рода нравственным и
физическим извращениям. Только бездарные и ограниченные политические деятели могут направлять свои народы в эти адские врата страха за свою
бессмертную душу.
Помимо всего прочего, существует еще одно принципиально значимое препятствие проникновению западного, сугубо потребительского образа мышления в российское общество. Человек Запада относится к «прометеевскому,
героическому» типу человека. Героический человек видит в мире хаос, который он стремится оформить своей организующей силой. Он полон жажды власти и, вместе с тем, удаляется все дальше и дальше от Бога, уходя все глубже в мир вещей. Именно отсюда проистекает трагедия бездуховности Запада. Русский же человек относится к иоанновскому, мессианскому человеку, то
есть к человеку, следующему идеалу, данному в
Евангелии от Иоанна. Мессианский
человек чувствует себя призванным
создать на земле высший божественный порядок, чей образ он в себе роковым образом
носит. Он стремится восстановить вокруг себя ту гармонию, которую чувствует в себе, как свою первооснову. Мессианского человека одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не разделяет, чтобы
властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Им не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев. Мир же он ощущает не
как добычу, на которую нужно бросаться, а
как грубую материю, которую нужно
осветить и освятить. Им движет
чувство некоей космической одержимости,
он исходит из понятия целого, которое
ощущает в себе и которое хочет
восстановить в раздробленном
окружающем. Его не оставляет в покое стремление к всеобщему и желание
сделать его видимым и осязаемым.
В иоанновскую эпоху центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится к сверхземному в
качестве постоянной черты национального характера, а таковыми являются русские люди.
Таким образом, Россия отвечает на вызов бездуховности все более массовым
осознанием российским народом своей мессианской роли, своего призвания в качестве коллективного духовного поводыря человечества,
погрязшего в пороке. Наша страна, Святая
Русь, предстает перед духовными
очами людей доброй воли в образе
Светлого Богатыря, наносящего
решающий удар по мракобесию.
Великоросс! Тебе даются знания и сила. Твое место в дружине Воинов Духа. Яви миру облик нового человека, духовного человека третьего тысячелетия. Да будет благословенен твой
подвиг служения жителям Земли!