Галина
Ивановна Гущина, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
поделилась с корреспондентом журнала «Моя Москва» Сергеем Бородиным своими
мыслями и впечатлениями по строительству школ-новостроек, по реконструкции и
модернизации школ старой постройки.
-
Галина Ивановна, что из себя сегодня представляет фонд школьных зданий
Департамента образования?
В нашей системе фонд школьных зданий довольно
разнообразный. Согласно принятой Правительством Москвы в 2000 году Программы по
развитию и укреплению материально-технической базы системы образования из 1500
школ, которые сегодня функционируют в системе московского образования, 365
зданий построены в довоенный период и подлежат полной реконструкции,
модернизации или вообще сносу, чтобы на из месте построить новые школьные
здания. Плюс школы, так называемые «пятиэтажки» шестидесятых годов постройки,
которые также сегодня требуют модернизации. Кроме того, новые нормы по пожарной
безопасности требуют, чтобы сегодняшняя школа в городских условиях не была выше
4 этажей, а наполняемость её не должна превышать 1000 учащихся.
-
Появились ли в этом году на карте Москвы новые школьные здания?
Если взять этот год, то, на мой взгляд, в этом плане
он достаточно «урожайный», поскольку в соответствии с постановлением
правительства планируется построить 20
школ. К 1 сентября 16 школ было введено в эксплуатацию, из которых 11 школ построено
по индивидуальным проектам.
-
Это все школы-новостройки или среди них есть и такие, которые построены на
месте снесённых?
На месте снесённых старых школ по индивидуальным
проектам построено 8 школ из этого числа. Это новые современные школьные
здания, которые отвечают всем современным требованиям. Каждый такой
индивидуальный проект, является уникальным, потому что подходы у
проектировщиков в каждом конкретном случае абсолютно разные, к тому же определяемые
возможностями размещения на данных участках проектируемых школ. Они не могут быть
похожими друг на друга, не могут быть одинаковыми, потому что, если, к примеру,
мы возьмём центральную часть города, то на его территории площадь земельного
участка под школу не превышает 0,4-0,5 га.
-
И какую же школу можно построить на таком крошечном пятачке?
В этом году на подобных земельных участках в
центральном округе построены три школы.
Конечно, практически вся площадь земельного участка идёт под застройку. Не
остаётся спортивных зон для занятия спортом на улице, но мы идём на это,
поскольку взамен получаем современные школьные здания, в состав которых входят по
два современных спортивных зала, встроенных в основное здание школы: один
спортивный зал площадью до 600 кв.м., второй – под 400 кв.м. Кроме того, дополнительно
имеются тренажёрные и хореографические
залы.
Принимая во внимание географическую зону, в которой мы
проживаем, климатические условия не позволяют нашим ученикам круглогодично
заниматься на улице – максимум сентябрь, потому что в октябре уже холодно, а в
мае, когда снова можно заниматься на улице, уже заканчивается учебный год. В
плане компенсации мы находим спортивные площадки, где бы ребята могли
заниматься на улице. Например, в микрорайонах, есть стадионы, межшкольные
стадионы или стадионы общегородского значения, с которыми мы договариваемся,
заключаем договора, и ребята занимаются на улице, если на то позволяют погодные
условия. А так, в основном, занятия спортом у нас проходят в спортзалах.
-
А в окраинных районах Москвы строятся такие же замечательные школы?
В Текстильщиках на Юго-Востоке в этом году построено
великолепное школьное здание. Глава управы на открытии школы 1 сентября говорил
о том, что на сегодня – это самое
красивое здание в районе. Эта школа рассчитана на 1080 учащихся. Там роскошный
актовый зал на 360 посадочных мест. В этом актовом зале можно проводить
мероприятия не только общешкольные, но и, конечно, общерайонные и муниципальные.
В канун 1 сентября учебный округ уже проводил в этой школе свою педагогическую
конференцию для директоров школ. Честно говоря, приятно, когда видишь такой
результат своих усилий, когда возводятся такие замечательные школы. Получаешь истинное
удовлетворение от той работы, которой занимаешься.
-
Расскажите об основных вехах создания этих современных школьных зданий?
Школы мы создаём с чистого листа вместе с
архитекторами. Когда уже готов проект удобной, красивой, хорошо смотрящейся в
архитектурном плане школы нужно
понимать, что этому предшествовало два-три года незаметной кропотливой работы специалистов
нашего управления Департамента образования совместно с архитекторами, а также с профильными службами города. Вот здесь, за этим столом моего кабинета,
появляются и рождаются многие идеи этих
школ. Наши подходы порой не нравится архитекторам, которые с обидой уходят из Департамента,
считая, что мы слишком требовательны, что мы хотим чего-то непонятного и
нереального... А в результате, когда мы совместными усилиями добиваемся
прекрасного результата, получается такой удачный и хороший проект, что всех нас
переполняет общая радость.
На конечном
этапе строители совершают,
героические подвиги на строительных площадках, когда они такие школы вводят за
7-8 месяцев в эксплуатацию. Конечно, может эти подвиги и были бы ненужными,
если бы всё было нормально спланировано и организовано в плане финансирования,
подготовки документации, проведения тендеров, если бы строители нормально вошли
на площадку, допустим в сентябре, чтобы сдать объект к сентябрю следующего года.
Тогда, наверное, такого жуткого напряжения при строительстве не было бы.
Потому, что, как правило, при таком напряжении, когда сокращаются сроки
строительства, к сожалению, бывают моменты, которые сказываются на чисто
технологических процессах, на качестве.
Хочу отметить, что на сегодня между строителями идёт
такая очень здоровая конкуренция. Они внимательно изучают объекты своих коллег,
чтобы на следующем своём объекте постараться
сделать лучше, чтобы этот его объект стал
самым лучшим. И, конечно, строители всегда хотели бы услышать от педагогов,
учителей, руководителей департамента, что их школа лучшая.
-
Сегодня на строительном рынке Москвы существует целый ряд солидных строительных
компаний. Кто из них является лидером среди них по строительству школьных
зданий?
Конечно же, основным лидером по строительству школ
является Главмосстрой. С Главмосстроем работать всегда легко, приятно и
надёжно. В этом году 6 образовательных
объектов построено Главмосстроем. Его возглавляют очень ответственные
руководители, начиная от президента компании Улановского Геннадия Моисеевича и
его заместителя Корнелюка Льва Моисеевича, который непосредственно курирует
строительство школ. Если Главмосстрой
выигрывает объект на конкурсе, он незамедлительно выходит на площадку. И с первого дня строительство
этих объектов ведётся под
непосредственным вниманием, наблюдением, контролем Льва Моисеевича. Мы всегда в
них уверены, у нас никогда не болит голова, если на каком-нибудь объекте работает
Главмосстрой. Это значит, что школа состоится. И качество строительства будет
замечательным.
-
Можете ли Вы отметить самую трудную стройку этого года?
Да, безусловно, это школа № 72 в Филях, которую в этом
году вводил Главмосстрой. Это была тяжелейшая школа. Когда я приехала на
площадку в марте месяце и увидела, что там вырыт только котлован, а к 1 августа
здесь должна уже стоять школа, я при всём своём оптимизме, засомневалась в
возможности сдать её к этому сроку. Надо сказать, что я работаю 25 лет со
строителями и за свою жизнь принимала участие в вводе в эксплуатацию 400 с
лишним школ. Поэтому я видела разной
сложности объекты, но всегда верила, что объекты будут построены и сданы в
срок. Но этот объект, после всего увиденного в марте, я вам честно хочу
сказать, ставила под сомнение. Тем более, тот факт, что школа здесь строилась
огромная – на 1080 учащихся, только усложнял этот объект, переводя его в разряд
крайне сложных. На мои предложения продлить сроки строительства школы и не
тратить столько сил и энергии на этом объекте Лев Моисеевич ответил коротко и
ясно: «Школа будет сдана в намеченные сроки». И он своё слово сдержал: к 1
августа было построено новое роскошное
здание школы. Ну, ещё на протяжении двух недель устранялись те недоделки и
замечания, которые появились уже после сдачи, но 1 сентября прошло
торжественное открытие школы. Все были счастливы – родители, дедушки, бабушки,
педагогический коллектив, дети, которые вернулись в эту школу. Праздник
состоялся на ура. И я думаю, что если бы мы срок протянули и открывали бы её не
1 сентября, а в ноябре или в декабре, то, наверное, ощущение праздника уже не возникло
бы. Просто был бы обычный школьный день, когда распахнулись двери, пришли
ребята в классы, пришли родители посмотреть, но той радости, того восторга,
сколько было на этой школе 1 сентября, уже не было бы.
-
Очевидно, и оснащение школ соответствует красоте и функциональности школьных
зданий?
Если построить школу, не оснастив её соответствующим
оборудованием, то останутся только стены. А для того, чтобы пришли туда
учителя, пришли работать творческие люди, и чтобы создать хороший
образовательный процесс в данном учреждении, его нужно сегодня соответственно
оснастить. Мы же живём в 21 веке. Школа 21 века – это не классная доска и мел,
в ней должно быть соответствующее оборудование. Поэтому на сегодня мы оснащаем
все свои школы, особенно новостройки, самым современнейшим оборудованием. В
школе-новостройке, как минимум, два компьютерных класса, это если школа
неспециализированная. Если школа специализированная, то там от 8 до 12
компьютерных классов в зависимости от того, какое мы выдаём на неё
технологическое задание. Кроме того,
каждое рабочее место учителя на сегодня автоматизировано. В каждой новой
школе сегодня не просто обычная школьная
библиотека, а полноценная медиатека со
всей своей базой. Каждый кабинет физики, химии, биологии имеет свою
лабораторию, оборудованную современнейшей аппаратурой, цифровыми камерами, то
есть всем, что необходимо для того, чтобы ребята могли развиваться и повышать свой
интеллект.
-
Галина Ивановна, с какими пожеланиями Вы бы обратились со страниц нашего
журнала к московским педагогам и строителям?
Строительным компаниям, которые участвуют в процессе
строительства школьных зданий, хочется сказать большое спасибо за их труд, за
их вклад в развитие системы образования. А педагогическим коллективам я хочу
пожелать, чтобы они новые школы, этот бесценный дар города своим маленьким
жителям, сохраняли на долгие годы, потому что нужно уметь сохранять тот труд,
который был вложен десятками, сотнями людей, трудовыми коллективами строителей
в создание этих замечательных школ, чтобы то оснащение, оборудование, которое
на сегодня поставляется в школы, наши педагоги в полной мере использовали в
своей работе для обучения ребят, чтобы у них в этих великолепных современных
зданиях не возникало никаких проблем, никаких огорчений, чтобы им сопутствовали
только большие успехи.