Сергей БОРОДИН
Современное устойчивое развитие и сохранение лесов планеты, определённое решением Конференции ООН по развитию и окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992), обеспечивается в каждой стране, прежде всего, наличием организованной государственной системы по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов.
В России такой структурой, обеспечивающей рациональное использование лесных ресурсов, их охрану и воспроизводство, традиционно является государственная Лесная служба с тех пор, как император Павел I своим указом от 26 мая 1798 года учредил Лесной департамент. Громадные по территории лесные массивы, их разнообразие и многоплановые лесорастительные условия в различных природно-климатических зонах России обусловили необходимость создания государственной системы управления лесами, когда федеральные органы, уполномоченные государством вести лесное хозяйство, имеют строгую иерархию организационного построения. С начала 90-х годов управление лесами осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России, вошедшая с 2000 года в Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ), в состав которого входят территориальные органы управления природными ресурсами в субъектах Федерации, лесхозы, лесничества, национальные природные парки, лесные научно-исследовательские институты, лесные техникумы и школы.
Деятельность государственных органов определяется лесным законодательством. Первый “Устав о лесе” был утверждён в 1802 году императором Александром I. За более, чем 200-летнюю историю своего существования Лесная служба выработала наиболее оптимальную оргструктуру эффективного лесоустройства.
Для инвентаризации и оценки лесных ресурсов, контроля за их состоянием ещё с 1947 года действует в рамках Государственной лесной службы государственное лесоустроительное предприятие “Центрлеспроект”. На основе получаемой информации ведётся государственный учёт лесного фонда, осуществляется оперативное и долгосрочное планирование лесохозяйственной деятельности на уровне административных территорий. Предприятие активно участвует в восстановлении, реконструкции исторических парков и памятников природы, инвентаризации и благоустройстве городских насаждений, рекреационных лесов. Кроме того, “Центрлеспроект” проводит комплексное изучение лесного фонда на основе материалов обследования: почвенного, геоботанического, лесопатологического.
Лесопарковая экспедиция, входящая в состав “Центрлеспроекта”, специализируется на решении широкого диапазона природоохранных и рекреационных задач, в том числе в секторе городского лесного и зелёного хозяйства. При инвентаризации устанавливается видовой состав растительности, анализируется пространственно-композиционное решение территории, оценивается степень благоустройства и наличие инженерных и архитектурных сооружений, определяются необходимые мероприятия по уходу и реконструкции насаждений. Помимо этого, лесопарковой экспедицией разрабатываются и внедряются проекты озеленения и благоустройства городских, санаторных, промышленных территорий; организации и ведения паркового и лесопаркового хозяйства в городских парках и рекреационных лесах; ландшафтно-архитектурного решения территорий коттеджных застроек, включая интерьерное озеленение; тематических эксклюзивных садов (арборетумов, розариев, альпинариев).
Лесопарковая экспедиция “Центрлеспроекта” исследовала и привела в известность около 600 старинных усадебных парков в Московской, Смоленской, Орловской, Калужской, Тверской, Владимирской и Новгородской областях. При проектировании восстановительных работ используется метод ландшафтно-исторического анализа и определения мемориального облика объекта, который предусматривает решение широкого круга задач в таких областях, как ландшафтная архитектура, садово-парковое искусство, дендрология, история и археология, гидрология и строительство.
Рекреационные ресурсы обладают неисчерпаемым экономическим потенциалом, грамотное использование которого может существенно содействовать решению социальных программ в городе. Применяемая экспедицией методика рекреационно-экологического обследования позволяет получить объективную оценку биологических и рекреационных ресурсов, на чём основывается дальнейшее проектирование рационального природопользования и развития экологически и экономически приемлемых рекреационных услуг. С ее использованием выполнены проектно-изыскательские работы при обустройстве Серебряного бора - городского памятника природы, природно-исторического парка Покровское-Стрешнево, а также лесов зелёной зоны города Москвы.
Однако, с лесами на территории города Москвы ситуация на сегодняшний день складывается не совсем благополучно. Лесное законодательство 1997 года вычленило леса, находящиеся в черте города, из-под федеральной юрисдикции во владение городских властей. Лесным хозяйством Москвы стало заниматься Московское городское управление лесами. При этом нормативно-методическая база для осуществления лесохозяйственных и лесоустроительных работ для городских лесов Москвы до сих пор не разработана. В целях рационального ведения лесного хозяйства необходима разработка и утверждение в установленном порядке Правил ведения лесного хозяйства в лесах города, составленных в развитие лесного законодательства РФ, а также учитывающих современные градостроительные тенденции, кризисную экономическую ситуацию и исключительно важную роль лесов в стабилизации природной среды города.
Сегодня архитекторы на лесных территориях Москвы работают изолированно от лесоводов, мнение которых по вопросам лесопользования или целесообразности выделения участков для строительства городских объектов в лесных массивах города никого не интересует. Проектируемые ими режимы содержания и использования лесонасаждений особо охраняемых природных территорий нередко вступают в противоречие со сложившимися веками отечественными принципами ведения лесного хозяйства.
Российская история однозначно подтверждает такой факт, что любые изменения в структуре государственного управления лесами, всегда приводят к грубейшим нарушениям в лесопользовании, охране лесов и их воспроизводстве. На данный момент в Москве сложилась именно такая ситуация.
Мнение специалистов “Центрлеспроекта”, основного лесоустроительного предприятия России, по рассматриваемому вопросу однозначно – над московскими лесными массивами должен быть усилен государственный контроль федеральной лесной службы.
Адрес: 117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д.69
Тел. 332-51-40, факс 332-51-59