- Борис
Васильевич, мы встречаемся с Вами незадолго до открытия 3-й Международной
выставки "Дорожное и коммунальное хозяйство - 2001".
Что бы Вы хотели пожелать организаторам выставки?
Прежде всего я
хотел бы подчеркнуть, что дорожное и коммунальное хозяйство являются отраслями,
обеспечивающими жизнедеятельность городов и посёлков. Поэтому организация
выставки, посвящённой этим отраслям, имеет важное значение для их развития,
внедрения в практику прогрессивной техники и технологии, и, в конечном счёте,
для улучшения жизни людей. В условиях столичного мегаполиса эти проблемы
ощущаются особенно остро.
Желаю всем организаторам и гостям 3-ей Международной
выставки успешного её проведения, реализации новых плодотворных идей, дальнейших успехов и благополучия!
- На
протяжении минувшей зимы мы постоянно видели по телевидению репортажи из
регионов Дальнего Востока и Сибири о перебоях в тепло- и электроснабжении, о
страданиях населения. Может ли такое случиться в Москве, насколько столица
застрахована от подобных ситуаций?
Энергосистемы Москвы достаточно подготовлены к работе
в любых условиях, в том числе и к экстремальным ситуациям, хотя от аварий никто
не застрахован. Город - живой организм, всякое может быть. Просто к авариям
надо всегда быть готовыми, иметь необходимые технические ресурсы, подготовленных для таких случаев
специалистов, а главное - постоянно
заниматься профилактическими работами.
Мы исходим из народной мудрости о том, что сани надо
готовить летом. Поэтому уже в конце марта т.г. Правительство Москвы рассмотрело
вопрос о подготовке города к следующему зимнему сезону
2001 - 2002 годов, принят соответствующий план мероприятий. Определены задания
по обеспечению столицы топливом - газом, мазутом и углём. Предусмотрены ремонт
оборудования ТЭЦ, районных
и квартальных тепловых станций,
мелких котельных, ЦТП, перекладка ненадежных тепловых и газовых сетей.
Для проведения этих работ в городском бюджете выделены необходимые финансовые
ресурсы. В Москве многое делается и по внедрению энерго- и ресурсосберегающих
технологий в коммунальном хозяйстве.
- Вопросы обеспечения населения теплом и
электроэнергией тесно связаны с проблемами жилищно-коммунальной реформы. Ведь
столица выбрала свой путь проведения этой реформы?
В августе 2000 года Правительство Москвы обсудило ход
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в городе. Было отмечено, что
за годы реформирования в Москве проведена значительная работа по переводу
жилищно-коммунального хозяйства на режим
его безубыточного функционирования и экономического стимулирования качества
обслуживания населения. Одновременно осуществляются меры по социальной защите
малообеспеченных семей - и в этом главное отличие московского подхода к
проведению реформы.
Совершенствуется система управления
жилищно-коммунальным хозяйством города.
Завершена работа по
разделению функций между субъектами собственности и субъектами
хозяйствования. Создан рынок подрядных
организаций по эксплуатации и
ремонту жилищного фонда, осуществляется их конкурсный отбор. Размещение городского заказа на уровне города проводится только на
основании контрактов и договоров. Развивается система страхования, создаются
товарищества собственников жилья.
Малообеспеченным семьям предоставляются жилищные субсидии. В 2000 году уровень собственных расходов
семей на оплату жилищно-коммунальных
услуг не превышал 12,5% семейного дохода, а в 2001 году - не должен
превышать 13%.
Вместе
с тем реализация жилищно-коммунальной
реформы, на наш взгляд, осуществляется
недостаточными темпами. Последствия финансового кризиса (август 1998
года), снижение платежеспособности
населения не позволяют на должном уровне содержать жилищный фонд и объекты городской
инфраструктуры, увеличивать объемы их
ремонта.
В целях
дальнейшего повышения эффективности
функционирования объектов
жизнеобеспечения города,
достижения экономической сбалансированности мероприятий
жилищно-коммунальной реформы с реальными
возможностями городского бюджета
и доходами населения, Правительство Москвы утвердило план мероприятий по
реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства в г.Москве на
ближайшие годы, направленный на совершенствование этой работы.
- А какие проблемы в Москве с содержанием
жилого фонда?
Ко мне на приём нередко приходят москвичи с жалобами
на неудовлетворительную работу лифтов,
протечки в швах домов или в сантехническом оборудовании, плохое содержание
балконов, с другими вопросами,
касающимися состояния жилищного фонда Москвы. Конечно, в многомиллионном
городе, где только жилых домов насчитывается около 39 тысяч, - и это главное богатство
москвичей, - такие вопросы всегда были, есть и будут. Это нормальная,
повседневная жизнь со всеми проблемами и неурядицами.
Однако, рассматривая частные просьбы и жалобы людей,
важно улавливать накапливающиеся отрицательные тенденции. Одной из таких тенденций
являются недостаточные, по сравнению с потребностями, объёмы капитального и
текущего ремонтов жилого фонда из-за проблем с финансированием.
Надо
отдать должное Мэру г.Москвы Ю.М.Лужкову, городской Думе, столичному
Правительству, которые в последнее время многое делают для решения этого
вопроса. Так, в 2000 году был вдвое увеличен, по сравнению с предыдущим годом,
объём средств, выделенных из городского бюджета на капитальный ремонт жилого
фонда. Перевыполнены задания по
капитальному ремонту отдельных конструкций и инженерного оборудования зданий, в
том числе ремонту фасадов, мягкой и стальной кровли, теплотрасс, внутридомовых
газопроводов, замене и модернизации лифтов, газовых и электрических плит.
Предусматривается наращивание объёмов ремонта жилого фонда в 2001 году и в
последующие годы с тем, чтобы преодолеть имеющиеся здесь негативные тенденции.
- Многих читателей журнала интересует,
как выполняется городская Программа "Мой двор, мой подъезд"?
В
рамках данной Программы в 2000 году и в текущем году продолжали проводиться
мероприятия по наведению порядка в подъездах жилых домов и на прилегающих
территориях, улучшению их санитарного
состояния и освещения. Ход выполнения Программы был рассмотрен на заседании
Правительства, принятые решения способствовали активизации этой работы.
Приведу
несколько цифр. Всего с начала выполнения Программы из 99,5 тыс. подъездов
приведено в порядок 66,7 тыс. Все подъезды оборудованы запирающими
устройствами: кодовыми и механическими замками,
домофонами. В большинстве подъездов организовано дежурство жильцов,
осуществляется охрана 70 тыс. подъездов
силами Управления вневедомственной охраны и частных охранных
предприятий. В ряде мест оборудуются системы теле- и видеоконтроля за
содержанием жилищного фонда. Планируется в 2001 году привести в порядок оставшиеся
33,6 тыс. подъездов и полностью обеспечить их охрану.
Выполняются работы по благоустройству дворовых
территорий. С начала реализации Программы в городе благоустроено 24,5 тыс.
территорий из общего количества 36,4 тысяч.
Реализации Программы “Мой двор, мой подъезд“
способствовало проведение городских конкурсов “Московский дворик-
- Что делает Правительство Москвы по
улучшению содержания дорог, преодолению транспортных пробок в городе?
В последние два года удалось
совершить определённый прорыв в строительстве дорог и ремонте дорожных
покрытий. Необходимость интенсивного дорожного строительства диктуется резко
возросшим за последние годы количеством автомобилей в городе. На ряде
магистралей и улиц из-за огромного числа машин действительно возникают
автомобильные пробки, преодолеть которые во многом призвано строительство
третьего транспортного кольца столицы.
Только в минувшем году было построено и введено в эксплуатацию 15
объектов третьего кольца. Закончено строительство участка протяжённостью почти
Как
известно, Государственная Дума, приняв новый Налоговый кодекс, фактически
урезала наполовину Дорожный фонд. Поэтому в 2001 году, в связи с сокращением
почти в два раза поступлений денежных средств из территориального Дорожного
фонда, Программой Правительства Москвы предусматривается вынужденное уменьшение
объёмов дорожного строительства по сравнению с предыдущим годом. Будут
продолжены преимущественно работы по реконструкции и строительству
дорожно-мостовых сооружений на участках 3-го транспортного кольца. Но на ряде
других магистралей работы будут приостановлены.
Следует отметить, что в
прошлом году было отремонтировано 10,6 млн. кв. метров асфальтовых дорог из 85
млн. кв. м дорожных покрытий, существующих в городе. Такой ежегодный объём
ремонта позволяет содержать дороги Москвы в удовлетворительном состоянии.
- Недавно закрыли на ремонт Крымский мост. А как
обстоят дела с ремонтом и содержанием других мостов?
По состоянию на начало 2001
года в Москве эксплуатируются 409 городских мостовых сооружений общей площадью
1,8 млн. кв. м мостового полотна, в том числе 151 мост через р. Москву и ее
притоки. Средний возраст мостовых сооружений составляет 25 лет. При расчетном
сроке службы 100 лет - этот возраст невелик, что говорит о своевременном
ремонте и обновлении мостового парка.
За последние 5 - 6 лет отремонтированы и
реконструированы такие крупные развязки, как Крымская, Ульяновская и Самотечная
эстакады, Автозаводский, Б.Устьинский и Новоспасский мосты, метромост в
Лужниках, Кутузовский и Арбатский тоннели и многие другие сооружения. При строительстве
ряда объектов использованы уникальные решения, например, перевозка
цельносборных, еще достаточно прочных, пролетных строений железнодорожных
мостов (Краснолужский и Андреевский мосты), которые после частичного усиления и
архитектурного оформления хорошо вписались в ландшафт города.
В
2001 году и в последующие годы будет
продолжено строительство мостовых сооружений на 3-ем транспортном кольце. Среди
них: Гагаринский и Лефортовский транспортные тоннели, Волоколамская
транспортная развязка, развязки на Тульской и Велозаводской улицах,
Волгоградском и Нахимовском проспектах, транспортный тоннель на Нижней
Масловке.
Особо следует выделить намеченную на этот год
реконструкцию трёх больших мостов через р. Москву – Бородинского, Крымского и
Калининского. Эти мостовые сооружения капитально не ремонтировались уже 30 и
более лет, в настоящее время назрела острая необходимость их реконструкции. В
проектах ремонта Крымского и
Калининского мостов предусмотрено лишь частичное локальное усиление
существующих несущих металлоконструкций, в основном же упор сделан на
реконструкции мостового полотна, что позволит повысить надежность и
долговечность этих мостов.
С Бородинским мостом сложнее. Он более старый, 1912
года постройки. И хотя в 1951 году мост частично реконструировался, многие
проблемы не были решены полностью. В настоящее время, в связи с изменением
требований по нагрузкам и по надежности,
необходима замена пролетных строений моста. В общей сложности ремонт всех трех мостов
должен закончиться в этом году и будет проводиться с частичным ограничением движения
транспорта.
- С проблемами транспорта тесно связаны вопросы
экологии, поскольку автомобили продолжают оставаться главными
загрязнителями воздушной среды города. Что делается в Москве для уменьшения их
вредного воздействия?
Действительно, в
настоящее время автомобильный парк Москвы насчитывает более 2,3 млн.
автомобилей, потребляющих в год около 4 млн. тонн моторного топлива.
В целях исключения поступления на автозаправочные станции
(АЗС) города моторного топлива, не соответствующего действующим стандартам,
Правительство Москвы приняло предложение Управления транспорта и связи о
совершенствовании в столице системы комплексного сквозного контроля качества
моторного топлива от нефтеперерабатывающих заводов до АЗС на основе
совершенствования нормативной правовой базы и координации деятельности
федеральных и городских контролирующих органов.
В прошлом году обеспечено выполнение предусмотренных
мероприятий по установке нейтрализаторов отработавших газов на городском автотранспорте.
Нейтрализаторами оснащены 7500 единиц транспортных средств, переоборудованы
5000 единиц автотранспорта для работы на сжиженном нефтяном и сжатом природном
газе. Общее количество автомобилей, работающих на газообразном топливе,
превысило 100 тыс. единиц.
Проведены инвестиционные
конкурсы по включению предприятий и организаций в общегородскую систему сбора и
переработки автотранспортных средств, а также отработанных автомобильных
масляных фильтров, подлежащих утилизации.