| содержание раздела | главная страница |




УВЕРЕННЫЙ ПУЛЬС ГОРОДСКИХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ

 


Выставка “ДОРКОМЭКСПО-2001” знаменует собой очередной этап развития жилищно-коммунального и дорожного хозяйства столицы. В преддверии открытия выставки наш специальный корреспондент Сергей БОРОДИН встретился с Начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы Николаем Викторовичем Павловым, ответы на вопросы которого мы предлагаем нашим читателям.

 


-         Информационное общество – это реальность сегодняшнего дня развития цивилизации. Насколько широко применяются  информационные технологии в городском хозяйстве Москвы?

 

-                      В настоящее время формируется система диспетчерской связи аппарата управления Комплекса городского хозяйства с использованием Московской волоконно-оптической связи (МВОС). Эта система позволит объединить локальные вычислительные сети отраслевых предприятий и управленческих структур Комплекса городского хозяйства и организовать своевременный обмен данными для принятия оперативных мер по возникающим чрезвычайным ситуациям, а также проводить аналитическую работу для планирования будущих мероприятий в отношении городских инженерных сооружений и жилого фонда. Уже сейчас система применяется для отслеживания состояния мостов, путепроводов, тоннелей, обслуживаемых ГУП “Гормост”, отдельных участков основных городских автомагистралей на случай обледенения (ГУП “Доринвест”), станции наблюдения за сбросом очищенных канализационных вод (ГУП “Мосводоканал”) и водосточных вод (ГУП “Мосводосток”). В дальнейшем Московская волоконно-оптическая связь даст возможность расширить на основе информационных технологий область принятия решения управленческих задач за счёт получения данных мониторинга состояния окружающей среды города, улично-дорожной сети и условий движения транспорта, Московского гидрометеобюро и пункта радиолокационного контроля.

 

-         Каково на сегодняшний день состояние жилищного фонда столицы?

 

-                      Жилищный фонд Москвы насчитывает 38,9 тысячи жилых домов; 25 тысяч домов, из которых 52% приватизированы, находятся в муниципальной собственности. Более 10 тысяч строений – это жилые дома предприятий и организаций (2 тысячи), кооперативные (2,2 тысячи) и частные дома.


Из зданий муниципального фонда – 77% находятся в хорошем и удовлетворительном состоянии.


В 18% жилых домов многие конструктивные элементы требуют ремонта и замены. В это число входят пятиэтажные жилые дома первых лет массового индустриального жилищного строительства (К-7, 510, 515, 605, П-32 и др.). Их насчитывается около 5 тысяч, они физически и морально устарели, требуется их снос или реконструкция.


5% жилых строений – старые, ветхие здания, зачастую дореволюционной постройки, износ конструкций и инженерных систем которых превышает 61%, и они подлежат сносу или реконструкции по инвестиционным программам.


Из-за недофинансирования из года в год недоремонт жилищного фонда остаётся высоким, не выполняются ранее утверждённые Правительством Москвы общегородские долгосрочные программы: по замене и модернизации лифтов выполнение составило 50%, по газооборудованию – 30%, по электрохозяйству – 20%. В  крайне малых объёмах (на 15 – 20%) выполняются работы по замене внутридомовых систем тепло-, водо- и электроснабжения.

 

-         А как обстоят дела с техническим состоянием московских водопроводных и канализационных сетей?

 

-                      Протяжённость Московского водопровода составляет 9,5 тыс. км. Доля чугунных труб составляет 26,1%, стальных – 72%, остальные материалы – 1,9%. На водопроводной сети расположено 84 тыс. колодцев, 89 тыс. задвижек и затворов, 47 тыс. пожарных гидрантов, 513 водоразборных колонок.


Московский водопровод обслуживает 11 производственных участков. За эксплуатацией водопроводной сети города ежедневно следит около 2 тыс. человек.


Контроль качества воды в системе водоснабжения города осуществляется круглосуточно аттестованными лабораториями МГП “Мосводоканал”. Каждые сутки выполняется около 3,5 тыс. физико-химических, 400 микробиологических анализов воды в 114 стационарных точках отбора проб.


Для обеспечения бесперебойной подачи воды разработан комплекс профилактических мероприятий, включающий в себя осмотр трасс сетей и магистралей. Регулярно в течение года проводится осмотр всех линий Московского водопровода. В последнее время особое внимание уделяется трассам водопровода, проходящим по режимным дорогам города, проложенным в коллекторах и местах пересечения с линиями метро.


В целях повышения надёжности водоснабжения города в МГП “Мосводоканал” разработана стратегия модернизации водопроводной сети, которая включает в себя:


1.      Преимущественное применение для строительства новых трубопроводов из высококачественного чугуна – материала, обладающего сроком службы до 100 лет.


2.      Применение новых типов запорной арматуры, отличающейся высокими эксплуатационными качествами.


3.      Использование новой техники и технологий в области ремонта трубопроводов. Наиболее перспективное направление в этой области – бестраншейные методы ремонта с применением робототехники. В настоящее время разработана и применяется технология внутреннего бандажирования. Сущность метода заключается в установке внутри трубы металлического бандажа с помощью специального робота.


4.      Восстановление трубопроводов бестраншейным способом – санацию. Такая операция позволяет продлить эксплуатацию потерявших работоспособность трубопроводов и сохранить качество транспортируемой воды, избегая затрат, связанных с раскопкой траншей. На Московском водопроводе на данный момент санировано более 214 км труб.


5.      Защиту трубопроводов от коррозии. В целях проведения диагностирования стальных труб Московского водопровода создано специализированное управление “Антикор”. Основной функцией его является своевременное обнаружение и предупреждение коррозии труб Московского водопровода. Для этого строятся станции катодной защиты и проводится контроль изоляции труб. С применением новых разработок аварийность на водопроводных сетях снизилась на 50%.


Ежегодно, в соответствии с техническими решениями проектной документации, строительными организациями города под руководством и при участии представителей МГП “Мосводоканал” вводится в эксплуатацию около 70 км новых трубопроводов.


В зоне строительства третьего транспортного кольца выполнен большой объём строительных и монтажных работ по устройству водопроводов, введено в эксплуатацию около 11 км новых линий.


Для обеспечения водоснабжения московских новостроек в районах “Марьинский парк” и “Куркино” введён в эксплуатацию водопровод диаметром 1200 мм общей протяжённостью 10 км.

 

-         Повышенные темпы роста населения столицы и развитие городской инфраструктуры вызывают закономерный вопрос о канализационных сетях Москвы. Справляются ли они со всё возрастающей нагрузкой на них?

 

-                      Система водоотведения – это сложный инженерный комплекс, включающий сооружения по приёму, транспортировке и очистке сточных вод, обеспечивающий отведение сточных вод с территории города. Канализационная сеть города (КСГ) разделена на две системы в зависимости от обслуживающих станций аэрации – Курьяновской, Южно-Бутовской и Люберецкой, расположенных в Юго-Восточном и Юго-Западном административных округах Москвы. Город Зеленоград имеет свою самостоятельную систему канализации с Зеленоградской станцией аэрации. Надёжная и эффективная работа системы водоотведения является одной из важнейших составляющих санитарного и экологического благополучия города.


В настоящее время вся территория Москвы канализована. Сегодня в эксплуатации находятся свыше 7,0 тыс. км сетей глубиной заложения до 50 м. Диаметр коллекторов достигает 5 м, что сопоставимо с тоннелями Московского метрополитена. За последние 10 лет были построены и введены в эксплуатацию 726,0 км сетей.


Естественно, трубопроводы требуют к себе постоянного внимания и заботы, особенно расположенные в историческом центре Москвы. Для определения технического состояния канализационных сетей с 1994 года в системе канализации города начали использовать теледиагностическое оборудование, и уже в 2001 году этим оборудованием обследуется более 90,0  км сетей в год. Всего обследовано с составлением архива видеоматериалов 386,5 км сетей.


Оперативно решить одну из самых острых проблем города – восстановление подземных сетей без традиционной раскопки с сохранением дорожных покрытий помогают современные высокоэффективные технологии с применением пневмопробойника и стеклопластикового рукава. При восстановлении напорных трубопроводов диаметром до 1400 мм включительно применяется технология нанесения на внутреннюю поверхность цементно-песчаного покрытия. Ежегодно бестраншейными методами восстанавливаются канализационные сети в объёме 38,0 км.


Перекачка городских стоков осуществляется 124 насосными станциями, мощность которых превышает 9 млн. кубометров в сутки. За последние 10 лет построено 28 насосных станций, общей производительностью 1,0 млн. кубометров в сутки. Широкое внедрение получили погружные насосы, которые экономнее и надёжнее в эксплуатации. На ряде насосных станций, как вновь построенных, так и ранее действующих, установлено более 180 погружных насосов. Кроме этого, практически полностью завершена диспетчеризация насосных станций. В настоящее время информация о работе 113 насосных станций поступает на пульт управления диспетчерской службы.


В последние годы в канализационной системе города создаются регулируемые канализационные подсистемы. Это новое для канализации качество обеспечивается созданием при наиболее нагруженных насосных станциях аварийно-регулирующих резервуаров. К настоящему времени построено и введено в эксплуатацию резервуаров общим объёмом 118,0 тыс. кубометров, что позволяет снизить нагрузку на канализационную сеть в периоды максимального водоотведения, обеспечить устойчивое, безаварийное канализование города в целом.

 

-         Недалёк тот час, когда в городе число автомобилей превысит 2,5 миллиона единиц. Выдержит ли такую автомобильную армаду дорожный комплекс столицы?

 

-                      Современная дорожно-транспортная сеть столицы – это сложная, непрерывно развивающаяся, особенно в последние годы, инженерно-техническая система, протяжённость которой составляет свыше 4,8 тыс. км, а площадь - 88,1 млн. кв. м. Всего же с дворовыми территориями в городе 142,5 млн. кв. м асфальтобетонных поверхностей. Ежегодный прирост площади составляет от 0,3 до 1,2 млн. кв. м. В работе по содержанию и ремонту дорог в городе заняты свыше 250 организаций, численность работающих в дорожной отрасли - около 15 тыс. человек.


С целью увеличения пропускной способности существующих транспортных перекрёстков, улиц и магистралей ведётся работа по локальным мероприятиям, которые позволяют увеличить пропускную способность на отдельных транспотрных узлах на 10 – 15%, иногда до 20%, выброс вредных веществ а атмосферу уменьшается на 10 – 12%, что положительно сказывается на движении транспорта и экологической обстановке в городе.


Из-за стремительно возрастающего парка автомобилей актуальной задачей остаётся капитальный ремонт, реконструкция и новое строительство светофорных объектов. В этом году светофоры будут отремонтированы на 100 перекрёстках улиц дорожной сети города. За 2000 год ремонт и новое строительство светофоров выполнено на 100 объектах. Комплексно с выполнением локальных мероприятий реконструировано 20 светофорных объектов. Проложена магистральная кабельная линия связи для автоматизированной системы управления движением “Старт”. В рамках работы по развитию этой системы для обеспечения мониторинга транспортных потоков по 22 адресам установлено 30 радиолокационных детекторов. Также на 27 объектах реконструирована подсистема телевизионного надзора.  Ведутся работы по прокладке волоконно-оптической линии связи, замене 671 лампового светофора на светодиодные, строительству и реконструкции 12 телевизионных объектов. За 6 лет в городе отремонтировано свыше 500 объектов светофорного хозяйства.


В 2000 году проводились работы по внедрению новых технологий ремонта дорожных покрытий, к примеру, технологии поверхностной обработки дорожного полотна, разработанной шведской фирмой “Akzo Nobel”. По мнению специалистов, применение этой технологии позволит увеличить межремонтные сроки и надёжность дорожных покрытий.


Для поддержания дорожно-транспортной сети города в технически исправном состоянии создана мощная материально-техническая база (28 асфальтобетонных заводов), которая позволяет ремонтировать в год до 30,0 млн. кв. м асфальтобетонных покрытий.


Подрядные дорожные организации располагают современными дорожно-строительными машинами и механизмами, что обеспечивает высокий качественный уровень выполнения работ по текущему и капитальному ремонту дорожных покрытий. Например, это асфальтоукладчики с лазерной системой слежения за толщиной укладываемой асфальтобетонной смеси.

 

-         Как функционирует система выявления аварийных ситуаций на объектах городского хозяйства?


-                      Жилищно-коммунальное хозяйство является отраслью городского хозяйства, которая обеспечивает нормальные условия проживания жителям Москвы. Отслеживанием технического состояния зданий и инженерных сооружений занимаются диспетчерские службы коммунальной сферы города. В жилищном хозяйстве применяются следующие комплексные диспетчерские телесистемы: АСУД-248 (“Мослифт”), АСТК-64 (“МосОТИС”), АСДК “Планета-1” (“Моспроект”). Эти системы обеспечивают непрерывный контроль за эксплуатацией инженерного оборудования зданий, состоянием дверей чердаков, подвалов, машинных помещений, срабатыванием пожарной сигнализации, затоплением и загазованностью подвальных помещений, отклонений в работе систем тепло- и водоснабжения.


В 2000 году завершена опытная эксплуатация зоны Единой автоматизированной системы диспетчерского контроля и управления в городе Зеленограде, созданная ОАО “Московская телекоммуникационная корпорация” (ОАО “КОРКОР”). Основные задачи, которые призвана решать эта система, состоят в обеспечении текущего мониторинга состояния домовых инженерных систем, выявлении аварийных ситуаций, учёте расхода энергоресурсов, обеспечении функционирования технологических инженерных систем зданий и сооружений на стадии ранней диагностики неисправностей на базе технических возможностей Московской волоконно-оптической связи.


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz