Сергей БОРОДИН
НУЖНЫ ЛИ МОСКВЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
ГОСТИНИЦЫ?
Гостиничный бизнес в Москве уже состоялся и будет дальше развиваться. В плане высокодоходности будущее у него замечательное. Но какие гостиницы нужны городу? Частные или государственные? Сегодня этот вопрос стоит перед профессионалами гостиничного бизнеса в очень жёсткой форме. Следуя за модой на приватизацию, весьма заманчиво полностью избавиться от государственных гостиниц. Если такое произойдёт, то в первую очередь будут распроданы на квартиры аппарт-отели, то есть гостиницы, образованные из жилых домов. На первый взгляд, это сулит большие деньги. Маячат серьёзные суммы денег, если приватизировать гостиницы даже по весьма скромным ценам и сразу же продать их втридорога. Гостиничный бизнес, конечно, не может дать таких бешенных темпов окупаемости.
Однако, при таком раскладе город просто лишится этих гостиничных мест, и в дальнейшем потребуются значительные финансы, чтобы оплачивать счета в дорогих первоклассных отелях типа Палас-отель или Савой.
МИФИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСТИНИЦ
Московские отели, которые приватизировались в начале 90-х годов, сегодня городу не приносят никакой реальной выгоды. Собственно, и сама их приватизация была почти дармовой, что не принесло никакой пользы в улучшении экономического и технического состояния этих гостиниц. Можно взять, для примера, приватизированные гостиницы «Центральная», «Байкал», «Минск», «Заря», которые в свете современных требований уже с большим трудом можно отнести к таковым. Владельцы всё время меняют свои целевые установки в развитии таких гостиниц. Эти цели зачастую с точностью до наоборот меняют направления развития гостиниц, чем вносят постоянную сумятицу и полную неразбериху в действия гостиничного персонала. Как правило, за этими гостиницами стоят большие предприятия самых разных направлений и территориального дислоцирования. Для них это всего лишь побочный бизнес. Эти гостиницы куплены теми или иными нефтяными, газовыми, никелевыми или какими-то другими заводами, предприятиями или фирмами. Для предприятий-владельцев весь гостиничный бизнес заключается в престижности факта наличия в Москве своей гостиницы. И всё. Никаких инвестиционных программ. Никаких планов перспективного развития, к примеру, по превращению приватизированной гостиницы в лучшую среди других в городе или по созданию на базе этой гостиницы цепи гостиниц и т.д. Поэтому-то эти гостиницы городу ничего не несут: при приватизации были проданы за копейки и в дальнейшем не дали никакого экономического эффекта. А ведь при проведении различных городских мероприятий, например, таких, как празднование 60-тилетия победы под Москвой, городу необходимо иметь гостиничные места с крайне низкими прейскурантами. Мэрия может рекомендовать это сделать только тем гостиницам, которые действительно находятся в её юрисдикции, а никак не коммерческим структурам, которые могут к этому отнестись и не всегда положительно.
Здравый смысл, подкреплённый экономическими расчётами и практикой бизнеса, говорит о том, что какая-то часть гостиниц города должна остаться в его ведении. Пусть это будет вполне определённый контингент гостиниц, например, аппарт-отели. Гостиничные места таких гостиниц периодически могут работать и на город, и на его имидж, и на политику города в отношении каких-то слоёв и групп населения и т.д.
АВАНТЮРИСТЫ АТАКУЮТ ГОСТИНИЦЫ
Если в гостиничный бизнес прорвутся авантюристы, то
есть те стяжатели лёгких денег, которые толком ничего не умеют и не знают, как
вести этот бизнес и которые настроены исключительно на то, чтобы сорвать
максимум возможного с гостиничных
площадей, то гостиничный бизнес превратится исключительно в механизм получения
прибыли любой ценой. Таких людей не интересует перспектива развития
гостиничного дела в городе. После них, обычно, вместо процветавших в прошлом
гостиниц остаются жалкие, обветшавшие сооружения, для приведения которых в
приличное состояние требуются серьёзные капиталовложения. Об экономическом
положении «убитых» таким образом гостиниц говорить даже неприлично, поскольку
они находятся в бездонной долговой яме. Естественно, человеческому отношению к
гостям в гостиницах, подвергшихся разграблению пиратов от бизнеса, просто не
останется места.
А ведь гостиницы – это, прежде всего, люди. И поэтому
человечность в этом виде бизнесе должна быть на первом месте, и уж затем
следует выгода. Без такого подхода к делу поставить гостиничный бизнес в
долговременном плане не представляется возможным.
ЗАЩИТИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ХОТЕЛЬЕРОВ
Профессионалы выражают повышенную заинтересованность в
поддержании высокой марки гостиничного бизнеса. Чтобы обезопасить это
направление бизнеса от авантюристов, в кратчайшие сроки в городе необходимо
создать банк данных по кадрам, в который должны входить специалисты гостиничного
бизнеса, прошедшие проверку на состоятельность в течение не менее 3-х лет
реальной работы в данной сфере деятельности. Такой банк кадровой информации
позволит любому бизнесмену, вступившему в права собственности на гостиницу,
оперативно набрать профессионально подготовленную команду менеджеров и
обслуживающего персонала. А авантюристы, которые единственно, что знают, так
это то, что на гостиницах можно делать большие деньги, гарантированно останутся
за бортом. Их профанации вряд ли смогут помочь им когда-нибудь попасть в этот
банк данных, где имеются надёжные поручительства за всех, находящихся в его
информационном массиве.