| содержание раздела | главная страница |

 

 

                               

                                                                                          

МЫ НЕСЁМ РАДОСТЬ ДЕТЯМ

 

На традиционном августовском  городском педагогическом совете, который проводился в этом году в здании мэрии с участием мэра столицы Юрия Лужкова и министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, в процессе  подведения итогов по подготовке к новому учебному году среди особо отличившихся строительных организаций города были отмечены заслуги специалистов Главмосстроя. Три возведенных ими новостройки – новый корпус МГПУ, школы в Куркине и по 1-й Миусской улице – были удостоены дипломов за лучшее качество строительства объектов образования.

О вкладе Главмосстроя в создание современной образовательной инфраструктуры Москвы корреспондент журнала «Моя Москва» Сергей Бородин побеседовал с Заслуженным строителем России Львом Моисеевичем Корнелюком, Первым вице-президентом, Председателем Совета Директоров, руководителем производственного комплекса ОАО Холдинговая компания "Главмосстрой".

 

 

- Лев Моисеевич, насколько мне известно, Главмосстрой всегда уделял повышенное внимание строительству школьный зданий. Сколько всего школ было введено в строй строителями Главмосстроя?

 

Да, строительство школ – это предмет особой гордости строителей Главмосстроя, поскольку нашим коллективом  построено за прошедшие полвека более 1000 московских школ. Это достижение вряд ли удастся перекрыть кому-либо ещё, помимо Главмосстроя. Исключительный вклад нашей компании в создание инфраструктуры московской системы образования неоднократно отмечали в своих выступлениях мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков и первый заместитель мэра в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Иосифович Ресин.

Сегодня в строительной индустрии Москвы наступила новая эпоха – эпоха конкурсных торгов за каждый новый строительный объект. Но и в эту новую эпоху главмосстроевцы по-прежнему остаются в лидерах – мы  возводим наибольшее число школьных и дошкольных учреждений среди строительных организаций города. К каждому выигранному Главмосстроем тендеру мы относимся как к ответственному заданию Правительства Москвы по улучшению качества городской среды проживания москвичей.  Среди возводимых нами строительных объектов учебные новостройки традиционно являются предметом нашей особой заботы. Недаром по итогам конкурса «Лучший реализованный проект в области инвестиций и строительства» школьное здание на улице Щепкина было признано победителем в своей номинации за 2003 год.

 

- Такое внимание к строительству школ сопряжено, очевидно, с социальной ответственностью вашего коллектива перед молодым поколением москвичей?

А как же иначе: ведь наши дети, молодежь – это будущее России. И мы, старшее поколение, должны сделать все, чтобы они смогли вырасти разносторонне развитыми, физически крепкими. И тут не последнее слово за теми, кто создает для них современные образовательные комплексы.

 

- Как Главмосстрой относится к тому, что на строительном рынке Москвы сегодня присутствует уже заметное  количество крупных строительных компаний?

 

Изначально Главмосстрой, когда он был создан, являлся единственным  серьёзным строительным подразделением Москвы. Это сейчас в строительной системе Москвы много солидных организаций, которые, кстати, вышли в своё время из Главмосстроя, что позволяет им сегодня достойно представлять отрасль на своём уровне. И в этом тоже состоит заслуга Главмосстроя, поскольку, если бы они, выйдя из нашего главка, показали бы плохое качество, плохой уровень работы, нам было бы стыдно: как же так, ведь должен же был Главмосстрой  привить им свою диктатуру качества, передать свой опыт проведения профильных работ. И мы с удовлетворением сегодня можем констатировать, что мы свою миссию и в этом плане выполнили, потому что нам удалось создать  хороший фундамент в этих организациях, в результате чего они приобрели  хороший задел. А дальше всё зависит уже он самих этих организаций – хорошее образование руководящего состава, модернизация производственной базы, квалифицированные кадры, выигрышная имиджевая составляющая – и на этой основе им открыт широкий путь к новым достижениям. Эти выделившиеся из Главмосстроя компании сегодня очень хорошо развиваются. И нам отрадно наблюдать за этим процессом. Это достаточно  важный аспект нашей  профессиональной удовлетворённости ролью Главмосстроя в качестве, фактически, законодателя правил развития современной системы московского домостроения.

 

 

-  В экономике страны сегодня правит бал эпоха рыночных отношений, которые, как Вы упомянули, предполагают конкурсные торги за право строительства того или иного объекта. Это в полной мере относится и к строительству образовательных учреждений. Насколько уверенно чувствует себя Главмосстрой на тендерах?

 

Да, сегодня всё базируется на тендерной основе: все объекты, и особенно объекты социального назначения, проходят через городские тендеры. Для города это наиболее удобный вариант. И при всём при том, что мы наравне со всеми участвуем в этих тендерах, так складывается, что Главмосстрой обладает   основным  приоритетом на строительство или реконструкцию школ. Так исторически сложилось при прочих равных условиях.

 

Однако необходимо заметить, что сегодня все строительные организации Москвы стремятся строить школы. И любая организация, которая отвечает тем параметрам, по которым тендерная комиссия допускает к участию в том или ином тендере, имеет полное право принять участие в этом тендере. Помимо нас в конкурсных торгах участвуют и молодые организации, и маститые организации. Кто обычно участвует в тендере? Главмосстрой, Моспромстрой, МСМ-5, СУ-155 – это известные серьёзные организации, имеющие богатый опыт и производственную базу для строительства школ. Но ведь сегодня в тендере вполне может участвовать и никому не известная фирма, у которой  все бумаги в порядке, что не даёт оснований тендерной комиссии отказать ей в участии в тендере. Такая фирма при известной ловкости вполне может выиграть тендер, хотя в реальности она не имеет возможности заниматься строительством чего бы то ни было в силу отсутствия у неё кадров и производственной базы. Как-то проводился тендер, который выиграла подобная организация, которая никому не была известна до того. Как выяснилось впоследствии, у неё не только не было опыта школьного строительства, но и строить ей было нечем и некому. Единственное, что было в её силах, – это перепродать этот объект какой-нибудь более серьёзной строительной организации, то есть нанять по сходной цене другую организацию.

 

А Главмосстрой не нуждается в привлечении сторонних организаций для строительства школьных объектов, поскольку обладает всеми необходимыми ресурсами и потенциалом для такого строительства. У нас есть тресты, которые специализировались на строительстве школ десятилетиями и которые способны строить школы быстро и качественно, причем школы с проектами любой сложности.  К примеру, на тяжелейшей площадке в Обыденском переулке нам удалось по уникальному индивидуальному проекту построить школу, ставшую абсолютным победителем на конкурсе «Лучший реализованный проект». И это в то время, когда другие организации, после изучения площадки и проекта, приходили к заключению о невозможности реализации этого проекта в данном месте. Но именно на таких тяжелейших объектах и оттачивается мастерство  строителей Главмосстроя.

 

 

-  На какой потенциал ориентируется Главмосстрой при строительстве нестандартных современных школьных зданий?

 

Главмосстрой во все последующие с момента своего создания годы развития и становления был, естественно, основным инструментом Мосгорисполкома, а ныне – Правительства Москвы, по наполнению московской социальной программы, то есть по выполнению программы городского заказа. Поэтому с самого начала строительство всех объектов соцкультбыта было сосредоточено в Главмосстрое. Традиционно сложилась такая структура Главмосстроя, в которой,  помимо подразделений, специализировавшихся по  строительству жилья, существовалиотдельные тресты, строившие объекты торговли, отдельные тресты, строившие объекты здравоохранения, отдельные тресты, как я уже упоминал, строившие учреждения  образования. Поскольку функционирование подобной структуры за много лет было отработано до мелочей, сегодня, естественно, мы уверенны в своих возможностях строить образовательные объекты любой сложности, то есть мы это умеем качественно делать, мы знаем, как строить эти объекты, и возводим их на высоком профессиональном уровне.

 

Много лет мы строили типовые проекты, потому что так было нужно городу, то есть мы выполняли тот социальный заказ для города, который был необходим ему в то время. Нужно было городу типовое жильё – строили типовое жильё, нужны были типовые школы – строили типовые школы. Сейчас, когда  появилась возможность реализовывать себя в творческом процессе строительства школ по индивидуальным проектам,  безусловно, работники Главмосстроя в полной мере раскрывают свой талант на этом направлении. Мы активно реализыем свои творческие наработки, которые по праву можно назвать нашей визитной карточкой. Это новая страница жизни Главмосстроя. И нам посчастливилось этими строениями нового времени нести радость людям,  прежде всего, детям, создавая для них в стенах новых школ пространство радости счастливого детства.

 

 

-  Вопрос привлечения рабочей силы на строительные объекты актуален для многих строительных компаний. Существует ли такая практика в Главмосстрое?

 

Более молодые компании, не обладающие своим постоянным кадровым потенциалом, вынуждены работать на принципах инжиниринга, когда при реализации своих проектов они привлекают различные организации, в том числе и из зарубежных стран. В отличие от многих из них Главмосстрой богат своим постоянным составом работников. Правда, и нам не всегда удаётся выполнить те или иные объёмные объекты только своими силами, что вынуждает и нас привлекать сторонние организации. Но мы привлекаем их совершенно по-другому принципу. Мы привлекаем, людей, в основном, из регионов России на условиях вахты, то есть одни и те же люди по вахтовому методу приезжают сюда с официальным оформлением их с нашей стороны. Они работают две недели или месяц в соответствии с условиями договора. После того, как одна вахта выполняет свою работу, приезжает другая вахта, а прежняя – уезжает. У вахтовиков есть свои бригадиры и мастера, которые отвечают перед нами за квалификацию своих рабочих, за их уровень подготовки, за организацию и т.д.

Живут они в общежитиях. Если не хватает мест для их размещения в наших собственных общежитиях, мы специально для вахтовиков снимаем места в других общежитиях.

 

 

-  Бытовые городки главмосстроевцев отличаются своей культурой и ухоженностью. Можно ли сказать, что это тоже неотъемлемый элемент корпоративной культуры Главмосстроя?

 

Да, конечно. Мы с особым вниманием относимся к обустройству бытовых условий на стройплощадке, поскольку считаем, что это часть нашего дома.  Мы, можно даже так сказать, навязываем эту культуру рабочему человеку. Если мы посадили там цветы, поставили урну, то, если кто-то хотел бы бросит окурок на землю, он, наверняка, подумает, мол, а что же это я такое делаю и, скорей всего,  воспользуется урной. При этом, конечно же, все люди очень разные, с разным уровнем культуры в своей обыденной жизни. Когда бытовой комплекс привязан к конкретным бригадам, тогда здесь всё проще, ибо люди, действительно, держатся за свой дом и хотят, чтобы в нём было чисто и уютно. Они хорошо знают свою бригаду, знают, что здесь всё общее, и они стараются друг друга дополнять, поддерживая порядок в бытовках и на территории. Но когда приезжают бригады вахтовиков, сформированные из сторонних людей, они, как правило, к вопросу культуры в бытовых комплексах относятся не так трепетно, как постоянные бригады. Почему-то, они пребывают в убеждении, что чистоту и порядок в этих комплексах должен поддерживать кто-то другой, а не они сами, то есть относятся к культуре быта несколько пренебрежительно.

 

 

- Изменились ли за последнее время подходы к проектированию школьных зданий?

 

Когда была волна строительства районов массовой застройки, когда мы строили фактически мини-города, как правило, за кольцевой дорогой, там, конечно, на такое громадное количество населения мы строили типовые школы. Они все были спроектированы заранее, мы получали железобетонные изделия, из которых монтировали эти школы. Это были неплохие школы. Мы тоже старались их как-то приукрасить, как-то по особому преподнести, чтобы они как-то отличались друг от друга. А сейчас, конечно, все школы у нас выполняются по индивидуальным проектам. Раньше нужно было давать много жилья, много школ, нужно было максимально дать людям отдельные квартиры. Это время сейчас постепенно проходит, и мы начинаем за количеством всё больше внимания обращать на качество, на эстетику. Поэтому сегодня и жильё строится, в основном, по индивидуальным проектам монолитных домов, и школьные строения, и детские садики – все они тоже, в основном,  сегодня идут по индивидуальному проекту.

 

Когда выигрывается на тендере площадка, то естественно заказывается проект под те технические условия, которые есть на месте. Поскольку площадки в Москве, особенно в центре города, очень стеснённые, то заказываются компактные проекты школьных зданий.  Школу ведь надо умудриться построить таким образом, чтобы выполнить задачу по количеству ученических мест, в то же время не очень досаждая тем людям, которые живут в близлежащих домах. Это сложная задача, потому что все жители становятся ущемлёнными, когда около их домов начинаются какие-то мероприятия, связанные со строительством или перекладкой коммуникаций, что сопровождается шумом, ночной работой строителей при дополнительном освещении места работ. Это, конечно, людей беспокоит. Мы это учитываем, имея в виду, что по степени сложности надо по максимуму стараться делать такие проекты, которые могли бы быть выполненными в наикратчайшие сроки, чтобы как можно меньше досаждать москвичам при строительстве этих объектов.

 

 

-  Судя по всему, Главмосстрой уже не может обходиться без своей проектной организации?

 

Иметь свою проектную организацию – это очень важно и очень полезно, поскольку это позволяет намного быстрее решать многие профессиональные проблемы. Поэтому Главмосстрой приобрёл контрольный пакет акций в проектном институте ПИ-2, переориентировав его на нашу производственную программу. Вместе с проектировщиками ПИ-2 мы начали нарабатывать опыт создания рабочей документации прямо на строительной  площадке в целях  широкого применения такой практики на всех наших строительных объектах.

 

Объединение  наших  организаций усилило позиции каждой стороны в строительной отрасли. Сейчас директор ПИ-2, является по совместительству заместителем главного инженера Главмосстроя, то есть и административные, и профессиональные, и человеческие связи между Главмосстроем и ПИ-2 сейчас плотно переплетены. К такой интеграции нас подвела сама жизнь, а не стороннее принуждение. Коллектив института с большим пониманием относятся к задачам, стоящим перед Главмосстроем. Сейчас в институт приходит много молодых проектировщиков, в частности, из МГСУ, то есть происходит обновление кадрового состава института, что является позитивным фактом, поскольку в настоящее время методы проектирования претерпели качественные изменения.

 

- Лев Моисеевич, расскажите об особенностях новых школ, введенных Главмосстроем в эксплуатацию в этом году.

Правительство Москвы, принимая решение о жилищном строительстве на территории бывшей промзоны в 4 микрорайоне Кожухова, особое внимание уделило созданию здесь инфраструктуры: магазинов, предприятий бытового обслуживания, поликлиники. Поэтому и школу в этом микрорайоне мы построили «на вырост»: соседние дома ещё только возводятся и новоселов здесь не так много, а школа уже готова принять юных кожуховцев. Поэтому в здании, рассчитанном на 660 учеников, пока ещё много свободных мест.

В Куркине Главмосстрой возвёл уже третью школу по индивидуальному проекту. Что интересно: в 4 микрорайоне новый корпус построили рядом со школьным зданием, возведенным раньше. Это позволит реализовать уже хорошо зарекомендовавшую себя идею: младшие классы станут учиться в одном здании, а старшие – в соседнем корпусе. При этом школьный комплекс имеет единое дворовое пространство, хорошо оснащенное спортивное ядро, и вдобавок к этому уже строится здание бассейна, которое замкнёт школьный комплекс в единую архитектурную композицию.

В центральных районах большинство школ возводится на месте старых. Так, в нынешнем году на 1-й Миусской улице отпраздновали новоселье 720 учащихся 174-й школы. Здесь проект тоже индивидуальный. В виду того, что  данная  школа специализируется на углубленном изучении химии, для лабораторных занятий нами здесь были оборудованы такие химические кабинеты, которые ничем не отличаются от институтских лабораторий.

Получила новый просторный дом на 1080 учащихся и 72-я школа на Большой Филевской улице. Здание выполнено в монолите также по индивидуальному  проекту и имеет самое современное инженерно-техническое оснащение.

Кроме того, по заказу Департамента культуры Москвы на Большой Очаковской улице специалисты Главмосстроя построили красивое двухэтажное здание Центра эстетического воспитания.

В Южном Бутове введено в строй специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением. 60 мальчишек в возрасте от 11 лет и старше будут жить в светлых комнатах на 1-2 человека. Здесь сооружён  отличный спорткомплекс с бассейном. Школьное обучение будет проводиться  по полной программе, в дополнение к которой можно будет получить трудовые навыки в производственных мастерских. А в теплице предполагается  выращивать круглый год зелень к своему столу.

 

- Но ведь был построен ещё и институтский корпус?

Да. В 90-е годы с целью решения проблемы нехватки в столичных школах молодых, хорошо подготовленных педагогов Правительством Москвы был создан Московский государственный педагогический университет. Тогда же специалисты Главмосстроя возвели для него первый учебный корпус, а 1 сентября в Малом Казённом переулке мы передали университету второй корпус переменной этажности от четырёх до шести этажей. В этом здании, где разместился  факультет иностранных языков, смогут заниматься до тысячи студентов.

 

- Очевидно, Главмосстрой не оказался в стороне и от строительства детских спортивных объектов?

В этом плане, следует отметить завершение строительства оздоровительного комплекса Школы олимпийского резерва на Зоологической улице. Его открытия ждали с нетерпением: ведь теперь появилась ещё одна возможность готовить подростков к спорту высоких достижений в спортивных залах и на водных дорожках, сооруженных в этой школе с учётом всех международных норм.

 

-  Главмосстрой возводит ещё и дошкольные учреждения. Что можно сказать по этому направлению деятельности?

По этому вопросу моё мнение не столь радужное, как в отношении школ.  В последние годы многие детские сады были перепрофилированы. Конечно, старые здания детских садов уже давно морально устарели. Но, к великому сожалению, и сейчас при строительстве таких объектов нам чаще приходится иметь дело с довольно неинтересными проектами, лишенными фантазии, оригинальности, отстающими от современных запросов и требований. Вот в этом вопросе я считаю, что архитекторы остаются в долгу перед маленькими москвичами. Мы же, со своей стороны, твёрдо можем заверить: трудностей не боимся и готовы строить самые красивые здания для детворы нашей прекрасной столицы.

 

-  А что в ближайшей перспективе?

Сейчас наши строители работают ещё на четырёх школьных зданиях. Готовимся и к новым тендерам: за каждый новый заказ надо уметь бороться. И мы уверены в своих силах и способностях выигрывать «школьные» тендеры, ибо культура строительных работ Главмосстроя по словам Людмилы Николаевны Забарской, заместителя начальника Управления оперативного контроля и координации выполнения градостроительных программ Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города, соответствует самым взыскательным международным стандартам качества.

 

- Сохраняются ли какие-либо взаимные связи между коллективами Главмосстроя и тех школ, которые были возведены вами?

По давней неписанной традиции строители Главмосстроя не оставляют без внимания  школы-новостройки и после их сдачи в эксплуатацию. Мы хорошо  понимаем, что возросший по сравнению со школами типовых проектов 15-20 летней давности уровень сложности оснащения современных учебных заведений не может не приводить к каким-то сбоям и погрешностям в работе. Поэтому, если нам звонят из какой-нибудь школы-новостройки с просьбой что-то ещё раз проверить, наладить или устранить неисправность, мы никогда не отказываем в такой помощи. Поэтому-то у нас сложились прекрасные отношения с педагогическими коллективами этих школ, ставших, фактически, нашими подшефными школами. И уже в сентябре в адрес Главмосстроя пришло несколько благодарственных писем от руководства новых школ, сданных нами к 1 сентября: это означает, что наша работа по строительству этих зданий, действительно, выполнена с высоким качеством.

Кроме того, не могу не отметить конструктивное сотрудничество и тёплые  человеческие отношения, сложившиеся между руководителями Департамента образования Москвы и Главмосстроя. Мы находимся в постоянном творческом взаимообмене с руководителем Департамента Любовь Петровной Кезиной, с её заместителями Ларисой Евгеньевной Курнешовой и Галиной Ивановной Гущиной. Такое конструктивное взаимодействие помогает не только вовремя устранять возникающие проблемы при эксплуатации школьных зданий, но и позволяет усиливать эстетическое своеобразие этих строительных объектов.

 

-  И в завершении, я не могу не задать Вам, как одному из руководителей Главмосстроя, вопрос о той корневой черте любого главмосстроевца, которая отличает его от работников какой-либо другой строительной компании.

 

В процессе выполнения работы мы не считаемся со временем, поскольку  понимаем, что наша самоотдача всегда будет вознаграждена сторицей. У нас нет ни суббот, ни ночей, ни праздников – если надо, никто не скажет, что уже, мол, шесть часов и все дела переносятся на завтра или на понедельник. Нет. И в субботу, и в воскресенье, и в праздник, если того требуют интересы Главмосстроя, все работают. Но мы чётко знаем, что всё то, что мы отдаём нашей компании, после успешного ввода в строй того или иного объекта возвратится к нам в виде ещё одной ступеньки всенародной благодарности за наши труды, улучшением благосостояния каждого из нас. Поэтому мы говорим: «Ты не спрашивай, что Главмосстрой для тебя сделал, а скажи, что ты сам сделал для Главмосстроя». 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz