| содержание раздела | главная страница |

 

 

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                                                      

ВОЛШЕБНЫЙ  МИР  ГОРОДСКОЙ  ИЛЛЮМИНАЦИИ

 

 

Облик современных городов невозможно представить без архитектурного освещения, превратившегося в важную составную часть их комплексного благоустройства. С начала 90-х годов XX века световая иллюминация стала активной компонентой формирования эстетических вкусов горожан, комфортности их жизни что нашло отражение в столичной программе  «Формирование световой среды города Москвы», принятой в 1994 году. Современная энергосберегающая техника освещения при использовании разнообразных приемов и средств обеспечивает благоприятную для человека световую среду, обладающую яркой художественной выразительностью и психологической привлекательностью.

 

Признанными мастерами архитектурного освещения городов являются сотрудники компании «Светосервис».  На светотехническом рынке ЗАО “Научно-производственное светотехническое предприятие (НПСП) «Светосервис»” с 1991 года работает в сфере проектирования, монтажа и эксплуатационного обслуживания осветительных установок различного назначения, став к настоящему времени фактически законодателем мод в России по наружному и внутреннему освещению, ландшафтной и архитектурно-художественной подсветке. Нестандартный творческий стиль работы компании привел к закономерному результату – в  1994 году специальным постановлением правительства Москвы компания  «Светосервис» была назначена головной организацией по реализации программы архитектурного освещения города. Творческие и производственно-технические достижения компании не раз получали самую высокую оценку как в среде профессионалов, так и со стороны государственных органов и  международных организаций. Так, к примеру, в 1996 году ей была присуждена Первая премия в номинации «Световой дизайн» на всероссийской выставке «Дизайн–96», на следующий год компания получила Государственную премию РФ, а в 1998 и 1999 годах –  международные Гран-При «За качество и обслуживание».

 

 

СВЕТОПРОЕКТЫ «СВЕТОСЕРВИСА»

 

За четырнадцать лет благодаря профессиональной деятельности  компании было освещено более 800 объектов в различных областях страны, включая такие крупные столичные объекты, как мосты, вокзалы, высотные здания, теле- и радиобашни, театры, музеи, храмы, монастыри и другие исторические сооружения Москвы. Сформированный к настоящему времени вечерний светоцветовой облик Манежной, Театральной и  Пушкинской площадей,  Тверской и Моховой улиц – зримая реализация проектов компании «Светотехника», уникальных как с технической, так и с художественной точек зрения. Кроме того, реализован ряд проектов по освещению московской монорельсовой дороги, крупных автомагистралей столичного мегаполиса и автомобильных дорог межрегионального значения, разработаны и внедрены проекты освещения всех (кроме Кутузовского) московских автотранспортных тоннелей в соответствии с требованиями современных европейских стандартов.  

 

Сегодня в состав светотехнического холдинга ЗАО НПСП «Светосервис» входят ООО «Светосервис», Торговый Дом  «Светотехника», лихославльский завод светотехнических изделий «Светотехника», Московский опытный светотехнический завод, Кадошкинский электротехнический завод, а также НПЦ, где разрабатываются осветительные приборы, производящиеся затем на заводах-изготовителях. НПСП «Светосервис» оказывает услуги в качестве генерального подрядчика на проведение проектных и монтажных работ по осветительным установкам для всех видов внутреннего и наружного освещения.

 

Для осуществления профильных работ «под ключ» в ООО «Светотехника» созданы проектные, монтажные и эксплуатационные  подразделения.

 

Номенклатура осветительных приборов и декоративных опор, выпускаемых заводами холдинга, постоянно обновляется, применяются эффективные источники света различного спектрального состава.  В связи с ужесточением требований заказчиков в части энергосбережения в компании всё в больших объёмах применяются экономичные светильники с маломощными источниками света, в т.ч. и светодиоды. Прорабатываются и новые направления работ – спортивное освещение, а также проектирование, монтаж и эксплуатация высоковольтных (до 10 Квт) электрических сетей.

 

Проектный отдел компании «Светосервис» состоит из конструкторской  группы, групп дизайнеров, проектировщиков и группы сметчиков. Всего в отделе работают 60 человек. Средний возраст отдела достаточно молодой – 35 лет. Основной профильный институт – МЭИ (кафедры светотехники и электроснабжения).  Студенты стажируются в компании и здесь же проходят предварительную защиту дипломных работ.

 

Специалисты компании  разработали программные комплексы «Light-in-Night» и «Light-in-Night (Road)», первый из которых предназначен для светотехнических расчетов архитектурного освещения и используется только в проектном подразделении компании, а второй, предназначенный для расчёта дорожного, уличного и паркового освещения, наряду с внутрифирменным потреблением, используется также её клиентами и партнерами. При проектировании систем освещения объектов заказчика помимо  использования программных комплексов специалисты компании проводят натурное моделирование проектных решений.

 

 

ЭКЗАМЕН ВО ВНУКОВО

 

Безупречность профессиональной деятельности компании «Светосервис» с точки зрения мировых стандартов качества архитектурно-художественного освещения – весомый аргумент привлечения компании к работам на важнейших объектах государственного значения. Специалистам «Светосервиса» свойственна особая тщательность  проработки проектов с применением нетрадиционных приемов светового дизайна. В постоянном режиме с компанией работают такие организации-генпроектировщики, как «Моспроект-2», «Метрогипротранс», «Союздорпроект», «Мосинжпроект». В марте 2005 года «Светосервис» вошёл в Тоннельную ассоциацию России.

 

Поэтому вполне естественно, что компания получила серьёзный и ответственный заказ (заказчик – ТУКС-1, генподрядчик – корпорация «Трансстрой», генпроектировщик – институт «Метрогипротранс») на разработку проекта освещения построенного во Внуково подземного железнодорожного узла новой интермодальной железнодорожной линии системы скоростного пригородного сообщения между Киевским вокзалом и аэропортом Внуково, а также  на строительно-монтажные работы в тоннеле и на железнодорожной станции.

 

Железнодорожная ветка, обслуживаемая  аэроэкспрессами – комфортабельными поездами ЭМ2 «Спутник», проходит под взлетно-посадочной полосой Внуково до конечной станции, расположенной прямо у здания аэропорта: подземный вокзал сооружен непосредственно перед будущим авиационным терминалом. Три этажа четырёхэтажного станционного комплекса расположены под землёй. Один из двух вестибюлей  расположен как раз возле фонтана на площади. Высота сводов станции «Аэропорт Внуково» –  8,5 метра, длина платформенной части станции – 160 метров. Все эскалаторы станции – трехленточные, они связывают в единое целое зону платформы, кассовый зал и выходы на улицу. Кроме эскалаторов, на подземной железнодорожной станции установлены еще и лифты. Тоннельный участок и станционный комплекс «Аэропорт Внуково»  введены в эксплуатацию к Дню железнодорожника 7 августа 2005г. В будущем эта подземная железнодорожная станция будет принимать на свою платформу и поезда скоростной транспортной системы (СТС), которая свяжет все аэропорты столицы.

 

Освещение тоннеля проектировал институт «Мосгипротранс», а освещение  станции – компания «Светосервис», которая затем производила монтажные работы  как в тоннеле, так и на станции. Ввиду  напряжённого ритма возведения станционного комплекса и проектировщики, и монтажники работали совместно. Работы проводились буквально «с листа». Многие проектные решения приходилось менять в процессе монтажа, по ходу согласовывая их с производителями смежных видов работ. И хотя к проектным работам инженеры-проектировщики компании приступили только с середины мая, а строительно-монтажные работы начались в начале июля,  объект был сдан в установленный срок.

 

На этом ответственном объекте к работе привлекались самые опытные специалисты компании. Сложность работ состояла ещё и в том, что здесь нужно было сделать не просто проект освещения: требовалось вписаться в существующие интерьеры станции, увязать светотехнические задачи с вопросами дизайна, для чего проводилась кропотливая совместная работа с архитекторами «Метрогипротранса», поскольку создание интерьера входило в их компетенцию.

 

В связи с тем, что подземный вокзал представляет собой симбиоз железной дороги и метрополитена (железнодорожные поезда приходят из тоннеля на станцию, которая находится под землёй), очень важно было выбрать правильный ориентир проектирования – железнодорожная станция или станция метрополитена. От этого зависела специфика проектируемой инженерии, уровень её сложности. В результате верх взял метрополитеновский ракурс проектных работ.

 

Проектировщики компании на этом крупном объекте внутреннего освещения разработали ряд новых решений. Система освещения станции состоит из световода – трубки, набранной из 5-метровых секций, в которой размещаются источники света – люминисцентные лампы. Специально под эти светильники была разработана сложная крепёжная конструкция – подвесы, которые держат эту световую линию. Конструкция должна была быть очень точной, чтобы линия на всём своём протяжении была ровной, для чего при её разработке потребовалось провести очень серьёзные расчеты с учётом   нагрузок по весу, вибрации и ветрового потока от прибывающих  поездов. На этой же конструкции крепятся светильники с металлогалогенными лампами и специальными стеклянными отражателями – сложные осветительные устройства, являющиеся авторской разработкой по дизайну архитекторов «Метрогипротранса». Специалисты «Светосервиса» произвели расчет  их светотехнических характеристик, чтобы на станции было не только красиво, но и достаточно светло.

 

Архитектурные решения не предусматривали над эскалаторами зоны, где можно было бы закрепить светильники, в связи с чем эскалаторы были оборудованы совершенно новыми приборами, которые представляют собой осветительные приборы, работающие на  отражённом свете: свет металлогалогенного источника отражается от ячеистого  зеркального отражателя и освещает эскалатор.

 

Помимо освещения подземного вокзала «Светосервис» произвёл реконструкцию всего наружного освещения посёлка Внуково и территории, прилегающей к терминалу, а также проектирование и монтаж системы архитектурного освещения самого авиатерминала. Таким образом, Внуковский объект стал своеобразной визитной карточкой компании «Светосервис».

 

 

ЯРКИЕ ОГНИ «МОСКВА-СИТИ»

 

В 2005 году компанией была создана система внутреннего  архитектурного освещения и такого престижного объекта, каковым является Манеж, где были разработаны светотехнические решения,    позволивших избежать затенения знаменитых деревянных балок перекрытий. В настоящее время проводятся работы по реконструкции наружного освещения вокруг Манежа. Компания создала Концепцию архитектурного и наружного освещения и строящегося комплекса Москва-Сити,  уже приступив к рабочему проектированию системы освещения части зданий комплекса. Кроме того, инженеры-проектировщики занимаются проектированием освещения  строящихся серебряноборских тоннелей, эстакады и вантового моста через  Москву-реку.

 

Осуществлён также и целый ряд региональных проектов, в частности, в Ханты-Мансийске, Когалыме, Омске, Сургуте, Череповце, Вологде, Великом Устюге, Воронеже, Казани, Калининграде, и даже в Душанбе. Заканчивается разработка комплексной Концепции освещения города Сочи (от Хосты до Дагомыса).

 

Специалисты компании «Светосервис» принимают самое активное участие в различных семинарах, конференциях, симпозиумах, а также в профильных выставках, справедливо полагая, что в этом состоит залог блестящих перспектив их профессиональной деятельности.


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz