Сергей БОРОДИН
Программа межрегионального сотрудничества Правительства
Москвы в сфере строительства осуществляется с 2002 года в соответствии с
соглашениями между Правительством Москвы и органами исполнительной власти
городов и регионов РФ, а также стран ближнего зарубежья о
торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве.
Основными задачами программы являются расширение
связей столицы с регионами России и зарубежными государствами; формирование и
улучшение инвестиционной среды регионов России; привлечение инвесторов в
регионы; обмен опытом, внедрение новых строительных технологий и материалов, а
также реконструкция и модернизация предприятий стройиндустрии.
Приоритетными направлениями программы
определены инвестиционно-строительная
деятельность московских компаний в регионах, оказание содействия в разработке генеральных планов городов, оказание методологической помощи, осуществление функций заказчика строительства.
Главный принцип –
использование финансовых и управленческих ресурсов московского строительного комплекса и максимальное привлечение местных
ресурсов для организации масштабного жилищного строительства, а также
строительства социальных и
культурных объектов.
Строительство
осуществляется по инвестиционным контрактам, заключающимся в соответствии с
законодательным и правовыми актами РФ.
Контролирующим
и гарантирующим выполнение подписанных соглашений органом, отвечающим за
развитие и реализацию Программы является Департамент градостроительной
политики, развития и реконструкции города Москвы, в том числе Управление выполнения
межрегиональных программ и государственное унитарное предприятие г.
Москвы «Управление развития и реализации региональных строительных программ»
(ГУП «Регионстройинвест»).
Совместная работа
всех участников соглашения позволяет добиться в регионах, где реализуется
Программа, мультипликативного эффекта развития экономики. Итогом становится
привлечение и аккумулирование значительных бюджетных и внебюджетных финансовых
ресурсов, реальное управление денежными потоками в регионах. Вовлечение в
строительство местных подрядных организаций повышает занятость трудоспособного
населения, ведет к увеличению объема доходов на душу населения и повышению их
уровню жизни. Контроль над обеспечением строек качественными строительными
материалами со стороны московских инвестиционно-строительных компаний существенно
повышает качество продукции региональных заводов.
Правительство Москвы имеет большой опыт работы во всех сферах
ведения городского
хозяйства, который сегодня
востребован в регионах.
Проблема несовершенства
нормативно-правовой базы
в строительной сфере и конфликты с новым законодательством, остро стоящая в регионах, в момент в Москве практически отсутствует. Это результат масштабной работы, которая велась ни один год и
ведется до сих пор. Правительство
Москвы в рамках
Программы оказывает помощь
в разработке и доработке генеральных планов городов, документа, без которого невозможно развитие ни одного города.
В рамках Программы ведется
строительство объектов в регионах за счет бюджетных средств Москвы и в рамках федеральных адресных программ при участии Москвы. При этом Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы берет на себя функцию государственного заказчика и осуществляет координацию строительства в регионах.
Сейчас в рамках Программы работают 30 крупных московских инвестиционно-строительных компаний,
деятельность которых осуществляется
во всех федеральных округах России и в 11 зарубежных странах в
целях повышения общей деловой активности в регионах и привлечения инвестиций в строительную отрасль. В
этих условиях одной из главных задач
Департамента градостроительной
политики, развития и реконструкции
города Москвы и его Управления
выполнения межрегиональных программ является налаживание взаимодействия между
инвестором и местной властью. Как
показывает практика, при поддержке
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации многие
проблемы можно решить без проволочек,
а совместная работа позволяет добиться в регионах, где реализуется Программа, реального развития экономики и бизнеса.
Московские инвестиционно-строительные компании понимают, что выход в регионы –
это не только способ диверсифицировать
инвестиционный портфель, но и, прежде
всего, возможность получить требуемый уровень доходности за счет применения богатого московского опыта в более щадящих региональных условиях и распределения
мощностей компании на развивающиеся, растущие рынки и получения компанией определенной ниши и соответствующей доли
местного рынка.
Там, в Нижегородской области компания «ПИК-Регион» – лидер по охвату регионального рынка в России – строит
жилые дома общей площадью 82,8 тыс.
кв. м., ЗАО «Мосмарт» – свой первый региональный гипермаркет, а ГК
«Кортстон» в 2009 году планирует начать строительство гостиницы в Нижнем Новгороде. Организовано
строительство жилых микрорайонов в Санкт-Петербурге, Риге, Киеве, Луганске,
Ереване. Ведётся строительство гостиниц в Туле,
Сергиевом Посаде и Ярославле, а также в городах Ярославской области – Ростове
Великом, Угличе, Переславле Залесском и Рыбинске. В портфеле заказов ОАО
«Моспромжелезобетон» – выпуск аэродромных плит для Казахстана и изготовление
14-ти метровых Т-образных ригелей со сложным армированием, которыми
укомплектованы объекты торговой сети
«Метро» в Туле, Воронеже и Липецке.
Коллектив
компании «МонАрх» особо гордится строительством двух общеобразовательных школ в
Беслане на месте разрушенной во время
памятных трагических событий школы № 1. По заданию правительства Москвы Концерн
«МонАрх» выполнял функции генерального
подрядчика строительства этих новых трехэтажных школ (заказчик –
Республика Северная Осетия – Алания, проектировщик – Институт
«Ростовгипрошахт»).
Вслед
за крупными московскими инвестиционно-строительными
компаниями в регионы приходят и
предприятия среднего и малого бизнеса. Так, яркие, красочные, нарядные
детские площадки, созданные строительной компанией «Мир Вашему Дому», сегодня
можно увидеть, помимо Москвы и Московской области, и на Курилах, и в Ачинске, и
в Ангарске, и в Грозном, и в Нефтеюганске, и в Украине, и в Таджикистане, и в
Белоруссии, и в Узбекистане. Главное, что следует из такой обширной географии
произведённых компанией работ, заключается в том, что её изделия востребованы
такими бескомпромиссными «заказчиками», каковыми являются дети. Характерный
пример: на открытие детской площадки в Нефтеюганске пришли 1500 детей!
Вслед
за бурным развитием медицинского направления в столичном регионе аналогичные
процессы сегодня наблюдаются и в других российских регионах. В частности, на
Севере, в Ямало-Ненецком автономном округе, уже более десяти лет практически во
всех районных центрах построены или строятся современные медицинские
учреждения, оснащённые медицинским оборудованием по самым высоким стандартам.
Существенный
вклад в создание современной медицинской инфраструктуры округа внесли
проектировщики московской компании «Газмедсервис», которая работает на Ямале с 1994 года. Сотрудники
этой проектной организации за прошедшие двенадцать лет накопили бесценный опыт
по возведению больниц, поликлиник, медицинских центров и других сооружений
медицинского профиля в тяжелейших климатических условиях Крайнего Севера нашей
страны.
Первым,
и потому особенно дорогим для сотрудников ЗАО «Газмедсервис» объектом была
центральная городская больница в городе Лабытнанги на полуострове Ямал. Это был
«законсервированный» ещё с советских времён долгострой. Больницу
реконструировали, полностью оснастили и ввели в эксплуатацию.
В
регионе продолжается реализация программы строительства небольших районных
больниц, часть из которых проектирует «Газмедсервис». Кроме того, в настоящее
время правительство округа рассматривает программу построения на Ямале
нескольких десятков перинатальных центров, к проектированию которых московские
проектировщики готовы подключиться.