| содержание раздела | главная страница |




Сергей БОРОДИН


 

                                  

МИКРОКОСМ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРЫ

 

В стародавние времена на русской равнине взросла великая культура праславян. Люди, принадлежавшие к этой культуре, были могучи и несокрушимы в духе и во плоти. Иноземные купцы и путешественники с непреходящим удивлением дивились гармоничному образу жизни русичей, чистых душой, открытых сердцем, покладистых нравом, сноровистых в ремёслах и непобедимых в сражениях с ворогом, посягнувшим на святость отеческой земли. Испокон веков инославные умы пытались разгадать тайну загадочной души русского человека, самобытность его жизненного уклада. И до сих пор эта загадка тяготит досужих исследователей феномена цивилизации народов России.


И невдомёк этим мыслителям, что ответ на их вековечные поиски сокровенного на Руси-матушке содержится в ручной работы лаковых миниатюрах, через посредство которых наши мудрые одухотворённые предки донесли свой завет до своих современных потомков. Источником силы и могущества древних славян было целостное единство с природой, со всем её великолепием растительного и животного мира. Взаимодополнение человека и окружающей его среды изначально было святая святых славянского отношения к миру. Уважение всего живого издревле было стержневым элементом характера славянина.


Это ощущение себя неотделимой частицей природы положило начало древним расписным промыслам. Тонко чувствующие красоту и гармонию природного естества расписных дел мастера  создавали шедевры орнаменталистики, которые несли в себе ответ на вопрос о народном представлении о смысле жизни. Тот, кто смог понять это, завороженно вглядываясь в узорчатые переливы лаковых миниатюр, смог понять и душу русского человека. Ну а понявший это сам становится носителем русского духа. У такого человека исчезают агрессивные поползновения, и он устремляется к миру и счастью созидания добра на земле.


Тем, кто служит злу, народные промыслы, передающие эстафету добра от одного поколения к другому, мешают осуществлению их целевых установок. И в определённый момент истории традиции орнаментального многоцветного письма  оказались на грани полного уничтожения. Казалось, расписное ремесло обречено на полное исчезновение под грохот современной поп-культуры. Но русские всегда остаются русскими: подвижниками славна наша Отчизна.


Цыпышев Геннадий Петрович, генеральный директор ООО «Инва-93», как раз и относится к таким избранникам земли русской. Стремясь к развитию традиций русского орнаментального искусства московской школы, он на базе цехов художественной росписи АООТ «Художественная гравюра» организовал выпуск изделий народных художественных промыслов группы изделий из металла и оргалита с художественной росписью. Надо отметить, что завод «Художественная гравюра» функционировал с 1946 года и специализировался на выпуске декоративных и утилитарных предметов с художественной росписью и лакировкой. С 1975 года это предприятие перешло на выпуск изделий народных художественных промыслов и было отнесено к предприятиям  народных художественных промыслов. К сожалению, это предприятие разделило печальную судьбу многих других, не выдержавших жёсткости рыночных отношений. ООО «Инва-93», как правопреемник «Художественной гравюры», не допустило прекращения существования расписной школы народного мастерства и продолжило выпуск шкатулок, коробочек, пудрениц различных форм и размеров, ваз, подносов, декоративных и пасхальных яиц. Все эти изделия мастеров оформлены с  большим разнообразием росписей цветочно-растительного и сюжетно-тематического характера.


Эксперты Научно-исследовательского института художественной промышленности отмечают хорошую технику художественно-стилевого решения изделий. Цветочные и сюжетные композиции и мотивы органично дополняются разнообразными разделками фона сеточками, узорными бордюрами, несложными узорами геометрического характера. Мотивы растительного орнамента имеют стилистическое единство с богатой орнаментацией, сложившейся в других сферах декоративно-прикладного искусства - оформлении тканей, фарфора, в вышивке и т.п. Роспись отличается хорошей моделировкой форм, деталировкой общей композиции, тонко проработанной цветовой гаммой.


На предприятии «Инва-93» работает 15 человек, из которых пятеро -  художники. Кроме них на данное предприятие завязаны ещё 15 художников, выполняющих в основном долговременные заказы типа подносов, ваз или крупноразмерных шкатулок. Художники получили хорошую практику в таких центрах народных промыслов, как Гжель, Федоскино, Жостово. Организация труда на предприятии построена таким образом, что в максимальной степени учитывается творческое своеобразие каждого мастера: художники создают свои произведения не по принуждению, а в соответствии со своим вдохновением. Каждое изделие подписано именем  его автора и является в силу ручного характера его создания уникальным. Кроме того, художники работают «на дому», т.е. там, где сама обстановка стимулирует их творческий процесс.  Предприятие,  помимо определения сюжетного направления работы, снабжает их красками, кистями, другими подручными материалами, а по мере выполнения ими работы - забирает изделия для проведения дальнейших технологических операций.


Следует особо отметить повышенную щепетильность специалистов предприятия к вопросу обережения своей творческой репутации. Так, несмотря на несомненную выгодность отдельных заказов, они не принимаются к производству: имея статус предприятия художественных промыслов, нелогично отходить от него в сторону простого ширпотреба, поскольку это обычно приводит   к репутационной потере в имидже предприятия. Другое дело, когда духовное лицо – иеромонах отец Стефаний – даёт благословение на роспись на шкатулках образа Пресвятой Богородицы после того, как оценил способность мастеров предприятия выдержать православный канон.


Предприятие «Инва-93» всей своей деятельностью утверждает в культурном пространстве России традиции московской школы народных художественных промыслов. Низкий поклон им за такие благие деяния!


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz