-
Леонид
Арнольдович, вопросы охраны окружающей среды повсеместно выходят сегодня на
первый план. Пришло время рассмотрения всего комплекса этих вопросов на
системном уровне с точки зрения безопасности жизнедеятельности человека. Как
обеспечивается экологическая безопасность в Москве?
-
Обеспечение
экологической безопасности в таком огромном мегаполисе, как Москва, является
архисложной задачей. Однако, следует напомнить, что Москва – это, наверное,
единственный город в России и на всём пространстве СНГ, который имеет серьёзную
экологическую доктрину. Я имею в виду Концепцию по обеспечению экологической
безопасности города Москвы. Это самостоятельный серьёзный документ, который
разработан и принят всеми ведущими учёными-экологами бывшего СССР. Более того,
этот документ используется сейчас при формировании экологической доктрины
России. Но сама по себе Концепция – это набор бумаг, если она не имеет своего
программного воплощения. И поэтому в рамках генплана развития города до 2020
года принята специальная программа обеспечения экологической безопасности. Она
имеет конкретный перечень мероприятий, конкретные финансовые ресурсы под их
воплощение, конкретных исполнителей. Программа довольно масштабна, и с точки
зрения своей реализации обещает существенным образом снизить нагрузку на
экологию города со стороны транспортных и стационарных промышленных источников
загрязнения.
Теперь, что касается текущего обеспечения экологической
безопасности. Здесь у нас есть свои существенные особенности, связанные с
исполнением Москвой столичных функций тем тяжёлым промышленным наследием,
оставленных бывшими союзными министерствами и ведомствами (71 промышленная зона
и порядка 5000 промышленных предприятий). Это не подарок в экологическом смысле
слова. Благодаря целенаправленным усилиям городского руководства при энергичной
поддержке Мэра Москвы удалось существенным образом снизить нагрузку
промышленности на экологию города.
Что я имею в виду? Это рекультивация иловых площадок в
городе. Это обезвреживание гальванических стоков вод. Это перепрофилирование
металлургических производств на крупных предприятиях города. Это перевод факела
на Капотне в “мерцающий режим”. Это повсеместный переход объектов
теплоэнергетики преимущественно на газовое топливо (низкосернистый мазут
используется в качестве резервного топлива при форс-мажорных обстоятельствах).
Можно ещё долго перечислять конкретные результаты выполнения городской
экологической программы, но я хочу обозначить
принципиальную позицию Правительства Москвы по этому вопросу, состоящую
в том, что необходимо сделать всё возможное не только для сохранения, но и для
обеспечения надёжной защиты экологического ресурса природного комплекса в интересах нынешнего и будущих поколений.
-
Расскажите,
пожалуйста, об озеленительных работах в городе. Как организовано озеленение
Москвы?
-
Прежде всего,
нужно отметить, что озеленение – это в условиях мегаполиса один из самых
эффективных способов абсорбации всех тех вредных веществ, которыми насыщена
городская среда обитания. Кроме того, зелёные насаждения воздействуют на
человека и с психологической стороны, поскольку растительные оазисы являются
для него обязательными элементами комфортного проживания в городе.
Городские власти ежегодно принимают специальную программу
озеленения, которая предусматривает финансирование из бюджетных источников.
Кроме того, в Москве введён механизм компенсационного озеленения, который
предусматривает сбор платы за легально порубленные деревья посредством выдачи
порубочных билетов, предварительного обследования, оценки породного состава,
возраста, условий, дифференцированной цены порубочного дерева и т.д.
Компенсационный механизм предусматривает не только аккумулирование финансовых
средств на специальных счетах, но и расходование их в целях обеспечения баланса вырубленных и вновь посаженных и
прижитых деревьев. При этом, если дерево высаживается в том же районе, где была
произведена вырубка, то применяется правило “одно к одному”. Если же посадка производится в другом районе,
то за одно вырубленное дерево высаживаются той же породы два возрастных дерева.
В режиме компенсационного озеленения заложены два серьёзных городских парка (на
Чичерском проезде и на улице Гурьянова), то есть ресурсы идут на
компенсационное озеленение конкретных участков природного комплекса в чётко
определённых масштабах.
В этом плане наша задача состоит в том, чтобы, используя этот режим восстановительной стоимости, горожане получили полную компенсацию утраченных зелёных насаждений и, естественно, обеднения кислородного состава воздуха и всего того, что с этим связано. Таким образом, в Москве впервые в России вводится реальный экономический механизм природопользования: природой можно разумно пользоваться, но при условии, что всё то, что ты у неё забираешь должно иметь стоимостное покрытие на весь период восстановления окружающей среды до прежнего состояния. К примеру, ты вырубил дерево определённого возраста, с такой-то кроной, с такими-то абсорбционными возможностями, и тебе теперь вменяется восстановление природной ситуации через посадку новых деревьев или кустарников.
-
Пресса,
депутатский корпус, представители природозащитных организаций уделяют повышенное внимание
разработкам экологически чистого транспорта и, в частности, электромобиля.
Какова реальная ситуация в этой сфере?
-
Реальный взгляд
на вещи поможет быстро понять то положение дел, которое сложилось в связи с
попытками создания электромобиля.
За разговорами об электромобиле как-то затушёвывается другой
аспект проблемы экологически чистого транспорта: сегодня активно
прорабатывается мировыми автогигантами
вопрос о комбинированных двигателях на газе и на бензине, на электрической тяге
и на бензиновой тяге и т.п. И у нас прорабатывается вопрос перехода на
водородное топливо. Но мы должны чётко осознавать, что создание транспортных
средств, не загрязняющих окружающую среду, - это общемировая проблема, которую
невозможно решить частным образом. И здесь, мне представляется, выход один –
интеграция усилий и Москвы, и всей России, и Европейского сообщества. Есть ведь
Европейская ассоциация производителей электромобилей, и нам нужно туда как
можно скорее входить, тем более, что взнос там незначительный. Непонятно, почему
мы здесь осторожничаем, поскольку, повторяю, решение проблемы возможно только в
режиме кооперации.
-
Перспективен
ли перевод автотранспорта на газовое топливо?
-
В этом вопросе мы
первоначально поступили неосмотрительно, попытавшись ограниченным финансированием
что-то начинать решать, не понимая финансовой ёмкости всего фронта работ,
масштабов проблемы. Должна быть детально проработанная, осмысленная программа
газификации автотранспорта, и город приступил к её созданию. А когда мы пытаемся отдельными фрагментами
показать уже якобы принципиальную решённость этой задачки, то это, на самом
деле, далеко от правды: 50 автобусов и 80 грузовиков, переведённых на газовое
топливо – это капля в море по сравнению с 2 млн. 318 тыс. единиц автомобильного
парка города. Может проще на эти деньги купить какое-то количество
“Мерседесов”, оборудованных нейтрализаторами, поглотителями, катализаторами и
прочее?
-
Создаётся ли в
Москве автоматическая система мониторинга состояния окружающей среды?
-
Не просто
создаётся, а сейчас она реанимирована. Изысканы под неё реальные финансовые
ресурсы. Много лет назад город принимал решение о необходимости установки 39
постов автоматического контроля за состоянием атмосферного воздуха. В течение
суток эти посты в ежеминутном режиме должны были фиксировать состав и структуру
вредных примесей в воздухе и передавать эти сведения на Центральный пункт для
обобщения, передаче органам экологического контроля и сообщению населению. К
сожалению, эти решения не были реализованы и город имел всего 11 таких постов,
4 из которых находились в Зеленограде.
В конце 2000 года мы установили 4 новых поста, а сейчас на
подходе ещё 7 постов. В 2002 году город будет иметь все 39 поста. Реальная
информация о состоянии атмосферного воздуха, поступающая в ежеминутном
автоматическом режиме, позволит нам
максимально объективно принимать управленческие решения, связанные, в том
числе, с оптимизацией дорожного движения, градостроительными проектами,
прокладкой каких-то коммуникаций, инженерией и т.д. Развитие системы
экомониторинга – это главное условие решения экологических проблем крупнейшего
города страны.
-
Установлен ли
в Москве “режим наибольшего благоприятствования” для утилизации твёрдых бытовых
и промышленных отходов?
-
Безусловно, хотя
в Москве процессы рециклинга находятся в начальной стадии и требует своего
форсирования. Имеется в виду увеличение сортировочных пунктов, пунктов
селекции, пунктов раздельного сбора твёрдых бытовых отходов (ТБО), промышленных
отходов.
Что касается промышленной переработки, то ввод в строй
Рудненского мусоросжигательного завода, на котором применена одна из самых
современных технологий сжигания и предусмотрена эксплуатация цеха предварительной сортировки и переработки
ТБО, позволит существенным образом
разгрузить в целом проблему нагрузки на полигонное захоронение в Московской
области, которое с каждым годом обходится городу всё дороже и дороже.
Мы стараемся поддерживать любые обоснованные инициативы по
санитарной очистке города. Сейчас в экспериментальном режиме проводятся
полигонные работы в нескольких округах. Сотрудничаем в этом вопросе с немецкими
фирмами. В САО, к примеру, развёрнут эксперимент по сбору алюминиевых банок, в
том числе и с помощью школьников. И сейчас ставится вопрос о расширении
практики по сбору алюминиевых банок на всю территорию Москвы.
Важно выстроить стабильную схему московского
рециклинга с чётким просчётом затрат, выгоды (город не должен быть в убытке), с
проверкой устойчивости и надёжности партнёров. Все предлагаемые технологии
санитарной очистки города должны соответствовать Концепции экологической
безопасности Москвы. Только так, и не иначе.
-
Леонид
Арнольдович, 5 июня отмечается Международный День защиты окружающей среды.
Чтобы Вы пожелали москвичам в преддверии этого знаменательного события?
-
Прежде
всего, москвичам, я желаю устойчивого здоровья. А ещё я желаю всем жителям
нашего замечательного города меньше верить в страшилки по поводу каких-то там
мутантов в Москва-реке или об
отравленной питьевой воде. Общее улучшение обстановки в городе в
отношении природопользования набирает обороты. Мероприятия по охране окружающей
среды становятся неотъемлемой частью практически всех общегородских программ.
Здоровый город – это здоровье москвичей!