| содержание раздела | главная страница |

 

                                      

ШКОЛА БУДУЩЕГО В ПОДМОСКОВНОМ ОДИНЦОВЕ

 

Начало нового учебного года в подмосковном городе Одинцово ознаменовалось открытием в микрорайоне 5-5а (бульвар Маршала Крылова, 20) школы-гимназии на 1080 учащихся. Проектированием этого уникального во всех отношениях школьного здания занимался авторский коллектив ЦНИИЭП жилища под руководством заслуженного архитектора России Валентина Ивановича Степанова. А.В. Степанов, руководитель архитектурной мастерской № 6 ЦНИИЭПжилища, в беседе с корреспондентом журнала «Моя Москва» рассказал об этом уникальном проекте.

 

 

- Алексей Валентинович, какая доминантная идея была положена в основу проекта Одинцовской школы?

 

- Идеологом разработки школы был недавно ушедший из жизни Валентин Иванович Степанов, в свое время разработавший концепцию «школы будущего». Суть этих разработок легла в основу данного проекта. Может, конечно, и не все проблемы удалось окончательно решить, но, в принципе, современные школы должны быть несколько иными, нежели те, что строятся сегодня. Школьные здания должны быть такими, чтобы детям было приятно там находиться и интересно учиться, чтобы отсутствовала всякая «казарменость». Проектируя эту школу, мы ставили перед собой цель по созданию пространства, где детям не было бы скучно, чтобы они имели возможность выбирать те или иные внутренние пространства в соответствии со своими интересами. Данная школа рассчитана на эксплуатацию в течение всего дня, для этого проектом предусмотрены залы различного назначения (спортивный, хореографический, выставочный), зимний сад, бассейн и большое количество различных кружков и студий.

 

- В чем заключалась главная архитектурная задача при проектировании?

 

- Такой архитектурной задачей, которую удалось решить нашему коллективу в процессе проектирования, является достижение максимально возможной компактности здания для эффективного применения «тесной» педагогической технологии. В принципе, одной из главных особенностей проектирования школ являются требования государственных нормативов, чтобы во всех учебных помещениях и рекреациях должно быть очень много света. Поэтому школьные здания, как правило, расползаются достаточно широко по площадным параметрам, потому что нужно обеспечить достаточное количество света для освещения большого числа помещений. В нашем проекте за счет применения верхних источников света удалось добиться уникальной компактности сооружения. Кроме того, в проект заложен принцип асимметрии оформления фасада здания. Главный вход ориентирован на бульвар Маршала Крылова, а южная сторона – на Можайское шоссе. Поэтому этот фасад имеет дополнительными архитектурными детали, чтобы создать эффектный вид и со стороны Можайского шоссе.

 

- Какие новшества проекта вы могли бы особо выделить?

 

- О двух главных новшествах – массированное применение верхнего света и достигнутая за счет этого компактность – я уже сказал. Кроме того, здание школы имеет совершенно необычную для школ овальную форму. Другим новшеством являются большие по площади учебные помещения, превышающие московские нормативы (порядка 80 кв. м вместо стандартных 60 кв. м), что дает возможность применять прогрессивные групповые методы обучения. При этом они достаточно интересно решены в плане возможности параллельного проведения в аудитории как общих уроков, так и практических занятий, поскольку у учителя появилась возможность применять групповые и индивидуальные методы обучения. Кроме того, в учебных кабинетах предусмотрены два учительских места – за столом и в небольшом помещении, отгороженном от класса стеклянной перегородкой.

 

Еще одно новшество – большое количество помещений, которые обычно в школах не предусматриваются. К таким помещениям относится колоссальный зрительный зал почти на 500 мест с большой сценой и подсобными помещениями. Звуковые технологии зрительного зала предоставила специализированная фирма ЗАО «НИКФИ». Фактически школа получила небольшой театр, на сцене которого можно ставить практически профессиональные театральные постановки. Имеется также большая студия хореографии (зал размером 18 на 15 метров) со своими раздевалками. Как правило, в школах редко можно увидеть и большой зимний сад, реализованный нами в данном проекте. И что в школах вообще не бывает, так это выставочного зала, причем достаточных размеров для проведения серьезных вернисажей. Ко всему сказанному следует добавить наличие в школе интерьеров, выполненных в современной стилистике дизайнерской студией под руководством авторского коллектива, что позволило добиться органического единства интерьеров и экстерьеров здания.

 

- Хотелось бы, чтобы вы провели своеобразную заочную экскурсию по этой школе.

 

- Если войти в здание со стороны бульвара Крылова, то сразу оказываешься в просторном главном вестибюле-фойе, соединенном с зимним садом. Из вестибюля организованы входы в административные помещения, в зрительный зал, в обеденный зал, в учебные мастерские, в выставочный зал, а также имеется проход в блок бассейнов, то есть композиционно все общешкольные помещения первого этажа замыкаются на вестибюль, образуя анфиладу взаимосвязанных пространств. При этом школьные раздевалки опущены в цокольный этаж. Надо отметить также, что 15% площади этажа занимает свободное открытое пространство, которое трактуется как зона отдыха учащихся под естественными навесами здания на открытом воздухе.

 

На втором этаже размещены учебные помещения, библиотека, медиатека, рекреации, малый зимний сад, спортивный зал. На третьем этаже находятся учебные помещения, требующие повышенного уровня естественного освещения, а также студия хореографии.

 

Все рекреации здания светлые, освещенные естественным светом посредством фонарей верхнего света, а рекреации второго этажа освещаются через световые «колодцы».

 

По горизонтали здание разделено залами на две автономные группы помещений основной и старшей школы.

 

На школьном участке расположено спортивное ядро с круговой беговой дорожкой, футбольное поле, ряд игровых площадок (волейбол, баскетбол, теннис) и площадки для занятий гимнастикой на открытом воздухе. Вся территория, прилегающая к зданию школы, благоустроена в соответствии с самыми высокими требованиями ландшафтного дизайна.

 

- Когда планируется открытие школы?

 

– Хотелось бы отметить, что проект был выпущен нами в 2003 году, и в том же году началось строительство школы силами СЭУ ОАО «Трансинжстрой». Затем из-за отсутствия финансирования стройка была приостановлена на год. В сентябре прошлого года здание школы было сдано в эксплуатацию. Открытие школы планируется сразу после зимних каникул в январе 2008 года. Сейчас школа укомплектовывается как учащимися, так и преподавательским составом.

 

 

- Наверное, проект данной школы не единственный для вашей архитектурной мастерской?

 

- Не единственный. По проектам коллектива нашей мастерской, в настоящее время в Москве строятся еще три школы. А в отношении проекта в Одинцово могу добавить, что можно, конечно, спорить о каких-то архитектурных моментах проекта, но при этом существует вполне однозначный факт: на сегодня ни в России, ни за рубежом по архитектурным и технологическим решениям нет аналогов, с которыми можно было бы концептуально сравнить сделанное нами. Уверен, что в этом проекте удалось воплотить концепцию школы XXI века.

 

Интервью: Сергей Бородин

 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz