| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                                    

ВПЕЧАТЛЯЮЩИЕ УСПЕХИ РОСИЙСКОГО РИТЕЙЛЕРА «МОСМАРТ»

 

Архитектурный облик Москвы за прошедшие три-четыре года  пополнился  внушительных размеров сверкающими магазинами, на фронтонах которых значится пока ещё непривычная для многих москвичей надпись – «Гипермаркет». На самом деле, гипермаркеты в странах развитого потребительского общества существуют уже не один десяток лет. При этом сам гипермаркет – это не всё здание целиком, а только та его площадь, где осуществляется торговля продуктами и товарами повседневного спроса. В целом же здание котируется как торговый центр, для которого гипермаркет является «якорным» оператором, т.е. привлекающим основной поток покупателей. Основная задача  гипермаркета – обеспечение для покупателей низкого уровня цен на широкий ассортимент качественных товаров, что в обязательном порядке дополняется такими атрибутами цивилизованной торговли, как доброжелательный и внимательный персонал, сезонные распродажи,  постоянные промоакции, дополнительный сервис, а также вместительная парковка для автомашин посетителей гипермаркета.

 

У профессионалов системы столичного ритейла уже не осталось сомнений в том, что устойчивым трендом последних лет является неуклонное сокращение нецивилизованных форм торговли – базаров и открытых рынков. Альтернативой закрытию открытых рынков служит кардинальное переустройство их торговых пространств, что позволяет частично снять вопросы низкого качества продукции, оздоровить ситуацию с хранением товаров, а фискальным органам – надёжно контролировать налоговую ситуацию. Однако  расходы на все эти мероприятия лишают подобные торговые площадки конкурентного преимущества перед цивилизованными форматами торговли, а именно – фактора низких цен. К тому же такой рынок даже в улучшенном варианте не может предложить должного уровня сервиса для потребителей. Всё это подтверждает гипотезу о том, что будущее московского ритейла однозначно принадлежит гипермаркетам и супермаркетам, сочетающим широту предложения, низкие цены и качество товаров с удобством потребления сервисных услуг.

 

С учётом современных тенденций развития потребительского рынка Москвы в рамках проекта по созданию первой национальной торговой сети гипермаркетов в 2000 году было образовано ЗАО «Гиперцентр», владеющее  зарегистрированной для московской сети гипермаркетов торговой маркой «Мосмарт». Компания «Гиперцентр» взяла на себя функции по развитию  проекта создания сети гипермаркетов. Кроме того, она осуществляет управление коммерческой недвижимостью, а также обеспечивает техническую эксплуатацию построенных объектов. Сам же проект направлен на удовлетворение растущей покупательной способности жителей крупных российских городов в условиях постоянно повышающейся конкуренции между операторами различных торговых сетей. Инициаторы проекта – Михаил Безелянский и Андрей Шелухин, бывшие члены Совета Директоров консорциума «Альфа Групп», обладают опытом успешной реализации ряда крупных торговых проектов, включая создание первой столичной сети супермаркетов западного типа «Перекресток». Основным финансовым партнером компании «Гиперцентр»  является Сбербанк России, открывший кредитную линию в 60 млн. долларов США на развитие первых трех торговых центров «Мосмарт». Оперативным управлением торговой деятельностью гипермаркетов занимается ЗАО «Мосмарт» – дочерняя компания ЗАО «Гиперцентр».

 

Открытие в июне 2003 года на Ярославском шоссе, 54 торгового центра  «Мосмарт» в качестве пилотного проекта торговой сети компании «Гиперцентр» ознаменовало начало практической деятельности  первого российского ритейлера, работающего в формате гипермаркета. Данный объект, построенный на участке 5.4 га, представляет собой торговый центр общей площадью 16 500 кв.м., их которых 11 500 кв.м. занимает собственно гипермаркет и 5 000 кв.м. – специализированные магазины, предприятия сервиса и общественного питания. Удобный плоскостной паркинг гипермаркета рассчитан на 1200 машиномест.

 

Пилотный проект оказался настолько успешным, что 16 апреля 2004 года по итогам конкурса, организованного журналом «Commercial Real Estate», построенный на Ярославском шоссе и управляемый компанией «Гиперцентр» торговый центр «Мосмарт» стал лауреатом ежегодной профессиональной премии в области коммерческой недвижимости.

 

16  сентября 2004 года на Дмитровском шоссе, д. 116Д открылся второй торговый центр «Мосмарт», здание которого спроектировано 20 ЦПИ. Этот  торговый центр,  принадлежащий на праве собственности компании «Гиперцентр», является реализацией расширенной версии восточноевропейской концептуальной модели гипермаркета, предполагающей, что торговая площадь такого объекта не должна быть меньше 6000 кв.м., как минимум 50% которой должен занимать сектор non-food. При этом основа позиционирования и главный фактор привлекательности торговой сети «Мосмарт» – это формирование и сохранение имиджа дискаунтера (магазина с минимальными ценами), что является незыблемым условием успешной деятельности ритейлера формата  гипермаркета.

 

Торговый центр на Дмитровском шоссе стал флагманом корпоративной сети, поскольку именно он рассматривается топ-менеджерами компаний «Гиперцентр» и «Мосмарт» в качестве типового объекта, который будет тиражироваться в дальнейшем. Общая площадь здания, расположенного на участке 8,5 га., составляет 26 000 кв.м. Площадью собственно гипермаркета – 14 тыс. кв.м. Помимо него в торговом центре размещаются супермаркет электроники и торговая галерея на 8 000 кв.м.

 

Операторы торговой галереи предоставляют покупателям широкий спектр дополнительных услуг. Для обеспечения посетителей максимально комфортными условиями осуществления покупок на первом этаже торговой галереи расположено множество разнопрофильных магазинов, функционально дополняющих друг друга. Здесь же размещаются  отделение банка,  аптека и такие производственные предприятия полного цикла, как химчистка, оптика и фотоателье, экспресс-обслуживание клиентов которых не превышает одного  часа.  Второй этаж торговой галереи – это зона неспешного шоппинга и приятного времяпровождения, включающая в себя несколько ресторанных направлений, объединенных общей посадочной зоной на 850 мест, детскую площадку, специализированные досуговые магазинчики и супермаркет электроники.

 

Существенно большая площадь торгового центра на Дмитровском шоссе по сравнению со зданием на Ярославском шоссе позволила увеличить представленность товаров в некоторых отделах, в результате чего ассортиментный состав был расширен до 60 000 наименований продовольственных и промышленных товаров по шести основным направлениям – напитки, бакалея, свежие продукты (в том числе –    собственного производства), бытовая химия, товары для дома и бытовая электроника. Кроме того, появилась возможность увеличить производственную мощность собственной пекарни.

 

На внешней территории торгового центра размещается наземная автомобильная парковка на 1000 автомобилей, в центре которой разбит уютный сквер с ручейком в японской стилистике ландшафтного дизайна.  К слову сказать, вторая очередь развития торгового центра предусматривает размещение на прилегающем участке земли в 3 га специализированного магазина строительных материалов, работающего в сегменте DIY (do-it-yourself).

 

6 октября 2004 года в строй действующих вступил третий торговый центр «Мосмарт» на 71-м км МКАД. С открытием этого объекта завершился первый этап создания компанией «Гиперцентр» торговой сети «Мосмарт». И потому присуждение 9 декабря 2004 года на конференции, посвященной итогам первого московского городского конкурса, премии за «Лучший торговый комплекс 2004 года» торговому центру «Мосмарт» на Дмитровском шоссе стало закономерным результатом высокопрофессиональной деятельности коллективов компаний «Гиперцентр» и «Мосмарт» по развитию в столице сети гипермаркетов.

 

Однако компания «Гиперцентр» не собирается останавливаться на достигнутом: в соответствии со своими среднесрочными планами развития московской сети гипермаркетов предполагается открытие до 2007 года ещё семи-восьми торговых центров «Мосмарт», в частности на Волгоградском проспекте, шоссе Энтузиастов, Варшавском, Каширском и Боровском шоссе. Это будет замечательным подарком москвичам, поскольку по оценкам специалистов для насыщения столичного рынка необходимо построить в целом свыше 70 гипермаркетов. Именно столько гипермаркетов  насчитывается в Париже и других крупных европейских городах. Топ-менеджеры «Мосмарта» считают, что ведущим игрокам российского рынка ритейла вполне реально достигнуть этой цифры за десять лет. Пока же в Москве функционирует меньше десяти гипермаркетов. Поэтому у российских розничных сетей формата гипермаркета в настоящее время имеется прекрасная возможность развивать свой бизнес, не вступая между собой в жесткую конкуренцию.  

 

Вместе с тем компания «Гиперцентр» помимо московской сети  приступила и к реализации региональной программы, рассчитанной на крупные российские города, для чего зарегистрирована торговая марка «Росмарт». В настоящее время компания осуществляет девелоперские проекты в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Волгограде. При этом компания «Гиперцентр» налаживает сотрудничество с локальными инвесторами в целях предполагаемого привлечения их к девелопменту и финансированию строительства региональных торговых центров, в которых «Мосмарт» будет выступать в качестве «якорного» арендатора под брендом «Росмарт».

 

Генеральный директор ЗАО «Мосмарт» Эрик Блондо, отмечая, в целом,  положительные достижения своей компании в 2004 году (оборот торговой сети «Мосмарт» составил $160 млн), выразил уверенность, что в следующем году оборот может достичь примерно $500 млн, учитывая оборот существующих и вновь открываемых гипермаркетов. Вообще же, по его словам, целью торговой сети «Мосмарт» является достижение в 2007 году оборота свыше $1 млрд, что является серьёзной заявкой на лидерство среди операторов российского ритейла, работающих в формате гипермаркета. И  залогом достижения такой высокой цели служат блестящие успехи компании «Гиперцентр» по реализации первого этапа проекта первой национальной торговой сети гипермаркетов «Мосмарт».

                           

 

Технико – экономические показатели:

 

Площадь участка – 5.1 га

Общая площадь здания – 26 000 кв.м.

Общая площадь гипермаркета – 15 000 кв.м.

Общая площадь торговой галереи – 8 000 кв.м.

Зона общественного питания – 1 700 кв.м.

Заказчик / Девелопер ЗАО «Гиперцентр»

Гипермаркет ЗАО «Мосмарт»

Генеральный подрядчик  ООО «Хохтиф»

Генеральный консультант «Делойт энд Туш»

Маркетинговый агент ООО «Коллиерз Интернешнл»

Финансовый партнер Сбербанк России


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz