Своими взглядами на московскую систему образования с
корреспондентом журнала «Моя Москва» Сергеем Бородиным поделилась Курнешова
Лариса Евгеньевна, первый заместитель руководителя Департамента образования
города Москвы
- Лариса Евгеньевна, я хотел бы начать нашу
беседу с вопроса о принципах построения образовательных программ школ?
Каждая школа имеет свою образовательную программу, вне
зависимости от того, хорошая или плохая это школа. У некоторых она более
интересная, насыщенная, у других она может быть более формальная. Это зависит
от многих вещей: от руководителя, от уровня профессионализма педагогов, от потенциала
педагогического коллектива. Но основой образовательной программы является
базисный учебный план Москвы. В этом базисном учебном плане имеются те предметы,
которые в каждой школе в структуре общего образования должны изучить её
ученики, и те предметы, которые мы называем региональными предметами. Для
Москвы такими региональными предметами стали основы экономических знаний,
основы экологических знаний. Сейчас мы вводим курс права с упором на социальный
аспект, чтобы каждый человек формировал своё самосознание в понимании того, что
у него есть права и ответственность, что он имеет возможность защищать свои
права, для чего есть естественные цивилизационные механизмы и способы защиты.
И есть, так называемый школьный компонент, который
формирует уже сама школа. Примером такого школьного компонента является
психология, ритмика, риторика, основы фольклорного искусства. Я думаю,
элементом такого факультативного школьного компонента со следующего учебного
года станет курс истории мировых религий, для которого готовятся
соответствующие дидактические материалы, предоставляющие школам возможность
грамотно вести этот курс.
-
А кому легче формировать образовательную программу – школам-новостройкам в
новых районах или школам в старых районах города?
Конечно, школам-новостройкам, которым к тому же, легче
найти и педагогические кадры. Чем хороши новые районы, так это тем, что туда
приезжают жить жители Москвы, имеющие различные профессии, наклонности,
профессиональные данные. При переезде в
отдалённые от центра города новые районы, скажем, театральным работникам,
библиотекарям, специалистам по клубной деятельности, руководителям различных
секций или кружков и т.д. становится неудобно ездить к прежнему месту работы,
поскольку теряется на дорогу 3-4 часа в день. А тут рядом есть школа, которой
они могут предложить свои услуги для работы с детьми и с родителями на базе
школы. Учитывая это, школе-новостройке гораздо легче сформировать более
интересную образовательную программу, чем в тех районах, где достаточно
сложившийся, устоявшийся контингент, среди которого очень трудно найти новые
кадры, найти соответствующую мотивацию для их привлечения.
- Чем же привлекают кадры в школах-новостройках
помимо экономии времени на дорогу к работе? Зарплатой? Так она по территории
всей Москвы построена на едином принципе?
Давайте возьмём для примера школу-новостройку
«Лукоморье» в Южном округе и посмотрим, как она развивалась. Эта школа
строилась как типовая общеобразовательная школа. Когда мы изучили контингент
детей, которые придут в эту школу, оказалось, что в этом микрорайоне очень
много детей, имеющих хронические заболевания. Это не дети-инвалиды, это просто хроники,
имеющие различные отклонения по состоянию здоровья и поэтому периодически болеющие затяжными болезнями, к примеру,
гастритом, бронхитом, ангиной и т.д. И тогда у префектуры округа возникла идея
сделать, так называемую, школу здоровья, когда одновременно с образовательным
процессом в этой школе дети могли бы проходить разные профилактические
мероприятия оздоровительного профиля типа УВЧ, физиотерапии, массажа, лечебной
физкультуры.
И, конечно, для реализации этой идеи возникло соответствующее
дополнение к проекту: в каких помещениях эти процедуры будут осуществляться, за
счёт каких средств это можно сделать и как соединить тот проект и ту работу,
которую строители уже проделали с тем замыслом, который возник, исходя из
изучения социального состава населения. Префектура выделила дополнительные
деньги на некоторую переделку и проектных замыслов и уже проделанных
строительных работ. В результате конструктивного взаимодействия со строителями и
проектировщиками эта идея была успешно воплощена в практику.
Так вот, 80%
педагогических работников этой школы – родители детей, которые обучаются
в этой школе. Родители, включая и
врачей, и медсестёр, и массажистов и т.д., пришли работать в школу. Раньше они
не могли прийти: у них ребёнок часто болел, поскольку хроник. Каждый раз брать
по два месяца больничный? Сейчас это стало уже неприлично, поскольку к таким
работникам сейчас относятся определённым образом: это раньше можно было болеть
сколько угодно. И поэтому мамы, как правило, были вынуждены уходить с работы и
сидеть дома, занимаясь своим ребёнком. А когда ребёнок пошёл в школу, где он
учится, где его оздоравливают, где он проходит весь тот профилактический курс
лечения, ради прохождения которого мама раньше бегала с ребёнком в детскую
поликлинику, то и мама пришла работать в эту школу. И ребёнок под присмотром, и
она свой профессиональный потенциал реализует.
Такие явления стали в Москве достаточно частыми. Особенно это касается
отдалённых районов, где строятся новые школы.
- Вы привели интересный пример. Но ведь даже
частичная переделка строителями уже
построенного ими фрагмента здания вряд ли понравилась им?
Каждый раз, когда я встречаюсь со строителями на
строительных площадках, с моей стороны это бывает, в основном, тогда, когда
объект готовится к сдаче, и формируется образовательная среда внутри
построенного здания, я удивляюсь глубине понимания строителями процессов
образования, хорошему современному пониманию этих вопросов. Они прекрасно
понимают, что в Москве существует многообразие образовательных учреждений (у
нас 56 разновидностей образовательных учреждений), что эпоха однотипности уже
закончилась, и что, строя конкретное здание школы на конкретной территории,
обязательно надо обсуждать с педагогами специфику образовательного процесса,
который будет проистекать в стенах этой школы,
когда она будет построена.
Спасибо большое строителям, что они всегда готовы к
конструктивному обсуждению наших проблем. То есть мы никогда не слышали от них,
что вот, мол, мы делаем как полагается по проекту, сделаем, сдадим, а дальше
делайте всё, что хотите. Такого никогда не бывает. Это понимание, что, конечно,
проект – это одно, а когда начинаешь его воплощать в жизнь, появляются новые
исходные данные, появляется директор школы, который приходит тоже со своими
педагогическими замыслами.
Как известно, основным строителем наших
образовательных учреждений в Москве является Главмосстрой. Когда начинаешь
обсуждать интересующие нас вопросы с непосредственными руководителями Главмосстроя,
то оказывается, что мы говорим на одном языке с ними. Это характерная черта
нового времени, в котором все мы сегодня живём. В этом отношении нужно сказать
большие слова благодарности и руководству Главмосстроя, и другим заказчикам, и
самим строителям той подрядной организации, которая реализует строительство
конкретного объекта. Складывается хорошая дружба между образованцами и
строителями. Мы чувствуем, что каждая школа строится ими с душой, неформально.
- Когда строится школа, то, очевидно,
планируется принять в неё какое-то определённое число учащихся. Но если
возводится коммерческое жильё без соотнесения с ученическими местами в имеющихся
в районе школах, то к чему это может привести?
Да, на
московскую систему образования свалилась такая беда, корни которой в новом
строительстве, которое финансируется инвесторами на коммерческой основе. При
строительстве коммерческих домов совершенно не берётся в расчёт вопрос
комплексной социальной инфраструктуры, окружающей эти коммерческие дома. Когда
инвесторами являются Правительство Москвы, Главмосстрой, строительство идёт по
программе, а когда просто инвестор на коммерческой основе получает право
застройки данной земли, а потом туда приезжают жить люди, то оказывается, что
детям и в детский сад некуда пойти, и учиться негде.
- Одна из изюминок московского образования –
это центры образования. Как они появились? Что побудило Вас к их созданию?
У нас есть новые районы, в которых школа является
единственным социальным объектом, выполняющим помимо профильной образовательной
задачи, так же и роль культурного центра. Поскольку других социальных объектов
в таком районе долгое время не отстраивается, школа формирует социальную среду
для детей и их родителей. Дети сюда могут прийти вместе с родителями, чтобы
позаниматься спортом, поработать в мастерских, принять участие в каком-то
культурном мероприятии. Так долгое время
развивался район Митино, когда школы брали на себя весь потенциал
культурно-образовательных и социальных задач района. Примерно такая же ситуация
наблюдалась и в Марьино.
Кстати, первый центр образования был создан в Марьино,
после чего появился такой вид образовательного учреждения, который,
действительно, является отличительной чертой именно московского образования.
Апробировался же он именно в Марьино.
Когда Марьино стало строиться, там поначалу не было ни
библиотек, ни кинотеатров. В связи с этим марьинской общеобразовательной школе были
отданы первые этажи окружающих её жилых домов, где были открыты театральные
студии, мастерские, различные клубы по интересам, в которые стали приходить не
только ученики этой школы, но и дети всего микрорайона, их родители. И тогда мы
поняли, что у нас появляется какой-то новый вид образовательного учреждения. Стали
придумывать ему название, и, в конце концов, назвали его центром образования. И
теперь таких Центров образования в Москве уже более двух десятков, которые, как
правило, организуются и создаются в новых микрорайонах столицы.
- Лариса Евгеньевна, с каким напутствием Вы
хотели бы обратиться к строителям, возводящим и реконструирующим школьный фонд
и к педагогам, которые создают образовательную среду в новых школьных зданиях?
Если что и
желать строителям, так это, во-первых, сохранять те дружеские отношения,
которые сложились у строителей с нами, развивать их и совершенствовать, а
во-вторых, чтобы при освоении новых площадок, они не забывали, что без развитой
инфраструктуры полноценных новых микрорайонов не бывает, а составной частью такой
инфраструктуры являются социальные
объекты и, прежде всего, объекты образования. И пускай они не увлекаются очень сильно
коммерческими проектами, которые не продуманны с этих позиций. Когда мы говорим
о развитии отношений, это значит, что если ты строишь много жилых домов, то
тогда ты обязательно рядом должен построить школу и детский сад. Даже
поликлиника не так важна, а магазины и так появятся. Школа же и детский сад –
это основа основ городской жизни людей.
Нашим педагогам, которые придут работать в
школы-новостройки, я бы пожелала взаимопонимания и терпимости, потому что они
приходят из разных школ, а разные школы имеют разные традиции. Нужно меньше
вспоминать, как было что-то обустроено на прежнем месте работы, и быстрее
находить прообраз своей новой школы,
укреплять и сплачивать новый педагогический коллектив, пользуясь тем опытом,
который был приобретён раньше. Школу-новостройку необходимо быстрее принимать
как свой новый педагогический дом.