| содержание раздела | главная страница |

 

 

Сергей БОРОДИН

 

                                        

УПК МОСАВТОТРАНСА – ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

 

 

Одним из ключевых принципов рыночной экономики является  надёжная, своевременная и оптимальная транспортировка грузов. Работа с «колёс», а не со склада – залог эффективности любого современного предприятия. При этом на автомобильный транспорт приходится около 75% общего объема перевозок грузов страны: каждый день автотранспортом перевозится более 17 млн. тонн. Именно поэтому столь важное значение для качественного обеспечения грузоперевозок имеет грамотная организация  системы профессиональной подготовки кадров автотранспортной отрасли, потому что дорожно-транспортная обстановка в стране в первую очередь зависит от их подготовленности.

 

Слава одного из наиболее авторитетных учебных заведений по подготовке специалистов отрасли автомобильного транспорта по праву принадлежит Учебно-производственному комбинату (УПК) Мосавтотранса. Это одно из старейших учебных  заведений системы профессионального образования Москвы стало  легендарным среди широких кругов специалистов автоперевозок, что явилось заслуженным признанием того выдающегося  вклада, который коллектив УПК внёс в становление автотранспортной отрасли страны. История этого славного предприятия началась с  организованной в 1931 году управлением Москомтранса школы шоферов, подготовившей в первый год своего существования 32 водителя. В  1935 году  автошкола была передана в трест Мосавтогруз.

 

26 апреля 1939 года решением Президиума Московского Совета создается Управление Автогрузового Транспорта Моссовета, в ведение которого перешла автошкола.

 

Во время Великой Отечественной Войны в автошколе без устали готовились водители, так необходимые для тылового обеспечения советских войск. К примеру, в самые напряженные дни 1941-1942 годов в автошколе было подготовлено для фронта более пяти тысяч шоферов, которых московский комсомол направил на самые ответственные участки битвы с фашистами. «Мужской» профессией водителя в те дни овладевали женщины, заменившие  на трудовом фронте своих мужей, отцов и братьев, ушедших на поля сражений. Коллектив автошколы Управления автогрузового транспорта Моссовета (так назывался в ту пору комбинат) работал по-боевому, не считаясь со временем и нагрузками: ведь сроки подготовки водителей были сокращены до предела. Орден Великой Отечественной Войны первой степени, которым был награждён  директор автошколы Н.Д. Морозов, свидетельствует о признании Родиной выдающихся заслуг автошколы  в деле приближения победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.

 

Годы восстановления разрушенного войной народного хозяйства поставили перед коллективом автошколы новые масштабные задачи. Обучение водителей не только умению управлять автомобилем, но и использованию его с наибольшей эффективностью – стало требованием послевоенного времени.

 

В середине 1955 года на базе автошколы создаётся Учебный комбинат  Главмосавтотранса, директором которого назначается Н.Д. Морозов. Централизация системы подготовки и повышения квалификации кадров позволила существенно укрепить материальную базу комбината, без чего невозможно было далее повышать качество подготовки и переподготовки  квалифицированных водительских кадров и ремонтных рабочих.

 

Благодаря настойчивости начальника Главмосавтотранса, Героя Социалистического труда Иосифа Михайловича Гобермана и директора Учебного комбината Михаила Алексеевича Дианова, на  Волгоградском проспекте был построен учебно-производственный корпус, в который в 1984 году переехал Учебный комбинат, переименованный в этом же году в Учебно-производственный комбинат Мосавтотранса. С января 1988 года УПК Мосавтотранса возглавил Анатолий Семёнович Несов.

 

                                           ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Анатолий Семенович Несов начал работать в Учебном комбинате Главмосавтотранса в 1972 года заведующим отделением. С 1973 года работал заместителем директора Автошколы Главмосавтотранса,  с 1981 года — заместителем директора Учебного комбината Главмосавтотранса, с января 1988 года — директором Учебно-производственного комбината Мосавтотранса, с 1994 года — генеральным директором ОАО «Учебно-производственный комбинат Мосавтотранс».

В1979 году без отрыва от производства закончил Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. Работу руководителя комбината совмещал с педагогической деятельностью. В различные годы обучался на курсах повышения квалификации руководящих работников при Госкомтруде СССР и других ведомствах.

Систематически принимал участие в подготовке выставочных экспонатов на ВДНХ СССР. Награжден серебряной медалью «За успехи в подготовке и повышении квалификации кадров», значками: в 1991 году — «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», в 1993 году — «Почетный транспортник», ветеран Мосавтотранса. С 2002 года – «Ветеран труда».

За достигнутые трудовые успехи Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1986 году награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1996 году присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». В 1997 году награжден медалью «В память 850-летия Москвы».

 

При создании современного учебно-методического комплекса УПК Мосавтотранса применялись наиболее прогрессивные научные технологии организации образовательного процесса, что позволяло учащимся в полном объёме осваивать новую автомобильную и ремонтную технику, новые технологии её эксплуатации при обеспечении безопасности дорожного движения и правил техники безопасности, методы экономии и бережливости при организации автотранспортного процесса.

 

Ответственное отношение к своей работе инженерно-педагогического состава комбината позволяло полностью выполнять плановые задания по подготовке водителей и повышению квалификации для работников Главмосавтотранса и Мосавтолегтранса. Не будет лишним напомнить, что в конце 80-х годов ХХ века в ежегодном плановом задании только по водителям предусматривалась подготовка 10000 профессионалов. Помимо этого, комбинату планировалось  ежегодное повышение квалификации от 17000 до 30000 ремонтным рабочим и специалистам автотранспортной отрасли по 120-130 специальным учебным программам (охрана труда, грузо-подъёмные механизмы, автомобильное электрохозяйство и т.д.). Комбинат работал, практически, в конвейерном режиме, когда, к примеру,  ежедневно проводилось по два экзамена.  В результате, только за последнюю четверть ХХ столетия в Учебном комбинате было обучено более 160 тысяч новых водителей и более 50 тысяч профессиональных водителей повысили свою квалификацию.

 

Деятельность коллектива УПК Мосавтотранса в течение всех этих 73 лет отличалась высокоорганизованностью и  целенаправленностью творческого процесса учебно-воспитательной работы с обучающимися.  Во главу угла учебного процесса преподавательским составом УПК неизменно ставилось  привитие учащимся навыков неукоснительного соблюдения безопасности дорожного движения в свете требований действующих Положений и Правил.

 

Установление в России новых экономических отношений привело к  разрушению система плановой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, что потребовало от коллектива комбината перехода на новые формы и методы работы. В 1994 году было создано ОАО «Учебно-производственный комбинат Мосавтотранс» во главе с генеральным директором  А.С. Несовым. В этот период осуществлялось ускоренное техническое перевооружение материальной базы комбината, прежде всего – компьютеризация образовательного процесса. Претерпели изменения учебные планы и программы подготовки водителей. Количественно уменьшился  учебный автопарк, но, вместе с тем, значительно улучшилось его качественное состояние, то есть произошла замена устаревшей автотранспортной техники на новую. Были созданы учебно-производственные мастерские, которые в соответствии с текущими запросами рынка призваны обеспечить новые подходы к содержанию современного учебно-методического комплекса. К участию в развитии  материальной базы комбината стали привлекаться инвесторы, которые, арендуя отдельные помещения, наращивают их профессиональный потенциал.

 

Конкурентные отношения, установившиеся в образовательной сфере страны, привели к необходимости изыскания дополнительных возможностей в части использования созданной материальной базы комбината. Так, совместно с Мосавтотрансом был учреждён Технический Автомобильный лицей, впоследствии реорганизованный в Отраслевой Автомобильный колледж, а совместно с Московским государственным университетом сервиса (МГУС) был образован Московский институт управления и сервиса, основой специализации которого является автомобильный сервис. К настоящему времени Отраслевой Автомобильный колледж уже прошёл государственную аттестацию и аккредитацию.

 

Однако, при всём при том, профессиональная честь сотрудников УПК Мосавтотранса не позволяет им замалчивать обострение в новых экономических условиях застарелой проблемы, связанной с культивированием существующей системой подготовки водителей низкого уровня их профессиональной подготовленности. Сейчас в Москве дефицит профессиональных водительских кадров превышает 30%. Это огромный  кадровый дефицит. При этом в Москве зарегистрировано почти 280 тысяч частных грузовых автомобилей, принадлежащих в основном мелким компаниям. Для сравнения нужно отметить, что в самые лучшие времена количественный состав грузовых автомобилей Главмосавтотранса в целом не превышал 47 тысяч, и этим количеством автомобилей с успехом решались все транспортные проблемы Москвы по централизованным грузоперевозкам, а также треть перевозок грузов в Московской области. Конечно же, при таком дефиците профессиональных водителей на рынке имеется повышенный спрос на получение прав  управления грузовыми автомобилями.  При существующей практике, водитель, получивший права категории В, уже через 2-3 месяца приходит учиться на профессионального водителя и, фактически не имея никакого опыта управления автомобилем, получает права профессионального водителя категории С. Многолетняя практика подготовки профессиональных водителей в УПК Мосавтотранса позволяет его специалистам категорически утверждать, что за такой короткий срок в принципе нельзя подготовить профессионального водителя: в советские времена при гораздо более простой ситуации на дорогах подготовка водителей-профессионалов была разделена на несколько этапов, общая продолжительность которых превышала два года. И поэтому сегодня для снижения количества ДТП необходимо взять на вооружение всё ценное из существовавшей в советское время системы подготовки водителей, в частности – разделить процесс подготовки автолюбителей и профессиональных водителей. Тем самым можно будет сохранить тысячи жизней людей, мастерство которых убережёт их от аварийных ситуаций на дорогах.

 

Памятуя всё вышесказанное, можно с уверенностью утверждать, что мастерство водителей и специалистов автосервиса, обретённое в стенах УПК Мосгортранса, сегодня обрело статус бренда стабильно высокой котировки. Сотрудники комбината готовы при различных обстоятельствах вновь и вновь подтверждать свою приверженность творческому подходу по обеспечению автотранспортной отрасли высококлассными специалистами. В XXI век этот высокопрофессиональный коллектив вступил с твёрдой уверенностью в том, что, какие бы новые задачи не ставились перед ним, они  будут, как и прежде, с честью выполнены.

                                                                                     

 

ОАО «Учебно-производственный комбинат Мосавтотранс»:

109316, Москва, Волгоградский пр-т, 47

тел. (095) 177-0055, 177-0044

http://www.upk_mosavto.narod.ru 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz