| содержание раздела | главная страница |

        

 

                                                       

СТРОИТЬ ШКОЛЫ – ЭТО РАБОТАТЬ ДЛЯ БУДУЩЕГО РОССИИ

 

 

1 сентября строители Главмосстроя в торжественной обстановке передали столичной системе образования пять новых школ, в которые с весёлой радостью и счастливыми глазами вошли московские школяры. Главмосстрой, для которого этот год стал годом полувекового юбилея, возвёл в Москве свыше тысячи образовательных объектов, чем заслужил полное право именоваться создателем основной части существующей образовательной инфраструктуры столицы. Для освещения роли Главмосстроя в решении этой благородной задачи корреспондент журнала «Моя Москва» Сергей Бородин встретился с Кременец  Ириной Васильевной, Старшим Вице-президентом, Руководителем комплекса кадровой политики, развития социальных программ и формирования имиджа Главмосстроя. Беседа с Ириной Васильевной  о пятидесятилетнем юбилее Главмосстроя, о его истории и традициях, о его роли в социальном обустройстве Москвы,  о современных реалиях жизни москвичей получилась весьма познавательной и обстоятельной. С её суждениями, в частности,  по молодёжным проблемам без всякого сомнения будет интересно ознакомиться молодому поколению москвичей.

 

- Ирина Васильевна, я хотел бы начать нашу беседу с вопроса о Вашей оценке свершений Главмосстроя за эти славные, трудные и героические полвека его плодотворной деятельности во благо людей.

 

Да, в этом году Главмосстрою исполнилось 50 лет. Мы особо не афишировали это событие. И, тем не менее, это первая серьёзная вершина для такой солидной организации, какой является Главмосстрой. Сегодня это пятидесятилетие, далее будет столетие – следующая вершина достижений нашей компании. К ней приведёт Главмосстрой уже новое поколение главмосстроевцев,   которое подхватит эстафету у нас. И так далее, поскольку Главмосстрой обречён быть вечно.

 

У Главмосстроя хорошо известный имидж – быть первым. Однако первым быть очень тяжело. Хочу заметить, что все те катаклизмы, которые претерпевала в конце прошлого века и страна, и сама строительная отрасль, не могли пройти мимо Главмосстроя. И в сложившейся ситуации  бездумного разрушения сложнейшего механизма экономики страны было чрезвычайно тяжело отстаивать свои позиции, очень достойно вести себя в этой неразберихе, которая одно время настойчиво пыталась нас поглотить, и в то же время продолжать строить не только школы, а вообще всё то, что было положено.

 

 

- Общеизвестно, что строительство объектов образования – это предмет особого внимания Главмосстроя.  Что бы Вы могли сказать о тех школах, которые Главмосстрой построил в этом году?

 

В этом году три школы из пяти были представлены нами на ежегодном августовском педсовете на конкурс «Лучшие школы года». Мы получили за них три пятёрки и Любовь Петровна Кезина за эти три объекта, которые мы сдали к новому учебному году, подписала нам три диплома.  При этом хочу заметить, что мы строим первоклассные школы, конечно же, не для того, чтобы впоследствии иметь какие-то льготы. Такое высокое качество нашей работы – основа нашей корпоративной философии. Мы возводим школьные здания,  действительно, с большой любовью, с большой чуткостью, с большой теплотой. Причем, наш  принцип в этом вопросе такой: «Если школу, строительство которой мы выиграли на тендере, нам удаётся отстроить в июне, то, естественно, она будет открыта к 1 сентября, пусть даже по титулу у неё будет более поздний срок ввода». В любом случае, если сроки по титулу попадают на третий квартал, всё равно мы стараемся сделать её к новому учебному году, чтобы детей лишний раз не травмировать, чтобы они смогли начать заниматься именно 1 сентября, сев за школьные парты в новой школе. В противном случае ученикам этой школы пришлось бы как минимум ещё две четверти блуждать по разным школам.

 

 

-  А какая школа была в этом году самой трудной в плане её строительства?

 

Пожалуй, самой тяжёлой для нас была в этом году филёвская школа. Весной, перед началом строительства ученики этой школы были «расквартированы» по трём разным школам района с тем, чтобы мы могли построить новое здание школы на месте старого. И вот сейчас все эти дети  вернулись в свой родной школьный дом. Хотя нам это строительство далось  безумно тяжело, поскольку эта школа, рассчитанная на большое число ученических мест, строилась в кратчайшие сроки по очень сложному проекту,  тем не менее, как бы там ни было – дети учатся. Они вошли в новую школу 1 сентября и сели за парты. Работа на этой школе велась нами и днём и ночью, но дети того заслуживают. Эти бессонные ночи рано или поздно дадут отдачу. Тем более, когда в стране происходят такие бесчинства, как это произошло 1 сентября в Беслане, что накладывает на всех нас, взрослых разумных людей,  колоссальную ответственность именно за  это поколение, потому что ему дальше жить, ему дальше развивать нашу страну.

 

Хотелось бы отметить, что жители домов, расположенных около этой школы, особенно бабушки, которые сидят днём  на лавочках у подъездов, поначалу были недовольны тем, что мы работаем по ночам. Но мы просто не могли не сделать эту школу к 1 сентября. Поэтому с жителями постоянно велась разъяснительная работа: мы встречались с ними, они приходили к нам на строительную площадку. Кто-то с пониманием, кто-то с обидой и недовольством, но мы всегда старались объясняться с ними таким образом, чтобы люди смогли понять, что это не наш каприз, что мы же для них это делаем, что ведь это их дети и внуки придут учиться в эту школу,  поскольку все эти школы – не специализированные, а общеобразовательные с  набором учеников по месту жительства. Мы призывали их немного потерпеть доставляемые стройкой  для них неудобства. И, в основном, нам удавалось достигать понимания с жителями.

 

 

-  Очевидно, сама процедура открытия каждой школы-новостройки – это праздник для школьников, педагогов и строителей. Как всё это происходит?

 

Безусловно, каждый наш сданный строительный объект – это наш, если образно выражаться, ребёнок, который выстрадан и дорог нам. Однако  школьные учреждения нам особенно близки  по духу. Поэтому мы очень серьёзно готовимся к торжественному открытию школ 1 сентября. Разрабатываем график проведения подготовительных работ. Поскольку каждый из руководителей «расписан» за конкретной школой, отвечая за организацию процесса сдачи вплоть до мелочей, мы предварительно объезжаем эти школы. Обязательно вывешивается растяжка, гласящая, что эту школу построил Главмосстрой. На цоколе каждой такой школы  устанавливается маленькая медная табличка с информацией о годе её постройки, к примеру,  «Главмосстрой. 2004 год». Директору вручается символический ключ от школы  для того, чтобы оставить память о Главмосстрое. И, естественно, наши руководители всегда принимают участие в открытии школы, выступая перед детьми, учителями, родителями учеников. Такое пристальное внимание руководства Главмосстроя, и, прежде всего, нашего президента – Геннадия Моисеевича Улановского, к школьным объектам обусловлено тем, что мы сами очень серьёзно относимся к этому направлению жизни.

 

Заметьте, что наши дома мы так не открываем. Так можно открывать ещё, разве что, объекты здравоохранения. В этом году мы также торжественно с участием Любови Петровны и Юрия Михайловича открывали построенный нами второй корпус МГПУ на Малом Казённом переулке. То есть этот объект высшей школы мы открывали так же трепетно, с аналогичной процедурой открытия на торжественной линейке и с вручением всех реквизитов Главмосстроя.

 

 

- А как реагируют на такие торжества сами школьники, которые приходят  учиться в этих великолепных зданиях?

 

 Когда мы участвуем в открытии школ, на торжественной линейке мы всегда говорим ребятам: «В такой школе нельзя плохо учиться». И действительно,  современные здания школ, настолько окрыляют ребят, что они часто признаются нам о своём стремлении соответствовать великолепию школьного здания своей учёбой только на самые приличные оценки.

 

В новых школах очень много классов, которых так не хватало в школах нашего времени. Раньше был один, а сейчас – по два-три спортивных зала. Классы эстетического воспитания, бальных танцев. В школах очень интересные актовые залы. Все внутреннее убранство необычайно красиво. Я  всякий раз, когда захожу в школу через некоторое время после её сдачи в эксплуатацию,  очень боюсь увидеть исписанные стены, изрезанные стулья. И, честно могу сказать, я этого не вижу. Думаю, что ребята понимают, что красота – это хорошо.

 

Конечно, дети бывают разные. Понятно, что они всё равно должны шалить, бегать, играть. Поэтому-то сегодня появились в школах эксплуатируемая кровля и зимние сады или, к примеру, сказочный по красоте атриум школы на улице Щепкина. Всё это помогает раскрывать у ребят их внутренние возможности по созидательному приложению своей бурной энергии, не вредя ни себе, ни стенам родной школы. Я считаю, что красота школьных зданий – это важный воспитательный аспект школьного образовательного процесса.

 

Кстати, когда мы заканчивали Щепкинскую школу, она уже была переполнена заявками от семей из разных районов Москвы, то есть люди стремились перевести в эту школу своих детей, не взирая на расстояние до неё, поскольку готовы были привозить детей в эту замечательную школу на машинах. Поэтому педагогам пришлось каким-то образом  ограничивать этот поток, потому что количество ученических мест в школе не позволяло удовлетворить все заявки.

 

 

- А как складываются взаимоотношения между строителями и  педагогическими коллективами школ в процессе их строительства?

 

Когда мы строим школу, нам приходится, в основном, общаться с их директорами, иногда – с завучами. Могу сказать, что это прирождённые педагоги, которые искренне любят своё дело не по каким-то формальным признакам, а именно потому, что они как бы сквозят любовью к детям, к своим школам. Они скрупулёзно следят за тем, чтобы мы не оставили какую-нибудь свою огреху без внимания, поскольку прекрасно понимают, что это их дом, они здесь фактически будут жить, и поэтому школа после сдачи её в эксплуатацию не должна доставлять им никаких проблем в техническом плане. При этом стеснения в данных  вопросах с их стороны не бывает, но, в то же время, присутствует большой элемент доверия к строителям. Если они дают какие-то замечания, а мы, естественно, даём гарантии, что все эти вопросы будут учтены и в определённые сроки  устранены, мы строго выполняем свои обязательства. Это для нас дело чести. Когда мы вручаем директорам школ символические ключи  от этих школ, мы говорим, что это символ нашего знака качества с бессрочной гарантией. То есть, если спустя даже 15-20 лет в школе возникнут какие-то вопросы, связанные с её технической эксплуатацией, мы приедём и устраним неполадки. У нас в прошлом году как раз был такой случай, когда позвонила директор школы, которую мы построили 20 с лишним лет назад, и попросила помощи в вопросе, связанном со строительными конструкциями школы. И тот трест, который строил эту школу, оперативно за свой счёт устранил возникшую проблему.

 

 

-  Известно, что Любовь Петровна Кезина, руководитель московской образовательной системы, очень требовательно подходит к приёмке школьных объектов. Что можно сказать о взаимодействии  Департамента  образования и Главмосстроя?

 

С Любовь Петровной у нас очень тёплые отношения. И не только потому, что мы связаны производственными отношениями –  у нас на чисто личностном уровне очень тёплые отношения с ней, с её аппаратом, с её замами. Да, действительно, она очень требовательный руководитель. Когда надо, она нас и пожурит, и потребует всё то необходимое, что должно быть в школе. Но мы хорошо знаем эти требования города в лице Юрия Михайловича Лужкова, в лице Людмилы Ивановны Шевцовой, в её лице, и поэтому нам легко работать с ней на одной волне. Сама она – великий профессионал, так как, фактически, уже стала такой же, как мы. В процессе сдачи школы она вместе с нами  всё досконально осматривает –  и котельную, и чердак, и ЦТП, и электрощитовую и т.д.  Поэтому, конечно же, она уже практически профессионально разбирается в наших строительных премудростях. В принципе, мы дополняем друг друга, и лукавить в нашей общей с ней работе бесполезно: на благо будущего России нужно работать открыто.

 

Люди хотят, чтобы их дети ходили учиться в эти новые школы ещё и потому, что таким современным школьным зданиям соответствует и подбор преподавателей. Надо отдать должное Любови Петровне Кезиной в том, что она колоссальное внимание уделяет профессиональной подготовке педагогического состава школ. И мы видим, что в сдаваемых нами школах работают очень сильные учителя.

 

Ко всему, что касается учреждений образования,  в Главмосстрое очень трепетное отношение, поскольку само  назначение этих учреждений требует того. Поэтому у нас такие тесные контакты и с самой Любовь Петровной: она часто бывает у нас в Главмосстрое, а мы, соответственно, – у неё в Департаменте, то есть мы по-хорошему, по-человечески дружим с ней и с её сотрудниками. Она очень тепло относится и к Геннадию Моисеевичу Улановскому, и к Льву Моисеевичу Корнелюку, и ко всем нам, то есть с педагогической общественностью Москвы мы в очень хороших, добрых отношениях.

 

В связи с этим хочу напомнить наш девиз: «Дети – будущее России». Поэтому, мы, конечно, считаем, что для этого будущего  России мы должны создавать очень удобные, комфортные, красивые школы, потому что дети там должны получать не только чисто профессиональные знания – они должны учиться эстетике. Самое главное, чем мне близки по духу сегодняшние школьные проекты, так это тем, что они  отвечают всем тем требованиям эстетики, которые необходимо закладывать в маленького человека, который растёт и который всё это потом вокруг себя ощущает, впитывает в себя и пользуется этим в целях созидания в себе гармонично развитой личности.

 

 

- Наверное, Вы по-хорошему завидуете современным школьникам, которым, в том числе  Вашими усилиями, создаются комфортные условия обучения?

 

Я хорошо помню своё детство. Конечно, таких условий я была лишена, как и все мои сверстники. Тогда, в наше время, были очень примитивные школы: стояла пятиэтажная, кирпичная,  красная «спичечная коробка». Эти школы ещё есть в Москве, и моя школа до сих пор ещё существует – я мимо неё постоянно прохожу, так как мы живём рядом. И мои дети учились в этой школе. Так сложилось, что нам не выпало получить с точки зрения эстетики подобное  счастье. Но мы были защищены в другом плане: тогда не было такой вседозволенности, не было, простите меня, такой распущенности, не было такого расслоения в классе, когда у детей была, к примеру, единая форма, в которой они должны были ходить в школу вне зависимости от достатка семьи. Кроме того, девочкам не позволялось приходить в макияже.

 

Я вспоминаю, что моей маме не нравилась школьная форма, которая продавалась в магазине. Она покупала такую же материю в магазине «Ткань» и шила мне из неё форму другого фасона. Пусть будет у меня юбочка плиссированная, а у другой девочки будет бортовочка, пусть у другой девочки будет ситцевый фартук, а у меня шёлковый с какими-то кружавчиками, пусть у меня будет более интересный кружевной воротничок, но всё это было в единой цветовой гамме, оно всё соответствовало школьным нормативам. Поэтому никто не мог сказать моим родителям: «Почему это ваша девочка выделяется?» Когда у одной девочки форма была чуть-чуть более выразительнее по фасону, а у другой – чуть-чуть попроще, это нельзя классифицировать, как желание выделиться по имущественному признаку. А сейчас, конечно, другие нравы: дети ходят в школу, пытаясь своим внешним видом подчеркнуть уровень достатка своей семьи.

 

В этом, конечно, несомненное отличие от нашего времени.  Однако сейчас у наших школьных стен, у наших педагогов есть другие возможности, которые позволяют это сбалансировать. Мы, строители, создаём эстетику в стенах, эстетику в камне. Уходя из школы,  мы оставляем школьникам подарки либо в виде фонтанов, которые мы устраиваем сверх проекта за свой счёт, либо в виде лепнины, создавая красивые зеркальные лепные холлы, либо в виде спортивного ядра на школьной площадке, либо в виде автомобиля для школьных нужд.

 

 

-  Система профессионального образования Главмосстроя является, фактически, эталоном для строительной отрасли города. На чём основана эта система?

 

У нас есть свой учебный комбинат, который существует в системе Главмосстроя с октября 1954 года. Это говорит о той мудрости, с которой Главмосстрой решал вопросы своего становления. Руководители тогда ещё молодой нашей организации, прекрасно понимая, что всё начинается, прежде всего, с кадров сделали всё возможное, чтобы, спустя полгода после создания Главмосстроя, заработал учебный комбинат, в котором готовились    квалифицированные кадры строителей. И сегодня одной из главных наших задач является сохранение всего того, что было передано нам нашими предшественниками. И нам удаётся не только сохранять это великое наследие наших старших коллег, но также и развивать его в соответствии с духом времени. Учебный комбинат сегодня продолжает свою историческую миссию по обучению рабочим специальностям вновь приходящих на работу в Главмосстрой, а также по ежегодной аттестации наших специалистов – монтажников, сварщиков, каменщиков, работников других специальностей, которые сегодня нам необходимы на стройплощадках.

 

Многие наши рабочие кадры мы ориентируем на получение второй специальности в нашем учебном комбинате. Условно говоря, может случиться так, что трест, в котором работает, к примеру, монтажник железобетонных конструкций, будет переброшен на участок, где нужно лить монолит. И если этот монтажник помимо своей основной профессии обучен работе с монолитом, то он сразу будет востребован и на этом участке. Или, например, работники зелёного хозяйства – это, по сути, сезонники. Осенью заканчивается их сезон, и далее они до весны, как правило, не востребованы. Мы их переучиваем на отделочников, в результате чего в зимний период они неплохо занимаются вопросами отделки на наших объектах.

 

 

- Работа с молодым пополнением – это, наверное, тоже один из первостепенных приоритетов в Главмосстрое?

 

Конечно. Прежде всего, мы гордимся тем, что нам удалось сохранить основной костяк профессионалов. Нам удалось сохранить также те наши тресты, которые специализировались на строительстве школ ещё в дореформенные времена.  Безусловно, те линейные кадровые работники, которые сейчас ещё  работают, являются на данный момент уже как бы учителями для нового пополнения.

 

Понятно, что сегодня приходит много молодёжи и из ПТУ, и из МГСУ, и из других учебных заведений. Отрадно, что сегодня наступило, наконец, время, когда выпускники московских строительных институтов и тех институтов, которые выпускают специалистов строительных специальностей, перестали бояться идти на стройплощадку. Они приходят на площадку работать мастерами. Сегодня мы проводим работу со студентами в том же МГСУ, начиная с третьего курса. Ребята приходят к нам сначала на производственную практику. К пятому курсу многие из них уже крепко прирастают к нашему коллективу. После получения диплома у вчерашних наших практикантов нет боязни в части  работы на стройплощадке. Таким молодым специалистам уже не страшно одеть  сапоги, спецовку, каску, спуститься в котлован или подняться на монтажный горизонт.

 

В составе наших мастеров очень много молодых ребят. Многие из них уже  стали старшими прорабами, начальниками участков. Я всё время объясняю ребятам, что если они с самого начала не пройдут всю линию, им  никогда не стать начальником треста или другого крупного подразделения. Поэтому наши молодые специалисты знают, что у них есть перспектива в Главмосстрое – сначала начальник участка, ещё через 2-3 года –  управляющий или главный инженер треста, а самые одарённые назначаются и в аппарат Главмосстроя.

 

 

-  К ветеранам Главмосстроя такое же внимание?

 

Наши заслуженные руководители, многие из которых, хотя  уже и вышли на пенсию, сегодня продолжают ещё работать, к примеру, возглавляя Совет ветеранов в своём тресте и активно работая с молодёжью, с Советом молодых специалистов. Кого-то из наших ветеранов мы привлекаем для выполнения каких-то разовых работ,  приглашая их приехать к нам. В любом случае, мы стараемся поддерживать наших кадровых рабочих и в социальном плане. Они с удовольствием принимают наше внимание к ним. Тянутся к нам. Это ведь их коллектив, в котором большинство из них прошло весь свой трудовой путь. В Главмосстрое много династий. Нам удалось, таким образом, сохранить смычку поколений главмосстроевцев. И это очень здорово.   

 

 

-  Ирина Васильевна, чем больше я Вас слушаю, тем больше убеждаюсь в том, что Главмосстрой – это своеобразный единый организм, объединённый общими помыслами и устремлениями его сотрудников?

 

У Вас совершенно правильное впечатление. В Главмосстрое осталась особая атмосфера от прежних поколений главмосстроевцев. Здесь присутствует дух наших великих старейшин – великих людей, принёсших в своё время славу Главмосстрою. То, что были и есть такие люди, создаёт своеобразную защиту для нас, тех, кто сегодня работает в Главмосстрое. В глазах и Михаила Павловича Коханенко, и Валентина Николаевича Галицкого можно прочитать удовлетворение тем, что мы сегодня делаем под флагом Главмосстроя. Значит, мы не подвели их, значит имидж Главмосстроя по-прежнему высок, благодаря и нашим трудам. Они удовлетворены деятельностью сегодняшних руководителей Главмосстроя, о чём со всей присущей им искренностью открыто говорят. Кстати, мы собираемся выпускать мемуары В.Н.Галицкого, поскольку есть факты из истории Главмосстроя, которые на данный момент знает только он один.

 

Второй главнейший фактор особенности атмосферы Главмосстроя – это наш президент. Это отдельная строка в жизни Главмосстроя. Наш президент вообще очень неординарный человек, вообще не похожий ни на кого: других таких людей вообще в Москве нет, не только в строительной отрасли, но и в любой другой. Это я могу совершенно ответственно заявить. Поэтому нам крупно повезло с нашим руководителем. Будь на его месте другой человек – настоящее Главмосстроя могло бы быть весьма плачевным, ибо слишком многое зависит от капитана нашего корабля. Он очень интересный человек. Очень творческий человек в любом отношении. Естественно, он не даёт покоя ни себе, ни нам. Идеи, которыми сегодня живёт Главмосстрой, исходят, в основном, от него, а мы уже воплощаем их в жизнь. И при этом ни у кого из нас нет чувства страха по отношению к нему – у нас есть чувство глубочайшего уважения к нему.

 

Геннадий Моисеевич – очень требовательный человек и к себе и ко всем. Сам он безумно работоспособен. Это высокий профессионал своего дела, прошедший в системе Главмосстроя путь от рабочего до президента. Он очень организованный и дисциплинированный человек. Высокий интеллектуал и эрудит. Много читает, много познаёт, впитывая в себя колоссальные объёмы информации. Щедро делится своими знаниями со всеми с нами. Следуя своему принципу – без дружбы нет службы, он построил систему работы руководящего состава таким образом, что мы, действительно, очень гармонично дополняем друг друга.

 

Вся система построена таким образом, что все направления нашей деятельности пересекаются и переплетаются не по одному разу, то есть, если на каком-то этапе происходит пробуксовка у кого-то из руководителей, то другой быстро может подхватить это направление. Если и эта страховка сломалась – на сбойном участке работает третий руководитель. По нашим должностным обязанностям он нас так увязал, что без дружбы между нами вся система просто не сможет функционировать. Нам невыгодно даже ссориться между собой, невыгодно друг друга подводить, потому что мы все в той или иной степени завязаны на один конечный результат деятельности Главмосстроя. Поэтому с меня, например, могут спросить не только за мой блок кадров и социалки, но и за производство, и за финансы, и за снабжение и т.д. То есть эта система позволяет нам очень надёжно страховать работу друг друга и гарантировать высокие достижения Главмосстроя в целом.

 

Геннадий Моисеевич сам много работает и требует полной самоотдачи от всех нас. Он считает это правильным, поскольку даёт людям возможность реализоваться как моральном, так и в материальном плане. И мы ему за это безумно благодарны.

 

 

-  Ирина Васильевна, могли бы Вы сказать, что Вы уже полностью самореализовались в системе Главмосстроя?

 

Если человек будет полностью удовлетворён собой, если у него будут   полностью реализованы все его планы, тогда ему нужно просто остановиться, чтобы прислушаться к течению жизни, поскольку жизнь никогда не стоит на месте – она продолжается в новых мечтах, новых идеях, новых достижениях. Каждый день рождает новые идеи, новые творческие посылы.

 

Оглядываясь назад, я часто с удивлением думаю: «Неужели я всё это смогла сотворить? Когда же это я это всё придумала и воплотила в реальность?» Раньше то, что сегодня стало реальностью, воспринималось как некая недостижимая мечта, а сейчас все существующие достижения вполне нормальны и очевидны, в значительной мере воплощены в жизнь многие прежние мечты, которые уже существуют в качестве новой реальности.

 

Новые идеи приходят иногда спонтанно, а иногда их приходится долго вынашивать, пока они не созреют для воплощения в виде какого-то интересного новшества или проекта. Когда идея рождается спонтанно, то есть, если говорить образно, при внезапном посещении какой-то музы, испытываешь некое озарение и творческий подъём в процессе её осуществления. У меня много идей и планов, связанных с Главмосстроем. В связи с чем, я думаю, что я ещё далеко не полностью самореализовалась  на этом поприще.

 

 

- Спасибо Вам, Ирина Васильевна, за нашу интереснейшую беседу. И, напоследок, с чем бы Вы хотели обратиться к тем московским школьникам, которые сегодня учатся в прекрасных школах, построенных для них Главмосстроем?

 

Очень хотелось бы, чтобы московские школьники, которые сели или будут садиться за парты тех школьных дворцов, которые построил для них Главмосстрой, прежде всего, как можно больше получали знаний и насыщали свой интеллектуальный потенциал. К сожалению, сегодня дети, в принципе очень мало читают. Мне очень обидно, что дети не любят книгу. Я бы хотела пожелать нашим школьникам, чтобы они подружились с книгой. Конечно, они сегодня получают большой поток информации из телевизора, компьютера, Интернета. Это всё хорошо, это всё современно, но при этом книга – вечна. Может так случиться, скоро закончится эпоха компьютерного Интернета и появится какой-то другой инструмент информирования человека, а вот книгу, я уверена, заменить ничто не сможет. Нельзя вырасти добрым, одухотворённым, интеллектуальным человеком, не прочитав, условно говоря,  «Анну Каренину», или не познав произведений Мамина-Сибиряка и других замечательных русских писателей.

 

Наше поколение было читающим поколением. В школах у нас происходили интересные литературные встречи с писателями. Наши учителя ориентировали нас именно на развитие речи, чтобы мы могли уметь выражать свои мысли, чтобы мы могли думать. Поэтому, я считаю, что пусть школы нашего времени были с точки зрения архитектуры не такими эстетичными, как сегодняшние, но с точки зрения духовной эстетики мы, наше поколение,  получили очень много. Поэтому я хочу, чтобы наши дети того поколения, которое сегодня сидит за школьными партами, дружили с книгой. Это очень важно. В этом состоит моё напутствие современным школьникам.


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz