Сергей БОРОДИН
Корпорация «Трансстрой» – одна из крупнейших
организаций в строительном комплексе России – обладает уникальным опытом в
области транспортного строительства крупных и сложных объектов в самых
различных инженерно-геологических и климатических условиях. Корпорация
объединяет научные, проектно-изыскательские и технологические институты,
строительные и промышленные предприятия, лидируя в разработке и применении в
транспортном строительстве прогрессивных проектных решений, новых технологий,
строительных конструкций и специальной техники. В Корпорации все работы
проводятся в строгом соответствии с системой качества на базе международных
стандартов ISO серии 9000, сертифицированной международным сертификационным
центром TUV. Это гарантирует удовлетворение требований заказчиков по качеству
проектирования, строительства, надёжности и долговечности сооружений.
Высокий
профессиональный уровень инженерно-технических и рабочих кадров позволяет
Корпорации осуществлять масштабные инвестиционные проекты – от зарождения идеи
до её полной реализации. При этом основой стратегии Трансстроя является
отличное качество, разумные цены и соблюдение сроков, что во многом
обеспечивается высокопроизводительным трудом.
Корпорация
«Трансстрой» – активный участник преображения облика столичного мегаполиса. В
её активе – строительство таких важных объектов, как Московская кольцевая
автодорога, Третье транспортное кольцо, крупные транспортные развязки и
эстакады, реконструкция Старого Гостиного Двора, уникальные операции по
перемещению в новые створы Краснолужского и Андреевского мостов. Сооружаемые
объекты успешно участвуют в различных конкурсах, проводимых Правительством
Москвы. К примеру, абсолютным победителем конкурса на лучший реализованный
проект 2001 года была признана транспортная развязка на пересечении
Волоколамского шоссе и улицы Свободы с тоннелем под каналом им. Москвы.
Одной из
сложнейших задач, успешно решённых Трансстроем, явилась прокладка Лефортовского
тоннеля – крупнейшего городского автодорожного тоннеля России и Европы. Тоннель
расположен под заповедным местом «Лефортовская слобода» между Спартаковской
площадью и Проломной Заставой в сложных инженерно-геологических условиях –
напластованиях грунтов различной крепости и устойчивости с гидростатическим
давлением до 0,3 МПа на 40-метровой глубине. Его протяженность 3,3 км, в том
числе участок глубокого заложения – тоннель кругового очертания длиной 2300 м,
наружным диаметром почти 14 м из сборных высокоточных железобетонных блоков
толщиной 0,7 м с двумя рядами эластомерных уплотнителей в стыках и между кольцами
для гидроизоляции тоннеля.
Специальная
технология безосадочной скоростной проходки тоннеля в сочетании с применяемой
высокоточной водонепроницаемой сборной железобетонной обделкой исключила любые
воздействия на поверхность заповедной зоны Лефортово как в период
строительства, так и в период эксплуатации.
Проходка
тоннеля в сложных гидрогеологических условиях при повышенном гидростатическом
давлении осуществлялась с применением тоннелепроходческого комплекса фирмы «Херренкнехт
АГ» наружным диаметром 14,2 м с активным пригрузом забоя из тиксотропного
бентонитового раствора. В процессе проходки постоянно обеспечивалась
устойчивость забоя путем воздействия на бентонитовую суспезию воздушной
подушки, регулируемой давлением сжатого воздуха. Управление движением щита по
заданной проектом трассе осуществлялась в автоматическом или полуавтоматическом
режиме.
Сложные
инженерно-геологические и градостроительные условия проложения трассы
Лефортовского тоннеля, исключительно высокие требования к качеству строительных
конструкций и охране природной и городской среды потребовали от Корпорации «Трансстрой»
организации постоянного научного сопровождения проектирования и строительства
тоннеля. Четкая организация системы мониторинга позволила уже в процессе
строительства оценивать эффективность проектных решений и принятой технологии
работ, оперативно вносить соответствующие коррективы, обеспечить безаварийную и
практически безосадочную проходку тоннеля, в результате чего
·
тоннель был
построен в рекордно короткие сроки, фактически за один год;
·
сборная обделка
надежно обеспечивает водонепроницаемость и её несущую способность;
·
в 1,5 раза против
проекта были превышены средние месячные скорости проходки тоннеля, которые
составили 155 м при максимальной скорости 248 м;
·
осадки зданий,
сооружений и коммуникаций во всей зоне строительства составили 6–12 мм, что
существенно ниже допускаемых проектом (до 30 мм);
·
сохранены в
первозданном виде все исторические здания, памятники и водоемы района Лефортово;
·
проходка шла без
традиционных проходчиков, откатчиков и вообще ручного труда, поскольку
фактически функционировал завод по
строительству тоннеля, на котором работали компьютеры и люди, управляющие
техникой;
·
был отработан
новый технологический процесс по проходке тоннеля с применением
тоннелепроходческого комплекса с пригрузом забоя.
За организацию работ на строительстве Лефортовского
тоннеля Филиалу № 3 ЗАО «Трансмонолит» Корпорации «Трансстрой» присуждено первое место
в конкурсе «Лучшая строительная площадка 2003 года» и присвоен квалификационный
сертификат «Предприятие высокой культуры строительного производства».
В 2005 году к Храму Христа Спасителя
через Москву-реку был возведён пешеходный мост, что ознаменовало завершение первой
очереди создаваемой пешеходной зоны. При реализации проекта Центром ПХТРАХ З.К.
Церетели применено оригинальное художественное
решение, придавшее сооружению эффект ажурного переплетения в стиле
русских кружев, что позволило мэру Москвы Ю.М. Лужкову назвать мост «кружевным».
Архитектурно-художественную
концепцию моста к Храму Христа Спасителя через стрелку острова от Замоскворечья
разработал ГУП «Моспрект-2» им. М.В. Посохина. Конструкция моста была
разработана ОАО «Гипротрансмост», который предложил схему 55+105+50 цельносварного металлического пролетного
строения с ортотропной плитой (длина прохожей части моста – 203,1 м, ширина
прохожей части – 12,0 м, монолитный железобетон опор – 2.0 тыс. м3 ,
монолитный железобетон тела опор – 0,6 тыс т, металлоконструкции пролетного
строения – 1,2 тыс. т, гранитная облицовка – 1,4 тыс. м2 ). Головным
исполнителем работ был МТФ «Мостоотряд 18» Мостотреста.
Технологию
сооружения моста специалисты разработали, принимая во внимание интенсивность
движения автомобильного и пассажирского транспорта по Пречистенской набережной
и учитывая то, что на Берсеньевской набережной находятся памятники XIX века. Был предложен оригинальный вариант разворота собранных на
противоположных берегах Москвы-реки двух половин («птичек») моста:
1. На противоположных берегах сооружались русловые опоры
моста.
2. На ростверках
опор монтировались металлические колонны, на которых затем монтировался поворотный круг. На
поворотном кругу монтировалась система салазок, на которую соответственно и
передавалась нагрузка от собранной «птички» после окончания сборки на
подмостях.
3. Производился разворот «птичек» на 78,76 град. На второй
опоре (Пречистенская наб.) и 71,75 град. на третьей опоре (Берсеневская наб.)
соответственно.
Благодаря
разработанной оригинальной технологии строительства моста стройка не мешала
повседневной жизни города и в первую очередь движению автотранспорта по
набережным и расположенному неподалеку Большому Каменному мосту, а также
начавшейся навигации судов на Москве-реке.
Сооружение и Лефортовского тоннеля, и пешеходного
моста через Москву-реку к Храму Христа Спасителя наглядно демонстрирует, что Корпорация «Трансстрой» на высокопрофессиональном уровне сохраняет и развивает полувековые традиции Министерства
транспортного строительства СССР, что транспортные
строители сохраняют передовые позиции в авангарде строительного комплекса
России.