Светлана Бачурина
-
Светлана
Самуиловна, с чего начиналась Корпоративная Телесеть?
-
Ещё с начала 90-х годов прошлого века мы
предпринимали всё возможное, чтобы внедрить информационные технологии в сферу
управления строительного комплекса. Институт развития Москвы, проведя серьёзные исследования,
предложил принципиально новую концепцию автоматизации городских служб. Суть её
состояла в интегрировании информационных систем на уровне протоколов обмена
вместо распространённой тогда практики унификации разнородных баз данных.
Сегодня уже общепризнанным является факт того, что качество строительства в значительной мере определяется качеством управления. Исходя из этого, внедрение современных информационных технологий мы начали с системы обеспечения качества принятия управленческих решений в части контроля за исполнением поручений. В нашей отрасли узаконен единый порядок предпроектной и проектной подготовки, который предусматривает жёсткие требования к документационному сопровождению всех этапов инвестиционных процессов. При этом завершение каждого этапа фиксируется строго определённым документом, который естественным образом должен поступать в базу данных информационной системы.
Для любого аппарата управления принципиальнейшее
значение имеет отслеживание своевременности исполнения поручения, что позволяет
чётко ориентироваться в складывающейся ситуации на объекте управления. Это
особенно важно для строительной отрасли Москвы, которую можно сравнить с
огромнейшей корпорацией, где от слаженности работы отдельных её звеньев зависит
общий успех. Поэтому информационные системы управления всем строительным комплексом, а также отдельных
отраслевых предприятий и организаций мы объединили в единую систему на
принципах сквозной интеграции.
Благодаря
всесторонней поддержке руководителя нашего Комплекса Владимира Иосифовича
Ресина мы, приняв за базовую основу развития нашей Корпоративной Телесети
концепцию, которая была утверждена для города еще в 1991 году постановлением
Праивтельства от 10.12.91г. № 237,к сегодняшнему дню смогли создать единую информационную среду,
обеспечивающую работу всех звеньев
строительного комплекса столицы.
Работы
по созданию и развитию Телесети, включая её эксплуатацию и обслуживание,
координирует ОАО “Управление Развитием Систем и Проектов”, учрежденное ведущими главками Комплекса для
этих целей.
-
Какие наиболее
серьёзные трудности пришлось преодолевать разработчикам при создании отраслевой
информационной системы строительного комплекса?
-
Благодаря
высокому уровню технологических возможностей техники и развитому программному
обеспечению на сегодня нет проблемы интеграции средств автоматизации на
техническом уровне. Поэтому к одной из основных
проблем при создании Телесети я бы отнесла разнородность форматов данных и
систем низового уровня. Разнообразие это сохраняется и сейчас, но препятствием
для обмена информацией уже не является: совместимость информационных систем
между собой обеспечивается путем соблюдения установленных требований к
организационным процедурам, документационному сопровождению инвестиционных процессов, формам
информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации.
Соблюдение условий юридической
достоверности документарной базы Телесети – следующая по важности проблема. Она
была разрешена посредством заключения
внутри нашего комплекса
корпоративного соглашения о едином стандарте документооборота: для
быстрого обмена и пропуска служебного документа через систему используется
платформа Lotus Notes, в которой помимо развитых средств обработки документов
хорошо отработан механизм их верификации. Сейчас при участии специалистов
компании “Борлас Ай-Би-Си” осуществляется перевод на Oracle хранилища данных
центрального серверного узла Телесети, что в ещё большей степени позволит
обеспечить достоверность и оперативность работы с информацией.
-
Что из себя
представляет Телесеть на сегодняшний день?
-
На
данный момент Корпоративная Телесеть
Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города
Правительства Москвы объединяет полторы тысячи рабочих мест, 30
коммуникационных серверов, центральный серверный узел, используется Московская
оптоволоконная сеть с пропускной способностью от 2 до 10 Мбит/с.
Низовой уровень строительной отрасли
Москвы включает в себя отраслевые предприятия – непосредственных производителей
продукции. Для их автоматизации используются самые разнообразные
аппаратно-программные решения. В Комплексе ведется Каталог типовых программ и
решений. В Телесеть входит 15 информационных источников, данные которых
проходят обработку и обобщение в автоматическом режиме. Информация обновляется
ежечасно. Каждый день система пополняется тысячей новых документов. Созданы и
реализованы на программном уровне алгоритмы верификации, восстановления
целостности, классификаторов документооборота, строго привязанные к
специфическим условиям функционирования строительной отрасли, правилам
обработки разрешительной, финансово-инвестиционной и проектно-сметной
документации. Все данные, поступающие в
систему, документационно обоснованы, что предполагает адресность любых
информационных сообщений. Всё это позволяет однозначно определять источник
любой информации, в том числе и ответственного исполнителя информационного
события.
Документы по всему
инвестиционно-строительному циклу находятся в базе, начиная с первой разрешительной документации,
то есть за 4-5 лет до того, как объекты будут реально построены. Здесь есть
данные по исходно-разрешительной документации, проектам планировки,
градобоснованиям, проектно-сметной документации и т.д. Во многом благодаря
налаженному обмену информацией между всеми причастными к процессу организациями
период согласования документов сокращен, а строительство в Москве упорядочено
(случайное строительство в городе сегодня, в принципе, уже не существует).
В полной мере работает система
контрольно-надзорных органов с обобщённой информацией по объекту строительства,
включая все отмеченные нарушения. Такая прозрачность подстёгивает нерадивых
подрядчиков, поскольку каждый четверг сводная справка по нарушениям ложится на
стол руководителя Комплекса архитектуры,
строительства, развития и реконструкции города. Соответственно, та организация,
которая подаёт заявку на участие в том или ином конкурсе, на предквалификации
имеет объективную оценку своей деятельности, поскольку информация в эту систему
вводится на уровне служебных документов надзорных органов, свидетельствующих и
о наложенных на организацию штрафах.
-
Можно
ли на каком-нибудь примере показать процесс актуализации базы данных системы?
-
Это
можно продемонстрировать на примере инспекции Госархстройнадзора. Инспектора,
работая по своим объектам, вводят в свою
локальную ведомственную информационную систему отчёты о результатах
инспектирования (сколько объектов посетили, размер штрафов, какие нарушения и т.д.). Все те
документы, которые по распоряжению Правительства “издаются” из их системы
(например, выданное заказчику разрешение на строительство или протокол о
наложенном на заказчика или подрядчика штрафе), поступают к нам. В базе данных
Госархстройнадзора, естественно, содержится более полная информация, но
ключевые документы пересылаются в хранилище при нашей корпоративной системе. У
нас эти документы складываются или по объектам, или по организациям. По запросу
на организацию мы знаем о всей
деятельности организации на её объектах. По запросу на объект мы знаем,
какие организации на нём работают или работали и какие события на этом объекте
происходили. Это строго служебная система и доступ к ней имеет ограниченный
круг пользователей.
Так организован документационный
регламентный обмен информацией с выборочным доступом к единым ресурсам. Для
различных организаций - пользователей в системе мы делаем витрины данных.
Департаменту муниципального жилья мы отдаём объекты ввода, к примеру, в 2003 году, хотя в системе
содержится гораздо больше информации. На интересующие их объекты они имеют
полный доступ. Со своей стороны, от них
мы тоже получаем в систему определённую информацию, например, о
зарегистрированных инвестиционных контрактах. Такую же работу мы проводим с
МосгорБТИ , Москомземом и другими организациями.
-
Как
Вам представляется развитие Вашей системы в перспективе?
-
Для
информационного обеспечения социально-экономического развития Москвы как
информационного общества от всех комплексов городского управления требуется ещё
более активное внедрение современных информационных технологий, форсированное
развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая должна
обеспечить доступ москвичей к информационным ресурсам города. Это, в свою
очередь, должно качественно улучшить их жизнь, изменить взаимоотношения граждан
и общества, сделать более прозрачной работу органов городского управления и местного
самоуправленния. Если сегодня в Москве численность работников строительной
отрасли составляет свыше 900 тыс. человек, с одной стороны, на каждого
строителя на площадке по статистике работают 45 смежников, то это означает, что
строительный комплекс во многом определяет уровень развития города в целом.
Сегодня наблюдается большой интерес к информации во
всех сферах жизни города. К примеру, Градостроительный кадастр у нас работает в
полном объёме: инвесторы, которые хотят понять, где им строить, могут заказать
градостроительную справку, где будет представлена полная информация по участку
строительства (регламенты, режимы и т.п.).
Для удовлетворения потребности жителей
города в информации, необходимой для обеспечения прав граждан в социальной,
жилищной и градостроительной сферах (от генплана города и градпланов округов
до планов застройки на уровне микрорайонов и отдельных
территорий) компанией IBS создаётся публичный интернет-портал, пилотный проект которого будет запущен к концу года.
Уже сегодня в интернет мы выставляем новостную и справочную информацию на
общепринятой основе.
Что касается самой Телесети. Сегодня мы создаём уже
третью версию этой системы. Часть блоков находится в промышленной эксплуатации, а часть – ещё в
решении. Сегодняшний уровень развития системы
требует смены базовой платформы. Система постоянно наращивается. Главное
состоит в том, чтобы информации из нашей
системы поверили и органы
государственной власти, и предприниматели, и простые москвичи.
Для коммерческих структур будет организована
трёхуровневая система – Каталог услуг и продукции, который будет вестись с их
участием. Подключение коммерческих
структур напрямую к системе будет возможно только после запуска публичного
портала.
По распоряжению Правительства в нашу Корпоративную
Телесеть мы сегодня подключаем государственные городские организации по
соответствующему регламенту. Очень плотно мы работаем по интеграции
информационных систем с Комплексом по имущественно-земельным отношениям, с
Комплексом экономической политики и развития в части формата обмена и
формирования инвестиционных программ, с Комплексом социальной сферы по
установке витрин данных, например, для Комитета культуры. И при этом никто в
управленческую деятельность друг друга не вмешивается: всё замыкается на
стандарт обмена информацией.
-
В конце
сентября, традиционно, при активном участии вашего Комплекса был проведён
очередной ежегодный семинар “Информационные ресурсы Москвы – 2002”. Какой
главный итог в развитии информатизации города отразил этот представительный
семинар?
-
Нужно отметить,
что на этом форуме мы щедро делимся нашим опытом со всеми специалистами в
области информатизации. И наш опыт оказывается востребованным на каждом таком
семинаре, что отражает факт серьёзности работ по развитию информатизации
Москвы. При этом учимся сами, так как полное понимание приходит при тесном
общении с коллегами и специалистами IT-компаний.
Главным же индикатором серьёзного движения вперёд в
части освоения информационных технологий стало обсуждение на семинаре
возможности реализации безэтапной технологии внедрения информационных
систем. Это принцип принципов, поскольку говорит о таком высочайшем уровне
технологических решений, когда профессиональный системный интегратор во
взаимодействии с заказчиком может в кратчайшие сроки внедрить эффективную
информационную систему на объекте этого заказчика. Таким образом, сегодня
прикладной программный продукт вышел на качественно новый уровень своих коммуникативных возможностей. В
синтезе специалиста-предметника и грамотного
разработчика информационных систем
таится колоссальный потенциал внедрения в практику хозяйствования самых
передовых систем обработки информации и принятия на этой основе оптимальных
решений управленческого характера, что и знаменует наступление времени нового
уровня информационных технологий.
Семинар показал значительно возросший уровень
информационной подготовки как заказчика, так и разработчика, а самое главное –
мы приблизились к той “золотой середине”, когда появилась реальная возможность
говорить об их согласованной равноправной работе по внедрению
информационных систем, которые могут стать в руках профессионала реальным
инструментом повышения качества управления строительной отраслью города.