Сергей
БОРОДИН
Как наследие
прошедших времён, школьное здание для большинства взрослых жителей Москвы ассоциируется
с однотипным строением из сборного
железобетона, в котором они в своё время получили среднее образование. В
таких типовых зданиях школ и сегодня продолжает учиться основная часть
московских школьников. Казалось бы, подобный консервативный стиль
проектирования и строительства школьных зданий уже стал неким стандартом, от
которого отклоняться никому из архитекторов и строителей не позволительно.
Примерно такой же стереотипный взгляд сформировался у москвичей и в отношении
жилищного домостроения.
Но вот в 90-х годах прошлого века среди архитектурного
однообразия столичных новостроек вдруг неожиданно стали появляться дома уникальной архитектуры. И самым удивительным
для жителей Москвы было то, что архитектура этих строений больше нигде не
повторялась – они отстраивались в единичном исполнении. Так началась эра индивидуального
домостроения.
Новая эра принесла с собой раскрепощение творческой
деятельности и в архитектурно-планировочную среду, и в среду московских
строителей. И, конечно же, новые принципы проектирования и строительства начали
внедрять на своих объектах сотрудники Главмосстроя, признанного гранда
российской строительной индустрии. Успешный опыт пилотных проектов
главмосстроевцев в области индивидуального домостроения выявил настоятельную
необходимость в создании специализированного подразделения Главмосстроя, в
котором были бы сконцентрированы производственные мощности и кадровый корпус,
специализирующиеся на современных строительных технологиях индивидуального
домостроения. И в 2001 году в Главмосстрое такое подразделение было создано –
Управление монолитного индивидуального строительства (УМИС). Генеральным
директором Управления стал первый заместитель руководителя производственного
комплекса, член коллегии Главмосстроя Назаретян Арарат Аршавирович. Сегодня в
Управлении работают 3700 высококлассных специалистов. Активно функционирует
отлаженная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Само же
Управление состоит из семи трестов (с численностью работающих от 300 до 1500
человек), осуществляющих функции генподрядных организаций с общей годовой
программой 7,6 млрд. рублей. Между ними проводятся внутренние тендеры на
строительство того или иного объекта.
Наряду с возведением жилых домов по индивидуальным
проектам Управление специализируется и на сооружении уникальных зданий
социального назначения, право на строительство которых Главмосстрой выигрывает
по результатам конкурсных торгов. В число отстроенных объектов социальной сферы
входят физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, спортивные сооружения,
здания для судебных заседаний, поликлиники, социально-реабилитационный центр
для ветеранов труда, культурно-выставочные центры и т.д. Однако строительство
новых и реконструкция старых школьных зданий по шкале приоритетов социальных объектов
строительного профиля Управления, безусловно, наиболее престижно и значимо,
даже, несмотря на то, что школы относятся к весьма ответственным и сложным строительным
объектам: проектировщикам и строителям теперь необходимо изыскивать дополнительные
ресурсы для удовлетворения современных требований к эргономике школьного
класса, которой сегодня уделяется повышенное внимание, включая, к примеру, обеспечение
оптимального освещения классной доски в целях предотвращения возникновения бликов.
Помимо всего прочего, городские власти держат каждую
строящуюся или реконструируемую школы под пристальным контролем. Качество и
график строительных работ на школьных
объектах, как правило, курируется первыми лицами правительства Москвы. Сегодня уже
без всяких натяжек можно констатировать, что строительная культура московских
строительных организаций, и без сомнения – Управления монолитного
индивидуального строительства Главмосстроя, уже не только сравнялась с
европейской, но и по ряду параметров превосходит ей, в частности, яркостью
проектов и нетривиальностью применения строительных технологий. Кроме того,
отечественные строительные корпорации выигрывают перед европейцами в части
профессиональной подготовки собственных кадров, в противовес политике
европейских строительных фирм по срочному привлечению на свои строительные
объекты иностранных рабочих, квалификация которых часто оставляет желать
лучшего. И каждая школа, сдаваемая строителями УМИС в эксплуатацию, является
очередным подтверждением высочайшего
уровня строительного мастерства специалистов Главмосстроя, поскольку все
построенные школы соответствуют мировым стандартам качества.
Московские
школьники, кому посчастливилось учиться в школе № 228 (Новослободская ул.,
38/42), в школе № 36 (2-й Обыденский пер., 9), в школе № 235 (ул. Щепкина, 68),
в школе № 1518 (пр. Мира, 87), в образовательном комплексе в 4 микрорайоне Куркино,
в школе № 174 (1-я Миусская, 10/12), в школе № 72 (Б.Филёвская, 15) в школе №
475 (Люблинская, 45) или в БНК школы № 656 (Бескудниковский б-р, 29), могут с
радостью засвидетельствовать, что их учебные корпуса по праву можно назвать
настоящими школьными дворцами. И такая оценка труда строителей УМИС дорогого
стоит ввиду того, что ученики – это самая строгая и объективная приёмная
комиссия школьных строительных объектов.
Школа
№ 475 до реконструкции представляла собой обычное кирпичное строение с
обветшалыми фасадами и тесными учебными помещениями. Строители УМИС привели
здание в соответствие с современными требованиями к учебному процессу и
безопасности его эксплуатации. Фасад школы был искусно обновлён при сохранении
стиля времени его строительства. К школе была сделана пристройка, архитектура
которой решена в той же стилистике, что и основное здание школы. В этой
пристройке находятся актовый и спортивный залы, дополнительные учебные классы. Работы
производились настолько филигранно, что не пострадало ни одно из старых
деревьев, окружающих школу. Более того, ландшафтники подарили учащимся
великолепный английский газон.
В школе № 228 по новому проекту появился гранитный
портал входа с оригинальными лестницей и холлом, нестандартный спортивный зал.
В 2002 году этот строительный объект УМИС Главмосстроя стал победителем на
конкурсе «Лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства».
В этом же году в число призёров этого престижного конкурса вошёл один объект
УМИС – школа № 36. Эта школа долгое время находилась в крайне ветхом состоянии и располагалась в
стеснённых условиях плотной застройки старой части Москвы, в результате чего многие
строительные организации не брались за её реконструкцию. Поскольку на этом
объекте современная строительная техника не могла быть задействована в полной
мере, работникам УМИС пришлось переносить буквально на руках многие
строительные конструкции (балки, швеллера и т.д.). Если учесть, что согласно
проекту реконструкция здания школы была
капитальной, предполагавшей полную разборку всех перекрытий, в результате чего
оставались нетронутыми только наружные стены, то можно представить уровень
сложности и трудоёмкости данного объекта. Многие операции, прежде всего – завоз
строительных материалов, приходилось осуществлять в ночное время. Балки и
швеллера пришлось разрезать на части, провозить на объект на малогабаритных
машинах и затем снова их сваривать. Если учесть, что конструкции для школы были
достаточно масштабными, то можно понять ту искреннюю благодарность строителям
со стороны учеников и педагогического состава школы за их ответственный и
творческий подход к реконструкции школьного здания. В итоге, ученики получили
удивительно красивую школу, выполненную из добротных строительных и
отделочных материалов, с великолепным
фасадом из железобетона. Комфортность учебного процесса обеспечивается просторными
и светлыми учебными классами, вместительным спортивным залом, уникальной
столовой с уютными нишами и барными стойками, холлом с колоннами, отделанным
мраморным гранитом.
При реконструкции школы № 1518 также был сохранён
привычный внешний облик старой школы. Рядом с ней был возведён новый учебный
корпус, который соединили галереей со зданием старой школы. Изюминкой же реконструкции
школы № 235 стал знаменитый среди педагогов Москвы стеклянный атриум с фонтаном
и мраморной отделкой окружающей его площадки. Вокруг атриума из архитектурного
бетона построены своеобразные четырёхэтажные гирлянды. Атриум стал любимым
местом проведения свободного времени учащихся, особенно в зимний период.
1 сентября 2004 года ученики школы № 72 пришли учиться
в новое здание, построенное на месте уже не подлежащего реконструкции старого
школьного здания. Три спортивных зала, великолепный актовый зал и прекрасные
учебные классы и кабинеты школы-новостройки отныне стали достоянием филёвских
школьников, гордящихся своим правом учиться именно в этой школе, не похожей ни
на одну другую школу района.
Уникальная школа для девиантных детей была построена в
Южном Бутово с мощным разнопрофильным спортивным ядром, в которое входит и
бассейн. Школьный спортивный комплекс по своим возможностям ничем не отличается
от полноценного стадиона. Помимо учебного корпуса на территории школы построены
гаражи, мастерские с современным оборудованием и даже парник. Школа оборудована
эффектным и очень удобным встроенным пищеблоком, в котором процесс
приготовления пищи происходит на нижнем этаже с подачей готовых блюд на лифте в
столовый зал, что производит на учащихся самое благоприятное впечатление. Прекрасная
отделка и продуманный дизайн спецшколы нацелены на создание атмосферы психологического комфорта учеников. Из такой
школы не могут не выходить образованные добрые люди.
В соответствии с блестяще проработанным проектом школы
№ 174 был создан оригинальный запоминающийся фасад, обустроена эксплуатируемая
кровля, специально оборудованная для игр на открытом воздухе. На переменах на
неё выводят для отдыха учеников нулевого, первого и второго классов. На случай
дождя, а также от солнца здесь предусмотрены специальные навесы. В спортивном и
актовом залах для зрителей сделаны оригинальные балкончики. Современный
пищеблок позволяет организовать питание учеников без суеты, что благоприятно
отражается на их здоровье и учёбе. Идя навстречу пожеланиям директора, были
заказаны облицовочные материалы, создающие настроение психологической
комфортности у учеников, и по его же просьбе дизайн был дополнен хромированием
отдельных деталей интерьера. Поскольку данная школа является базовой площадкой Российского
химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, то есть
специализирована по химическому профилю, особое внимание было уделено
оборудованию первоклассного кабинета
химии. К слову сказать, кабинет химии в современной школе – это далеко не тот
кабинет, который был в школах старой постройки. Сегодня он обретает все
признаки настоящей химической лаборатории. Среди предъявляемых к нему требований
можно отметить, к примеру, и такое, в
соответствии с которым учебные места кабинета химии в обязательном порядке оборудуются
подводкой воды и канализационными стоками,
куда должны сливаться различные растворы, приготовляемые учениками на уроке химии.
Реконструкция школьных зданий от начала строительных
работ до сдачи школы в эксплуатацию занимает у строителей УМИС в среднем 8
месяцев. В процессе реконструкции школ их директорам предоставляется
возможность выбора школьной мебели. Согласовываются с директорами и цвета
облицовочного материала на каждом этаже школы. При этом взгляды многих
директоров на цветовую гамму отделки школьных интерьеров сегодня кардинально
изменились по сравнению даже с девяностыми годами прошлого века. Настроения
серости и однообразия ушли из педагогической среды: школьные этажи, к примеру,
могут быть решены по их просьбе в красочном многоцветье. Педагогическая мысль
дошла даже до того, что учителя могут давать названия школьным рекреациям. Так,
в одной из реконструированных школ появились, таким образом, Сытная площадь перед
столовой, перед школьным биологическим музеем – Эволюционная площадь, у фонтана
– Тусовочная площадь и т.д.
Дополняя вышесказанное, необходимо отметить, что по
уже устоявшейся традиции при сдаче каждой школы строители Главмосстроя делают
её коллективу подарок – автомобиль, школьный автобус, аппаратуру для школьной
эстрады, фонтан и т.д., что является ещё одним важным штрихом благородного
вклада строителей в образовательный процесс.
Как уже отмечалось, с началом нового века
проектировщики стали более раскованными в своём творчестве, что не замедлило
сказаться на качестве и выразительности школьных проектов. К примеру, уже
свободно практикуются разноцветные фасады школ, а окна могут быть, оказывается,
не только белого цвета, а также бирюзового, синего или сине-оранжевого цвета. Это, по словам Арарата Аршавировича, создаёт
атмосферу радости и удовлетворения своей работой. А это значит, что в каждое
реконструируемое или вновь строящееся школьное здание строители УМИС вкладывают
частичку своей души. Глубоко человечный, душевный подход к своему делу
проявился при возведении Управлением монолитного индивидуального строительства
Главмосстроя храма Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьинском парке.
Это стало зримым свидетельством того, что все сотрудники Управления стремятся
каждой новой школой, сданной ими в эксплуатацию, создать её учащимся и
преподавателям непреходящий праздник души, праздник, который школьники пронесут
через всю свою жизнь с искренней благодарностью строителям, сотворившим эти
чудесные школьные дворцы.