| содержание раздела | главная страница |





ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ  ДОЛЖНО  БЫТЬ  РАЗУМНЫМ

 


Специальное интервью Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы Леонида Арнольдовича БОЧИНА корреспонденту журнала “Моя Москва” Сергею БОРОДИНУ

 


-         Леонид Арнольдович, вопросы охраны окружающей среды повсеместно выходят сегодня на первый план. Пришло время рассмотрения всего комплекса этих вопросов на системном уровне с точки зрения безопасности жизнедеятельности человека. Как обеспечивается экологическая безопасность в Москве?

 

-        Обеспечение экологической безопасности в таком огромном мегаполисе, как Москва, является архисложной задачей. Однако, следует напомнить, что Москва – это, наверное, единственный город в России и на всём пространстве СНГ, который имеет серьёзную экологическую доктрину. Я имею в виду Концепцию по обеспечению экологической безопасности города Москвы. Это самостоятельный серьёзный документ, который разработан и принят всеми ведущими учёными-экологами бывшего СССР. Более того, этот документ используется сейчас при формировании экологической доктрины России. Но сама по себе Концепция – это набор бумаг, если она не имеет своего программного воплощения. И поэтому в рамках генплана развития города до 2020 года принята специальная программа обеспечения экологической безопасности. Она имеет конкретный перечень мероприятий, конкретные финансовые ресурсы под их воплощение, конкретных исполнителей. Программа довольно масштабна, и с точки зрения своей реализации обещает существенным образом снизить нагрузку на экологию города со стороны транспортных и стационарных промышленных источников загрязнения.


Теперь, что касается текущего обеспечения экологической безопасности. Здесь у нас есть свои существенные особенности, связанные с исполнением Москвой столичных функций тем тяжёлым промышленным наследием, оставленных бывшими союзными министерствами и ведомствами (71 промышленная зона и порядка 5000 промышленных предприятий). Это не подарок в экологическом смысле слова. Благодаря целенаправленным усилиям городского руководства при энергичной поддержке Мэра Москвы удалось существенным образом снизить нагрузку промышленности на экологию города.


Что я имею в виду? Это рекультивация иловых площадок в городе. Это обезвреживание гальванических стоков вод. Это перепрофилирование металлургических производств на крупных предприятиях города. Это перевод факела на Капотне в “мерцающий режим”. Это повсеместный переход объектов теплоэнергетики преимущественно на газовое топливо (низкосернистый мазут используется в качестве резервного топлива при форс-мажорных обстоятельствах). Можно ещё долго перечислять конкретные результаты выполнения городской экологической программы, но я хочу обозначить  принципиальную позицию Правительства Москвы по этому вопросу, состоящую в том, что необходимо сделать всё возможное не только для сохранения, но и для обеспечения надёжной защиты экологического ресурса  природного комплекса в интересах  нынешнего и будущих поколений.

 

-         Расскажите, пожалуйста, об озеленительных работах в городе. Как организовано озеленение Москвы?

 

-                      Прежде всего, нужно отметить, что озеленение – это в условиях мегаполиса один из самых эффективных способов абсорбации всех тех вредных веществ, которыми насыщена городская среда обитания. Кроме того, зелёные насаждения воздействуют на человека и с психологической стороны, поскольку растительные оазисы являются для него обязательными элементами комфортного проживания в городе.


Городские власти ежегодно принимают специальную программу озеленения, которая предусматривает финансирование из бюджетных источников. Кроме того, в Москве введён механизм компенсационного озеленения, который предусматривает сбор платы за легально порубленные деревья посредством выдачи порубочных билетов, предварительного обследования, оценки породного состава, возраста, условий, дифференцированной цены порубочного дерева и т.д. Компенсационный механизм предусматривает не только аккумулирование финансовых средств на специальных счетах, но и расходование их в целях обеспечения  баланса вырубленных и вновь посаженных и прижитых деревьев. При этом, если дерево высаживается в том же районе, где была произведена вырубка, то применяется правило “одно к одному”.  Если же посадка производится в другом районе, то за одно вырубленное дерево высаживаются той же породы два возрастных дерева. В режиме компенсационного озеленения заложены два серьёзных городских парка (на Чичерском проезде и на улице Гурьянова), то есть ресурсы идут на компенсационное озеленение конкретных участков природного комплекса в чётко определённых масштабах.


В этом плане наша задача состоит в том, чтобы, используя этот режим восстановительной стоимости,  горожане получили полную компенсацию утраченных зелёных насаждений и, естественно, обеднения кислородного состава воздуха и всего того, что с этим связано. Таким образом, в Москве впервые в России вводится реальный экономический механизм природопользования: природой можно разумно пользоваться, но при условии, что всё то, что ты у неё забираешь должно иметь стоимостное покрытие на весь период восстановления окружающей среды до прежнего состояния. К примеру, ты вырубил дерево определённого возраста, с такой-то кроной, с такими-то абсорбционными возможностями, и тебе теперь вменяется восстановление природной ситуации через посадку новых деревьев или кустарников.

 

-                 Пресса, депутатский корпус, представители природозащитных  организаций уделяют повышенное внимание разработкам экологически чистого транспорта и, в частности, электромобиля. Какова реальная ситуация в этой сфере?

 

-                      Реальный взгляд на вещи поможет быстро понять то положение дел, которое сложилось в связи с попытками создания электромобиля.


Чтобы создать электромобиль западные автомобильные концерны тратят сотни миллионов долларов. И пока  проблемы надёжности, долговечности, условий заправки, перезарядки батарей и т.д. остаются для этого вида транспорта далеки от своего разрешения. Многие крупнейшие и известнейшие концерны вынуждены были отказаться от этой идеи, хотя в НИОКРовские работы ими были вложены весьма солидные финансовые средства.


В Московских организациях соответствующего профиля велись и сейчас продолжаются работы по разработке электромобиля. Даже сконструированы экспериментальные образцы, которые находятся в пробной эксплуатации на различных площадках города. Но это единичные экземпляры. В массовое производство эти образцы не запускаются ввиду того, что цена вопроса в комплексе даже и близко не способна компенсировать потенциальных городских затрат, связанных с разработкой, изготовлением и эксплуатацией электромобилей.


За разговорами об электромобиле как-то затушёвывается другой аспект проблемы экологически чистого транспорта: сегодня активно прорабатывается  мировыми автогигантами вопрос о комбинированных двигателях на газе и на бензине, на электрической тяге и на бензиновой тяге и т.п. И у нас прорабатывается вопрос перехода на водородное топливо. Но мы должны чётко осознавать, что создание транспортных средств, не загрязняющих окружающую среду, - это общемировая проблема, которую невозможно решить частным образом. И здесь, мне представляется, выход один – интеграция усилий и Москвы, и всей России, и Европейского сообщества. Есть ведь Европейская ассоциация производителей электромобилей, и нам нужно туда как можно скорее входить, тем более, что взнос там незначительный. Непонятно, почему мы здесь осторожничаем, поскольку, повторяю, решение проблемы возможно только в режиме кооперации.

 

-              Перспективен ли перевод автотранспорта на газовое топливо?

 

-                      В этом вопросе мы первоначально поступили неосмотрительно, попытавшись ограниченным финансированием что-то начинать решать, не понимая финансовой ёмкости всего фронта работ, масштабов проблемы. Должна быть детально проработанная, осмысленная программа газификации автотранспорта, и город приступил к её созданию.  А когда мы пытаемся отдельными фрагментами показать уже якобы принципиальную решённость этой задачки, то это, на самом деле, далеко от правды: 50 автобусов и 80 грузовиков, переведённых на газовое топливо – это капля в море по сравнению с 2 млн. 318 тыс. единиц автомобильного парка города. Может проще на эти деньги купить какое-то количество “Мерседесов”, оборудованных нейтрализаторами, поглотителями, катализаторами и прочее?

 

-            Создаётся ли в Москве автоматическая система мониторинга состояния окружающей среды?

 

-                      Не просто создаётся, а сейчас она реанимирована. Изысканы под неё реальные финансовые ресурсы. Много лет назад город принимал решение о необходимости установки 39 постов автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха. В течение суток эти посты в ежеминутном режиме должны были фиксировать состав и структуру вредных примесей в воздухе и передавать эти сведения на Центральный пункт для обобщения, передаче органам экологического контроля и сообщению населению. К сожалению, эти решения не были реализованы и город имел всего 11 таких постов, 4 из которых находились в Зеленограде.


В конце 2000 года мы установили 4 новых поста, а сейчас на подходе ещё 7 постов. В 2002 году город будет иметь все 39 поста. Реальная информация о состоянии атмосферного воздуха, поступающая в ежеминутном автоматическом режиме,  позволит нам максимально объективно принимать управленческие решения, связанные, в том числе, с оптимизацией дорожного движения, градостроительными проектами, прокладкой каких-то коммуникаций, инженерией и т.д. Развитие системы экомониторинга – это главное условие решения экологических проблем крупнейшего города страны.


-         Установлен ли в Москве “режим наибольшего благоприятствования” для утилизации твёрдых бытовых и промышленных отходов?

 

-        Безусловно, хотя в Москве процессы рециклинга находятся в начальной стадии и требует своего форсирования. Имеется в виду увеличение сортировочных пунктов, пунктов селекции, пунктов раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), промышленных отходов.


Что касается промышленной переработки, то ввод в строй Рудненского мусоросжигательного завода, на котором применена одна из самых современных технологий сжигания и предусмотрена эксплуатация  цеха предварительной сортировки и переработки ТБО,  позволит существенным образом разгрузить в целом проблему нагрузки на полигонное захоронение в Московской области, которое с каждым годом обходится городу всё дороже и дороже.


Мы стараемся поддерживать любые обоснованные инициативы по санитарной очистке города. Сейчас в экспериментальном режиме проводятся полигонные работы в нескольких округах. Сотрудничаем в этом вопросе с немецкими фирмами. В САО, к примеру, развёрнут эксперимент по сбору алюминиевых банок, в том числе и с помощью школьников. И сейчас ставится вопрос о расширении практики по сбору алюминиевых банок на всю территорию Москвы.


Важно выстроить стабильную схему московского рециклинга с чётким просчётом затрат, выгоды (город не должен быть в убытке), с проверкой устойчивости и надёжности партнёров. Все предлагаемые технологии санитарной очистки города должны соответствовать Концепции экологической безопасности Москвы. Только так, и не иначе.

 

-         Леонид Арнольдович, 5 июня отмечается Международный День защиты окружающей среды. Чтобы Вы пожелали москвичам в преддверии этого знаменательного события?

 

-                     Прежде всего, москвичам, я желаю устойчивого здоровья. А ещё я желаю всем жителям нашего замечательного города меньше верить в страшилки по поводу каких-то там мутантов в Москва-реке или об  отравленной питьевой воде. Общее улучшение обстановки в городе в отношении природопользования набирает обороты. Мероприятия по охране окружающей среды становятся неотъемлемой частью практически всех общегородских программ. Здоровый город  – это здоровье москвичей!


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz