| содержание раздела | главная страница |

 




               

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОВЕДЕНИЮ РЕФОРМЫ ЖКХ В ЦЕНТРАЛЬНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ МОСКВЫ

 


            Интервью первого заместителя префекта Центрального административного округа г. Москвы, руководителя комплекса окружной инфраструктуры ЦАО Сергея Львовича Байдакова корреспонденту журнала «Моя Москва» Сергею Бородину по вопросам реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в округе.

 


-         Сергей Львович, в чем заключается роль комплекса окружной инфраструктуры в проведении реформы ЖКХ?

 

-                     Комплекс окружной инфраструктуры является одним из наиболее важных элементов системы управления округом, в задачи которого входит обеспечение населения округа всем необходимым для создания нормальных условий жизни. Его основу составляет ЖКХ, обеспечивающее снабжение населения и организаций природными и энергетическими ресурсами, содержание и ремонт жилищного фонда, уборку территории округа, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора.


Когда мы говорим о реформе ЖКХ, мы подразумеваем не только его бездотационное функционирование, это только одна  сторона реформы – экономическая. Главная же составляющая реформы – социальная, которая направлена на повышение стандартов проживания населения.


Сегодня на территории округа все жилые дома обеспечены газом, электроэнергией, теплом, канализацией, горячим водоснабжением. Но мы пока не еще не вправе сказать, что жилой фонд округа соответствует установленным стандартам проживания. Почему? Да потому, что его техническое состояние довольно сложное. Почти четверть всех жилых строений округа находится в эксплуатационно непригодном состоянии и требует проведения комплексного капитального ремонта.


К сожалению, в настоящее время возможности городского бюджета не позволяют это сделать, поскольку финансирование работ по капитальному ремонту в округе составляет 17% от нормативной потребности. Могу привести такой пример: начиная с 1995 года ремонт мягкой кровли по округу сократился в 5 раз, стальной – в 4 раза, теплотрасс – в 3 раза. Вследствие недофинансирования продолжается рост объемов недоремонта жилого фонда, который за 5 последних лет составил порядка 600 домов. При этом, расходы на эксплуатацию жилого фонда финансируются на уровне 60% от нормативной потребности, что также не способствует улучшению его технического состояния. Поэтому, на сегодняшний день это самая большая проблема на пути продвижения реформы.


Оценивая в целом подходы города к проблеме реформирования ЖКХ, к сожалению приходится констатировать, что основной стержень городской программы все же отраслевой, хотя территория – основной потребитель коммунальных услуг. При этом, если на уровне города главным образом решаются вопросы экономики, тарифной политики и методологии реформирования ЖКХ, то основная задача округа заключается в организации практической работы по улучшению стандартов проживания его жителей. Эта  задача - сложная, включающая в себя множество направлений. Для комплексного ее решения разработан план основных мероприятий по реализации реформы ЖКХ на территории ЦАО на 2001 год.


Данный план является логическим продолжением программы развития комплекса окружной инфраструктуры ЦАО, реализованной в прошлом году, которая позволила упорядочить систему управления комплексом и создала предпосылки для системного подхода к реформированию ЖКХ на территории округа. Сегодня это основной инструмент продвижения реформы в округе. Главным его достоинством считаю то, что в нем сведены воедино задачи, поставленные в рамках реформирования ЖКХ в различных нормативных документах и определены конкретные мероприятия, направленные на их последовательное решение на уровне округа.

 

- Не могли бы Вы коротко рассказать, что же предпринимается комплексом для улучшения состояния жилищного фонда округа и в чем, на Ваш взгляд, состоит  выход из сложившейся ситуации?

                  

            - Учитывая недостаточность бюджетного финансирования, администрацией округа задействованы все имеющиеся возможности для поддержания жилищного фонда округа. В прошлом году на финансирование расходов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства из целевых бюджетных фондов развития территории округа и районов направлено в общей сложности более полумиллиарда рублей, из которых 60% - на содержание и ремонт жилищного фонда. Практически полностью ликвидирована кредиторская задолженность прошлых лет перед подрядными организациями.


            В порядке долевого участия предприятий и организаций в финансировании расходов на содержание жилищного фонда  за счет применения налоговых льгот дополнительно привлечено 135 млн. руб. В качестве еще одного источника привлечения дополнительных средств на ремонт жилых домов в округе введена практика реализации свободных квартир из 3-х и более комнат, освободившихся по причине непригодности для проживания граждан, через продажу прав инвестирования на конкурсной основе, с направлением полученных средств на ремонт домов, где были расположены объекты инвестирования.


            Достигнуты положительные  результаты в страховании жилых помещений округа: сегодня застраховано 45% от их общего числа. Это позволяет привлекать на проведение работ по сохранности жилищного фонда округа средства резервного фонда предупредительных мероприятий.


            Не могу не сказать о двух окружных целевых программах, которые наряду с программой «Мой двор, мой подъезд», являются приоритетными программами округа на 2001 год. Первая - программа ремонта фасадов зданий на территории округа на 2000-2003 гг. В ходе ее реализации в прошлом году было отремонтировано 105 фасадов муниципальных жилых домов площадью 426.6 тыс. кв и 508 фасадов ведомственных зданий. В текущем году за счет средств округа предполагается отремонтировать еще 295 тыс. кв  муниципальных фасадов, на эти цели префектурой выделено 73 млн. руб. Вторая – программа ликвидации аварийного жилого фонда округа, которая направлена на снятие социальной напряженности, связанной с отселением жителей из аварийных жилых домов, и предусматривает создание системы по привлечению средств инвесторов для скорейшего решения проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда, столь актуальной для центральной части города.


            Конечно, эти меры, реализуемые на территории округа, носят скорее локальный характер и, безусловно, не могут решить всех проблем, связанных с улучшением состояния жилищного фонда округа и повышением стандартов проживания его жителей. Думаю, что здесь нужна единая городская техническая политика в области капитального ремонта жилья не менее, чем на предстоящие 5 лет, чтобы можно было поадресно определить очередность его проведения и сказать об этом жителям.

 

            -Как известно, одной из конечных целей реформы является его функционирование без городских дотаций. Возможно ли к 2007 году решить эту задачу?

 

            -Наверное, жилые дома могут быть доходными, но ведь в городе есть еще дороги, инженерные сети и т.д., которые требуют участия не только столичного правительства, но и федеральных органов власти. Как здесь обойтись без дотаций?  Поэтому бездотационность ЖКХ, как цель, к которой следует стремиться, я допускаю, но как реальную задачу, которую необходимо решить к 2007 году, - сомневаюсь.


            С одной стороны, в результате реформы центр тяжести по платежам будет переложен на население, как потребителя услуг (прямо скажем, не очень популярная задача, которой жители всячески противятся). А с другой стороны, должна произойти коренная ломка всей системы коммунального хозяйства, начиная с изменения поставки энергоресурсов, вопросов финансирования, схем управления и т.п. Пока, несмотря на частичное внедрение рыночных отношений в ЖКХ, оно, по сути, в условиях жесткого дефицита финансирования держится на административных рычагах.

 

-         А как относятся к нововведениям ресурсоснабжающие организации?

 

- Я считаю, что реальное потребление ресурсов меньше, чем с нас берут по расчетам. Безусловно, вопрос установки счетчиков – правильный, к этому необходимо двигаться интенсивными темпами. Сегодня ничто не мешает юридическим лицам, а в перспективе и жителям, переводить свои отношения с ресурсоснабжающими организациями на оплату по фактически отпущенной электроэнергии, воде, теплу и т.д. Понятно, что последние не очень заинтересованы в этом. У меня твердое убеждение, и в этом меня поддерживает префект, что формировать энергосберегающую политику должна территория, а не поставщики энергоресурсов. А пока они диктуют свои условия.


В плане мероприятий по реализации реформы ЖКХ на территории округа, о котором я говорил вначале, выделен специальный раздел, посвященный вопросам экономических взаимоотношений ресурсоснабжающими организациями и совершенствованию порядка расчетов за поставляемые ими услуги. Одновременно, поскольку муниципальный жилой фонд является крупным потребителем энергоресурсов, а наиболее эффективный способ снижения затрат на его эксплуатацию - экономия ресурсов, энергосбережение становится приоритетной задачей округа. Мы ищем новые подходы, методы, приемы.

 

-         Нашим читателям интересно будет узнать о демонополизации, проводимой в округе в рамках реформирования ЖКХ.

 

- Действительно, есть такая проблема. В последние годы городской заказ на выполнение работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда округа осуществляется только на конкурсной основе. Реальная конкуренция за получение городского заказа наблюдается практически по всем видам капитального ремонта жилищного фонда и выводу твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора. Основной целью конкурсного отбора является снижение стоимости работ и повышение их качества. В  текущем году в конкурсах на данные виды работ приняло участие более 800 организаций различных форм собственности.


К сожалению, по эксплуатации жилищного фонда картина несколько иная: в округе пока не удалось создать полноценную конкурентную среду среди подрядчиков, выполняющих эти работы. Если в других округах города практически до 100% предприятий, обслуживающих жилищный фонд – частные, то в ЦАО – 90% аналогичных предприятий – государственные, в большинстве своем сохранившие свои позиции и в текущем году.


Первым крупным шагом по снятию остроты данной проблемы стало введение нового порядка по организации конкурсного отбора подрядных организаций  на территории округа, который введен с 2001 года. Цель его – навести порядок, сделать проведение конкурсов в округе неформальным и прозрачным, а также упорядочить и поставить под контроль окружной конкурсной комиссии проведение конкурсов в районах. Уже в этом году по одной - две частных организации в каждом районе «потеснили»  ГРЭПы, традиционно выполнявшие работы по эксплуатации жилищного фонда в Центральном административном округе. Так что, начало положено. И сегодня есть все основания полагать, что  в следующем году  нам удастся  изменить ситуацию и в этом виде работ.


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz