| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН

 

 

 

                                           

ЛЕФОРТОВСКИЙ ТОННЕЛЬ – ШЕДЕВР ТРАНСПОРТНОГО ТОННЕЛЕСТРОЕНИЯ

 

 

К Лефортовскому тоннелю у московских водителей особое отношение. Фактически каждый водитель, проезжая трёхкилометровый тоннель, воспринимает этот транспортный коридор строго индивидуально, вследствие чего в водительском жаргоне  до сих пор так и не появилось какого-то стандартного определения этого тоннеля. Скорей всего, это связано с уникальностью Лефортовского тоннеля, с его уж слишком большой необычностью по отношению к другим, более привычным для московской водительской среды транспортным объектам, поскольку этот автодорожный тоннель представляет собой, по сути, новый тип городских автодорожных магистральных тоннелей большой протяжённости, пересекающих разнопрофильные городские массивы без нарушения сложившейся среды обитания с сохранением целостности зданий и инженерных сооружений.

 

Трасса Лефортовского тоннеля, начинающаяся от Спартаковской площади, пересекает улицы Бакунинская, Большая и Малая Почтовая, р. Яузу, проходит под Лефортово и выходит через Проломную улицу к шоссе Энтузиастов. По трассе тоннеля расположены такие памятники истории и культуры, как первый военный госпиталь XYIII-XIX вв на Госпитальной площади, четыре «Вдовьих дома» по Госпитальной улице, оранжерея XYIII века, военно-фельдшерская школа 1920 года и Екатерининский дворец   XYIII-XIX вв. по Краснокурсантскому проезду, церковь Петра и Павла 1711 года с оградой и воротами XIX века по Солдатской улице, Лефортовский парк с прудами и фонтанами площадью 36 га. По Лефортовскому тоннелю осуществляется движение транспорта от шоссе Энтузиастов  в сторону Спартаковской площади, а в обратном направлении – по четырёхполосному тоннельно-эстакадному варианту обхода.

 

Заказчиком строительства этого уникального транспортного объекта выступила компания ООО «Организатор», а функции генерального проектировщика и генерального подрядчика строительства были возложены на корпорацию «Трансстрой». К строительству тоннеля были привлечены десятки проектных, строительных и научно-исследовательских организаций, в том числе немецкая фирма «Херренкнехт АГ» и французская фирма «ВИНСИ».

 

Для безосадочной  проходки участка тоннеля глубокого заложения был использован высокомеханизированный тоннелепроходческий комплекс (ТПМК) фирмы «Херренкнехт АГ» (Германия) с гидравлическим пригрузом забоя, сепарацией грунта на установке фирмы «MS» (Франция) и компьютерным управлением основными операциями. За один год, с января 2002 года по февраль 2003 года, высокими темпами была осуществлена проходка щитовым способом глубокой части тоннеля длиной 2222 м и наружным диаметром в разработке 14,2 м. При мировых стандартах проходки 2 км в год для тоннелей такого большого диаметра средние месячные скорости проходки Лефортовского тоннеля были превышены в 1,5 раза, составив 155 м/мес при максимальной скорости 248 м/мес в январе 2003 года.

 

Входящий в состав периферийного оборудования ТПМК мобильный комплекс для укладки дорожного полотна позволил совместить проходческие и бетонные работы, в результате чего менее чем за полгода была решена сложная организационно-техническая задача по возведению монолитной железобетонной плиты перекрытия проезжей части тоннеля и её опорных частей. При этом были достигнуты скорости около 400 м/мес готовой проезжей части.

 

За три года строительства, которое осуществлялось в сложных инженерно-геологических условиях чередующихся напластований грунтов различной крепости и устойчивости, были выполнены чрезвычайно объёмные проектные, проходческие и строительно-монтажные работы. За это время было разработано 636 тыс. м³ грунта, смонтировано 63 тыс. м³ сборного железобетона, уложено в конструкции 44,2 тыс. м³ монолитного бетона и железобетона. Осадка поверхности во всей зоне строительства составила, в основном, от 2 до 12 мм, что существенно ниже проектных допусков (до 30 мм). А из этого следует, что удалось предотвратить какие-либо существенные деформации зданий, сооружений и коммуникаций по трассе проходки. Кроме того, результаты мониторинга позволяют утверждать, что при проходке тоннеля не был нарушен режим подземных вод.

 

Конструктивно Лефортовский тоннель представляет собой комплекс подземных сооружений, возведённых на разной глубине из различных строительных материалов. Участок глубокого заложения, сооружавшийся закрытым способом, это кругового очертания тоннель, для обеспечения надёжной водонепроницаемости  и несущей способности обделки  в течение всего периода эксплуатации которого применена сборная круговая обделка из высокоточных гидроизолирующих  железобетонных блоков  с двумя рядами эластомерных резиновых уплотнителей в стыках, защищённая специальным огнезащитным покрытием. На сооружённых открытым способом участках мелкого заложения общей длиной 700 м применены монолитные рамные железобетонные конструкции со специальной плёночной гидроизоляцией. Рамповые въездные участки в тоннель длиной 155 м и 180 м сооружены из монолитного железобетона с устройством систем гидроизоляции и водоотвода. Внутри тоннеля по всей его длине сооружена платформа проезжей части – опирающееся на круговую обойму в нижней части тоннеля монолитное железобетонное перекрытие, на которое уложено дорожное покрытие.

 

В технологическом плане внутреннее пространство тоннеля разделено на три сектора. В верхнем секторе размещаются струйные вентиляторы для продольной вентиляции и канал дымоудаления. В среднем секторе устроена проезжая часть со служебным проходом и обустроены технологические системы тоннеля: тамбуры с эвакуационными лотками, пожарные шкафы, светильники, громкоговорители, телекамеры и т.д. В нижнем секторе под проезжей частью находятся эвакуационные коридоры, кабельные коллекторы, вентиляционные каналы, технологические коммуникации, средства пожарной сигнализации и пр., то есть здесь располагаются подплатформенные помещения, предназначенные для эвакуации пассажиров, прокладки коммуникаций и обеспечения технологического процесса  эксплуатации тоннеля.

 

Управление всем технологическим оборудованием тоннеля производится из центрального диспетчерского пункта (ЦДП), откуда осуществляется дистанционный контроль за работой всех эксплуатационных систем тоннеля. Вопрос автоматизации управленческой деятельности персонала ЦДП решён посредством создания автоматизированной системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), позволившей  применить электронные системы управления технологическим оборудованием Лефортовского тоннеля. На сегодняшний день достигнута высокая степень применения комплекса технических средств АСУ ТП, в частности автоматизированных рабочих мест (АРМов),  для реализации информационных и управленческих задач, решаемых персоналом дежурных смен ЦДП при эксплуатации тоннеля.

 

В целях нормальной эксплуатации тоннеля при функционировании всех систем жизнеобеспечения   пассажиров   и   обслуживающего   персонала, предотвращения возникновения очагов возгорания, принятия   оперативных и эффективных мер по пожаротушению, обеспечения безопасности внутритоннельного дорожного движения на данном объекте установлены следующие технологические комплексы:

 

             I.      Комплекс жизнеобеспечения в составе систем:

 

        энергоснабжения от независимых источников;

        освещения (рабочего и аварийного);

        вентиляции (струйная – 46 вентиляторов, приточная – 4 вентилятора, вытяжная – шесть вентиляторов);

        контроля параметров газовоздушной среды;

        громкоговорящего оповещения;

        телефонной связи;

        радиосвязи;

        отопления;

        водоснабжения (в том числе внутренний пожарный водопровод тоннелей и притоннельных помещений, система водяного дренчерного и пенного пожаротушения, хозяйственно-питьевой водопровод АВЗ и ПСП);

        водооудаления (8 насосов).

 

          II.      Комплекс обеспечения безопасности в составе систем:

 

        охранного видеонаблюдения;

        автоматической охранной сигнализации;

        контроля и управления доступом.

 

       III.      Комплекс управления дорожным движением в составе специализированных подсистем ГИБДД, а также систем:

 

        телевизионного наблюдения;

        управления дорожным движением.

 

      IV.      Комплекс активной противопожарной защиты в составе систем

 

        автоматической пожарной сигнализации;

        оповещения и управления эвакуацией людей;

        противодымной защиты тоннеля и притоннельных помещений;

        водяного и пенного пожаротушения;

        автоматического газового пожаротушения.

 

Дорожное движение в тоннеле и на подступах к нему управляется посредством зональной подсистемы общегородской системы «Старт» по управлению автомобильным движением из ЦДП, где располагается служба ГИБДД. В ЦДП расположены также службы Гормоста и Противопожарной инспекции.  

 

Мировой опыт эксплуатации подобных транспортных сооружений  вынуждает уделять повышенное внимание комплексу активной противопожарной защиты. В плане обеспечения пожарной безопасности тоннель разделён на отсеки длиной по 90 м. При пожаре системы автоматического контроля обстановки в транспортной зоне тоннеля через термокабель формируют тревожный сигнал, дублируемый оповещением от кнопок ручных пожарных извещателей, после чего персонал ЦДП приступает к управлению процессом ликвидации пожара. Последовательность действий при этом следующая:

 

·        включаются сигналы движения людей к аварийным выходам, лоткам и движения по эвакуационному коридору к выходам из тоннеля;

·        автоматически перекрываются въезды в тоннель;

·        автоматизировано включается пенное пожаротушение через дренчатый трубопровод в месте возгорания;

·        системы вентиляции переключаются на режим эффективного дымоудаления с подачей свежей струи воздуха в эвакуационный коридор, а также создают воздушный подпор на проезжей части через приточные клапаны у аварийных выходов, что препятствует распространению пожара по тоннелю;

·        осуществляется быстрая эвакуация людей через аварийные выходы и эвакуационные лотки под свежую струю воздуха в эвакуационный коридор;

·        обеспечивается максимально быстрое прибытие команд МЧС, спасателей и пожарных расчётов из припортального депо тоннеля.

 

Пуск в эксплуатацию Лефортовского тоннеля обеспечил замыкание и эффективное функционирование всего третьего  транспортного кольца Москвы, что существенным образом сказалось на улучшении транспортной ситуации в столице. По протяжённости (3246 м) и размерам поперечного сечения (160 м²) это крупнейший городской автодорожный тоннель  России и второй в Европы, интенсивность движения транспорта в котором по трём полосам шириной по 3,5 м рассчитана на 3800 автомобилей в час.

 

Не умаляя вклада других организаций и компаний, участвовавших в сооружении Лефортовского тоннеля, необходимо отметить, что основная заслуга в реализации проекта этого сверхнадёжного инженерного шедевра  транспортного тоннелестроения, построенного с опережением проектных сроков при высочайшем качестве строительно-монтажных работ, принадлежит ООО «Организатор» и ОАО «Корпорация “Трансстрой”», обеспечившим организационно-техническое управление ходом строительства тоннеля в течение всего трёхлетнего периода с высочайшим  профессионализмом и европейской культурой производства.


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz