Сергей БОРОДИН
Единственный в России столь масштабный архитектурно-парковый ансамбль “Царицыно” - уникальный памятник истории и культуры XYIII – XIX веков.
Исконно русские люди - зодчие, сотворявшие царственную красоту архитектурных форм Царицынского ансамбля, глубоко чувствуя божественную гармонию природных ландшафтов, смогли так вписать свои творения в естественный рельеф окружающего пространства, что фактически создали гармонию единства рукотворного и естественноприродного истоков. Русская культура испокон веков развивалась на объединительных началах. Так и русская философия архитектурной мысли последней четверти XYIII века синтезировала в себе черты архитектуры Московского Кремля, древнерусских монастырей, западноевропейского средневековья и Возрождения.
Наиболее отчётливо синтетическая философия русской архитектуры отразилась в творчестве выдающегося зодчего своего времени Василия Ивановича Баженова, который создал своим гением в Царицыно в стиле нео- или псевдоготики такие шедевры, как Оперный дом, Малый дворец, три Кавалерских корпуса, Хлебный дом, Большой мост через овраг, “Виноградные” ворота, Галерея с аркой, Фигурный мост, а также Большой дворец и Большой Кавалерский корпус, позднее снесённые по приказу императрицы Екатерины Великой. Другой великий русский архитектор Матвей Фёдорович Казаков, ученик В.И. Баженова, отстроил на месте снесённого дворца новый Большой дворец, в котором синтез архитектурных стилей проявился в нарочитых проектных решениях “под готику”. Синтез культур можно продемонстрировать и на примере пейзажного парка, созданного в “английском” стиле специально для этой цели “выписанным” в конце XYIII века из Англии садовником Френсисом Ридом. В начале XIX века русским архитектором И.В. Еготовым в парке были сооружены малые архитектурные формы со звучными поэтическими названиями: Арка-руина, Башня-руина, павильоны Миловида и Нерастанкино, беседка Храм Цереры, Гротесковые мосты.
После смерти в 1796 году Екатерины финансирование строительства летней царской резиденции было прекращено, что привело к постепенному разрушению построек. На протяжении веков царицынские дворцы и павильоны представлялись посетителям пейзажного парка таинственными руинами под сенью ветвей запущенного парка.
Во времена Советского Союза в пригодных для использования постройках ансамбля были размещены клуб, музыкальная школа, Музей садово-огородного района, а в Хлебном доме до начала 70-х годов были коммунальные квартиры. Возрождение “Царицына” началось в 1984 году, когда здесь был размещён Музей декоративно прикладного искусства народов СССР, переименованный в 1993 году в Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник “Царицыно”. Сейчас музей-заповедник “Царицыно” – это просветительский, научный и культурно-досуговый центр, владеющий коллекциями произведений искусства России и Западной Европы XYIII – XX веков, работами мастеров народного творчества России и бывших союзных республик, а также уникальным собранием произведений современного декоративно-прикладного искусства. Коллекция музея насчитывает более 30 тысяч единиц хранения, среди которых – коллекции фарфора и фаянса, стекла, керамики, художественного ткачества, кожи, традиционного текстиля и костюма, современного ювелирного искусства, росписи по дереву, деревянной резьбы, резной кости, бисера, ковров и текстля Средней Азии и Казахстана, икон, художественного серебра,, холодного оружия Кавказа, художественной бронзы, наивного искусства и другие.
В музее-заповеднике работает лекторий, проводятся экскурсии по архитектурно-парковому ансамблю и экспозициям музея. Выпускается полиграфическая и видео-продукция, посвящённая истории и архитектуре “Царицына” и художественному собранию музея-заповедника. Выставки размещаются в Малом дворце, II Кавалерском корпусе и Оперном доме. В Оперном доме проводятся концерты камерной музыки.
Большой дворец М.Ф. Казакова, прозванный “Московским Колизеем”, сегодня находится в руинированном состоянии.