| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН                  

 

                                                                               

ТВОРЦЫ МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНЫХ ДВОРЦОВ

 

 

 Как наследие прошедших времён, школьное здание для большинства взрослых жителей Москвы ассоциируется с однотипным  строением из сборного железобетона, в котором  они  в своё время получили среднее образование. В таких типовых зданиях школ и сегодня продолжает учиться основная часть московских школьников. Казалось бы, подобный консервативный стиль проектирования и строительства школьных зданий уже стал неким стандартом, от которого отклоняться никому из архитекторов и строителей не позволительно. Примерно такой же стереотипный взгляд сформировался у москвичей и в отношении жилищного домостроения.

 

Но вот в 90-х годах прошлого века среди архитектурного однообразия столичных новостроек вдруг неожиданно стали появляться дома  уникальной архитектуры. И самым удивительным для жителей Москвы было то, что архитектура этих строений больше нигде не повторялась – они отстраивались в единичном исполнении. Так началась эра индивидуального домостроения.

 

Новая эра принесла с собой раскрепощение творческой деятельности и в архитектурно-планировочную среду, и в среду московских строителей. И, конечно же, новые принципы проектирования и строительства начали внедрять на своих объектах сотрудники Главмосстроя, признанного гранда российской строительной индустрии. Успешный опыт пилотных проектов главмосстроевцев в области индивидуального домостроения выявил настоятельную необходимость в создании специализированного подразделения Главмосстроя, в котором были бы сконцентрированы производственные мощности и кадровый корпус, специализирующиеся на современных строительных технологиях индивидуального домостроения. И в 2001 году в Главмосстрое такое подразделение было создано – Управление монолитного индивидуального строительства (УМИС). Генеральным директором Управления стал первый заместитель руководителя производственного комплекса, член коллегии Главмосстроя Назаретян Арарат Аршавирович. Сегодня в Управлении работают 3700 высококлассных специалистов. Активно функционирует отлаженная система профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Само же Управление состоит из семи трестов (с численностью работающих от 300 до 1500 человек), осуществляющих функции генподрядных организаций с общей годовой программой 7,6 млрд. рублей. Между ними проводятся внутренние тендеры на строительство того или иного объекта.

 

Наряду с возведением жилых домов по индивидуальным проектам Управление специализируется и на сооружении уникальных зданий социального назначения, право на строительство которых Главмосстрой выигрывает по результатам конкурсных торгов. В число отстроенных объектов социальной сферы входят физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, спортивные сооружения, здания для судебных заседаний, поликлиники, социально-реабилитационный центр для ветеранов труда, культурно-выставочные центры и т.д. Однако строительство новых и реконструкция старых школьных зданий по шкале приоритетов социальных объектов строительного профиля Управления, безусловно, наиболее престижно и значимо, даже, несмотря на то, что школы относятся к весьма ответственным и сложным строительным объектам: проектировщикам и строителям теперь необходимо изыскивать дополнительные ресурсы для удовлетворения современных требований к эргономике школьного класса, которой сегодня уделяется повышенное внимание, включая, к примеру,   обеспечение оптимального освещения классной доски в целях предотвращения возникновения  бликов.

 

Помимо всего прочего, городские власти держат каждую строящуюся или реконструируемую школы под пристальным контролем. Качество и график   строительных работ на школьных объектах, как правило, курируется первыми лицами правительства Москвы. Сегодня уже без всяких натяжек можно констатировать, что строительная культура московских строительных организаций, и без сомнения – Управления монолитного индивидуального строительства Главмосстроя, уже не только сравнялась с европейской, но и по ряду параметров превосходит ей, в частности, яркостью проектов и нетривиальностью применения строительных технологий. Кроме того, отечественные строительные корпорации выигрывают перед европейцами в части профессиональной подготовки собственных кадров, в противовес политике европейских строительных фирм по срочному привлечению на свои строительные объекты иностранных рабочих, квалификация которых часто оставляет желать лучшего. И каждая школа, сдаваемая строителями УМИС в эксплуатацию, является очередным подтверждением  высочайшего уровня строительного мастерства специалистов Главмосстроя, поскольку все построенные школы соответствуют мировым стандартам качества.

 

Московские школьники, кому посчастливилось учиться в школе № 228 (Новослободская ул., 38/42), в школе № 36 (2-й Обыденский пер., 9), в школе № 235 (ул. Щепкина, 68), в школе № 1518 (пр. Мира, 87), в образовательном комплексе в 4 микрорайоне Куркино, в школе № 174 (1-я Миусская, 10/12), в школе № 72 (Б.Филёвская, 15) в школе № 475 (Люблинская, 45) или в БНК школы № 656 (Бескудниковский б-р, 29), могут с радостью засвидетельствовать, что их учебные корпуса по праву можно назвать настоящими школьными дворцами. И такая оценка труда строителей УМИС дорогого стоит ввиду того, что ученики – это самая строгая и объективная приёмная комиссия школьных строительных объектов.

 

Школа № 475 до реконструкции представляла собой обычное кирпичное строение с обветшалыми фасадами и тесными учебными помещениями. Строители УМИС привели здание в соответствие с современными требованиями к учебному процессу и безопасности его эксплуатации. Фасад школы был искусно обновлён при сохранении стиля времени его строительства. К школе была сделана пристройка, архитектура которой решена в той же стилистике, что и основное здание школы. В этой пристройке находятся актовый и спортивный залы, дополнительные учебные классы. Работы производились настолько филигранно, что не пострадало ни одно из старых деревьев, окружающих школу. Более того, ландшафтники подарили учащимся великолепный английский газон.   

 

В школе № 228 по новому проекту появился гранитный портал входа с оригинальными лестницей и холлом, нестандартный спортивный зал. В 2002 году этот строительный объект УМИС Главмосстроя стал победителем на конкурсе «Лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства». В этом же году в число призёров этого престижного конкурса вошёл один объект УМИС – школа № 36. Эта школа долгое время находилась  в крайне ветхом состоянии и располагалась в стеснённых условиях плотной застройки старой части Москвы, в результате чего многие строительные организации не брались за её реконструкцию. Поскольку на этом объекте современная строительная техника не могла быть задействована в полной мере, работникам УМИС пришлось переносить буквально на руках многие строительные конструкции (балки, швеллера и т.д.). Если учесть, что согласно проекту  реконструкция здания школы была капитальной, предполагавшей полную разборку всех перекрытий, в результате чего оставались нетронутыми только наружные стены, то можно представить уровень сложности и трудоёмкости данного объекта. Многие операции, прежде всего – завоз строительных материалов, приходилось осуществлять в ночное время. Балки и швеллера пришлось разрезать на части, провозить на объект на малогабаритных машинах и затем снова их сваривать. Если учесть, что конструкции для школы были достаточно масштабными, то можно понять ту искреннюю благодарность строителям со стороны учеников и педагогического состава школы за их ответственный и творческий подход к реконструкции школьного здания. В итоге, ученики получили удивительно красивую школу, выполненную из добротных строительных и отделочных  материалов, с великолепным фасадом из железобетона. Комфортность учебного процесса обеспечивается просторными и светлыми учебными классами, вместительным спортивным залом, уникальной столовой с уютными нишами и барными стойками, холлом с колоннами, отделанным мраморным гранитом.

 

При реконструкции школы № 1518 также был сохранён привычный внешний облик старой школы. Рядом с ней был возведён новый учебный корпус, который соединили галереей со зданием старой школы. Изюминкой же реконструкции школы № 235 стал знаменитый среди педагогов Москвы стеклянный атриум с фонтаном и мраморной отделкой окружающей его площадки. Вокруг атриума из архитектурного бетона построены своеобразные четырёхэтажные гирлянды. Атриум стал любимым местом проведения свободного времени учащихся, особенно в зимний период.

 

1 сентября 2004 года ученики школы № 72 пришли учиться в новое здание, построенное на месте уже не подлежащего реконструкции старого школьного здания. Три спортивных зала, великолепный актовый зал и прекрасные учебные классы и кабинеты школы-новостройки отныне стали достоянием филёвских школьников, гордящихся своим правом учиться именно в этой школе, не похожей ни на одну другую школу района.

 

Уникальная школа для девиантных детей была построена в Южном Бутово с мощным разнопрофильным спортивным ядром, в которое входит и бассейн. Школьный спортивный комплекс по своим возможностям ничем не отличается от полноценного стадиона. Помимо учебного корпуса на территории школы построены гаражи, мастерские с современным оборудованием и даже парник. Школа оборудована эффектным и очень удобным встроенным пищеблоком, в котором процесс приготовления пищи происходит на нижнем этаже с подачей готовых блюд на лифте в столовый зал, что производит на учащихся самое благоприятное впечатление. Прекрасная отделка и продуманный дизайн спецшколы нацелены на создание атмосферы  психологического комфорта учеников. Из такой школы не могут не выходить образованные добрые люди.

 

В соответствии с блестяще проработанным проектом школы № 174 был создан оригинальный запоминающийся фасад, обустроена эксплуатируемая кровля, специально оборудованная для игр на открытом воздухе. На переменах на неё выводят для отдыха учеников нулевого, первого и второго классов. На случай дождя, а также от солнца здесь предусмотрены специальные навесы. В спортивном и актовом залах для зрителей сделаны оригинальные балкончики. Современный пищеблок позволяет организовать питание учеников без суеты, что благоприятно отражается на их здоровье и учёбе. Идя навстречу пожеланиям директора, были заказаны облицовочные материалы, создающие настроение психологической комфортности у учеников, и по его же просьбе дизайн был дополнен хромированием отдельных деталей интерьера. Поскольку данная школа является базовой площадкой Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, то есть специализирована по химическому профилю, особое внимание было уделено оборудованию  первоклассного кабинета химии. К слову сказать, кабинет химии в современной школе – это далеко не тот кабинет, который был в школах старой постройки. Сегодня он обретает все признаки настоящей химической лаборатории. Среди предъявляемых к нему требований можно отметить, к примеру,  и такое, в соответствии с которым учебные места кабинета химии в обязательном порядке оборудуются  подводкой воды и канализационными стоками, куда должны сливаться различные растворы, приготовляемые  учениками на уроке химии.

 

Реконструкция школьных зданий от начала строительных работ до сдачи школы в эксплуатацию занимает у строителей УМИС в среднем 8 месяцев. В процессе реконструкции школ их директорам предоставляется возможность выбора школьной мебели. Согласовываются с директорами и цвета облицовочного материала на каждом этаже школы. При этом взгляды многих директоров на цветовую гамму отделки школьных интерьеров сегодня кардинально изменились по сравнению даже с девяностыми годами прошлого века. Настроения серости и однообразия ушли из педагогической среды: школьные этажи, к примеру, могут быть решены по их просьбе в красочном многоцветье. Педагогическая мысль дошла даже до того, что учителя могут давать названия школьным рекреациям. Так, в одной из реконструированных школ появились, таким образом, Сытная площадь перед столовой, перед школьным биологическим музеем – Эволюционная площадь, у фонтана – Тусовочная площадь и т.д.

 

Дополняя вышесказанное, необходимо отметить, что по уже устоявшейся традиции при сдаче каждой школы строители Главмосстроя делают её коллективу подарок – автомобиль, школьный автобус, аппаратуру для школьной эстрады, фонтан и т.д., что является ещё одним важным штрихом благородного вклада строителей в образовательный процесс.

 

Как уже отмечалось, с началом нового века проектировщики стали более раскованными в своём творчестве, что не замедлило сказаться на качестве и выразительности школьных проектов. К примеру, уже свободно практикуются разноцветные фасады школ, а окна могут быть, оказывается, не только белого цвета, а также бирюзового, синего или сине-оранжевого цвета.  Это, по словам Арарата Аршавировича, создаёт атмосферу радости и удовлетворения своей работой. А это значит, что в каждое реконструируемое или вновь строящееся школьное здание строители УМИС вкладывают частичку своей души. Глубоко человечный, душевный подход к своему делу проявился при возведении Управлением монолитного индивидуального строительства Главмосстроя храма Иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьинском парке. Это стало зримым свидетельством того, что все сотрудники Управления стремятся каждой новой школой, сданной ими в эксплуатацию, создать её учащимся и преподавателям непреходящий праздник души, праздник, который школьники пронесут через всю свою жизнь с искренней благодарностью строителям, сотворившим эти чудесные школьные дворцы.   


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz