| содержание раздела | главная страница |




Сергей БОРОДИН


 

                  

ПЕРЕДОВОЙ  ОПЫТ  МУСОРОПЕРЕРАБОТКИ

 

Казалось бы ещё совсем недавно буквально все средства массовой информации, особенно районные издания и студии кабельного телевидения, без конца поднимали вопрос о «замусоривании» городских территорий. В Москве строились крупные микрорайоны, развивалась промышленность. Город уже десять лет переживает бум торгово-посреднической деятельности: помимо резкого увеличения числа стационарных торговых точек лавинообразно возникли как бы из ниоткуда уличные торговцы с лотков в громадном количестве. Всё это привело к массированному образованию таких колоссальных объёмов мусора, что сложившаяся ещё в советские времена система его сбора, вывоза и переработки была попросту раздавлена. Началось повсеместное разрастание стихийных свалок разнотипного мусора. Возникла реальная опасность неконтролируемого взрыва «мусорной ситуации» в общегородском масштабе. Загрязнение территории, запах гниения и разложения, всплеск эпидемических заболеваний, экологическая катастрофа – вот лишь некоторые возможные угрозы, грозившие москвичам в случае непринятия решительных мер по обузданию наступления мусора на экологию городской среды обитания.


Нужны были люди, которые смогли бы, засучив рукава, каким-либо образом разрешить возникшую проблему с мусоропереработкой. И такие люди появились. Один из них,  Киселёв Виктор Васильевич, работая в аппарате префектуры СЗАО, занимался мусорной проблемой, можно сказать, на теоретическом уровне. Поняв суть вопроса на основе изучения самых современных методов переработки мусора за рубежом и не найдя энтузиастов, которые смогли бы воплотить такие технологии в жизнь, он решился на довольно смелый поступок: сам перешёл с ноября 1992 года на практическую работу в этой тяжелейшей сфере деятельности. Организовав на фирме «Дортранс» направление по сбору, вывозу и переработке мусора,  он решительно взялся за дело, которое в лицензиях Лицензионной комиссии Москомприроды и Московской лицензионной палаты обозначено следующим образом: «Утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных)».


23 февраля 1995года вышло Распоряжение префекта СЗАО за № 315рп «О первичной сортировке и переработке крупногабаритного мусора по технологии немецкой фирмы «Допштадт» на территории СЗАО», где в целях выполнения экологической программы по сбору, сортировке твёрдых бытовых отходов и крупногабаритного мусора в округе, ликвидации стихийных свалок на территории округа, уменьшения количества транспорта, задействованного на вывозе мусора, сбора вторичных ресурсов и их частичного использования для нужд округа была согласована разработанная фирмой «Дортранс» схема первичной сортировки и переработки крупногабаритного мусора по технологии немецкой фирмы «Допшдадт», а также установлено место сортировки, дробления и измельчения крупногабаритного мусора и хранения продуктов переработки (промзона МО «Строгино», проезд-120). В Распоряжении содержалась прямая рекомендация дирекциям единого заказчика муниципальных округов, предприятиям и организациям округа заключать договора на приём строительного мусора, среза деревьев и кустарника, а также на ликвидацию стихийных свалок и вывоза мусора с фирмой «Дортранс». Таким образом были признаны первые успехи в разрешении мусорной проблемы и полноценное включение фирмы «Дортранс» в выполнение целевой программы по сбору, вывозу и переработке крупногабаритных отходов на территории СЗАО. Для выполнения этой задачи фирма на собственные средства  закупила специализированное оборудование  немецкой фирмы «Doppstadt» (мусородробильную установку DW-2560 «Бизон» и сортировочную установку  SM-318).


В дальнейшем Постановлением Правительства Москвы № 211 от 05.03.96г. «Об организации сбора и переработки вторичного сырья в г. Москве» была утверждена Программа первоочередных мероприятий по развитию системы сбора и переработки вторичного сырья в г. Москве на 1996-1997 гг., представленная Департаментом инженерного обеспечения. В одном из пунктов этой программы было предусмотрено создание на промплощадке фирмы «Дортранс» производства по переработке крупно-габаритного мусора на базе мусороперерабатывающей установки «Бизон», производительностью 85 т/час с раздельным получением вторичного сырья ( то есть за основу технологии переработки был выбран принцип разделения мусора на фракции).


После обучения и стажировки обслуживающего персонала в Германии и вступления в 1996 году в действие второй и третьей очереди мусороперерабатывающей станции (МПС) «Строгино» в соответствии с технологической схемой её работа была выстроена в трёх следующих направлениях:


1.     Переработка крупногабаритных отходов;


2.     Переработка строительных отходов;


3.     Переработка древесных отходов.


Переработка мусора позволила в кратчайшие сроки ликвидировать стихийные свалки, уменьшить количество транспорта и облегчить работу жилищно-коммунальных служб округа. Кроме того,  МПС «Строгино» способствовала экономии бюджетных средств, поскольку увеличение её пропускной способности позволило последовательно понижать стоимость вывоза одного бункера крупногабаритного мусора  с территории СЗАО: в 1996 г. - на 3%, в 1997 г. – на 19%, в 1998 г. – на 7%, в 1999 г. – на 14%.


В плане экологического контроля за деятельностью МПС «Строгино» силами ЦГСЭН в СЗАО г. Москвы проводится динамическое наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по ул. Твардовского (отбор проб на содержание оксида углерода, диоксида азота, углеводородов суммарных, фенола, формальдегида, сернистого ангидрида, бензола, толуола, ацетона). За пять лет работы станции не выявлено ни одного случая превышения ПДК, принятых для атмосферного воздуха жилой застройки согласно СанПиН 2.1.6.575-96 «Гигиенические требования к охране атмосферного воздуха населённых мест».


Читателю, очевидно, будет интересно познакомиться с усреднённым составом крупногабаритных отходов (КГО), статистически выверенного за пятилетний период работы МПС «Строгино»:


·        Лом чёрных металлов                                          10%


·        Макулатура смешанная                                       12%


·        Полимерные отходы                                            0,3%


·        Отходы древесные                                               21,3%


·        Строительные отходы                                         11,4%


·        Остаток КГО                                                        45%


Остаток КГО, не подлежащий дальнейшей переработке и вывозимый на Истринский и Хметьевский полигоны Подмосковья, представляет собой смесь мелкой и загрязнённой макулатуры, полимерной тары, отходов строительных материалов и тому подобные включения. Из древесных отходов путём естественного гниения без добавления каких-либо химических реагентов производится компост, который по своим свойствам приравнен к торфонавозному удобрению, используемому для выращивания деревьев, кустарников, цветов, устройства газонов. Другие составляющие КГО сдаются во вторсырьё.


Таким образом проблему «замусоривания территорий» северо-запада Москвы удалось успешно разрешить в том числе и силами фирмы «Дортранс»: ежедневно до 13-15 часов весь накопившийся за сутки мусор практически полностью вывозится с территории СЗАО по самым низким в городе расценкам. А любой горожанин очень хорошо понимает всю важность, особенно в жаркие дни,  оперативности и качественности вывоза мусора из жилой зоны.


Заслуженные успехи фирмы в этой области были отмечены в апреле 2000 года Дипломом финалиста конкурса «Московский предприниматель – 99» в номинации «Коммунально-бытовые услуги и сервисное обслуживание», что показывает ту высокую степень внимания, которая на уровне Московского региона отводится проблеме мусоропереработки.


Необходимо также отметить, что помимо чисто производственных забот руководство фирмы «Дортранс» уделяет постоянное внимание посильному участию в разрешении социальных проблем района своего местонахождения. Так участников и инвалидов ВОВ, проживающих в Троице-Лыкове, фирма обеспечивает за свой счёт дровами, а в самой деревне ею оборудованы на условиях благотворительности 3 комплексные  площадки для сбора мусора ( установка металлического ограждения, укладка бетонных плит, закупка трёх бункеров накопления мусора). Кроме того специалисты фирмы помогают храму в Троице-Лыкове по благоустройству и вывозу мусора с его территории.


Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью констатировать тот факт, что фирма «Дортранс» профессионально взялась всерьёз и надолго за благоустроение городской территории. Каждому из нас приятно видеть чистые дворы, где не валяется гниющий мусор, где дети могут спокойно играть, а родители не боятся, что их чада подхватят какую-нибудь заразу на свалках мусора. Так воздадим же должное уважение тем скромным труженикам жилищно-коммунального хозяйства Москвы, что практически заново выстроили систему мусоропереработки, избавившую город от замусоривания и оздоровившую среду биологического существования столичных жителей.


Честь им и почёт!


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz