Самое сложное, что Москомархитектуры приходится испытывать на сегодняшний день – это ввод в действие нового Земельного кодекса. Никто не сомневается, что это прогрессивный документ, никто не сомневается, что он важен для дальнейших путей развития нашей страны, а вот насколько российские города, в том числе и город Москва, подготовлены с точки зрения юриспруденции к практической реализации его норм и уложений - вот здесь есть определённые вопросы.
К появлению нового Земельного кодекса столица
оказалась готова лучше других городов
страны по причине того, что разработан новый Генеральный план развития Москвы
до 2020 года. Этот документ имеет несколько другой окрас, чем Генплан 1971
года. И московские архитекторы чётко знают, что можно, а что нельзя допускать
на той или иной городской территории.
Чтобы было понятно, насколько сложна ситуация, нужно
отметить, что главный вопрос, который поставил Земельный кодекс, заключается в
том, что практически любое муниципальное или федеральное предприятие, которое
обладает на сегодняшний день городской землёй и имеет своё имущество на этой
территории, может поставить перед городом вопрос о получении в двухнедельный
срок данного земельного участка в свою собственность. И в двухнедельный срок
город должен всё это оформить.
В этой ситуации то, что Москомархитектуры за прошедшие
пять лет удалось сделать в русле разработки и утверждения Генерального плана,
позволяет обеспечить надёжную защиту городских территорий. Это даёт возможность в точном соответствии с
Генеральным планом на правовой основе ориентировать развитие городских
территорий, в том числе и тех, на которые оформлены права собственности
согласно новому Земельному кодексу.
Если говорить о других достижениях комплекса
московской архитектуры, то утверждение охранных зон памятников архитектуры по
всей территории города – выдающийся результат деятельности сотрудников
Москомархитектуры. На сегодняшний день
эти охранные зоны являются законным явлением, позволяющим быть уверенным в
сохранении исторического облика Москвы.
Кроме того, определена территория природного комплекса, которая не подлежит застройке. Отныне эта территория должна всемерно развиваться только в плане озеленения, культивации и других благоустроительных работ, а это, ни много ни мало, 25% общей площади города. По этому животрепещущему вопросу принят соответствующий Закон города Москвы. В результате, от безрассудной приватизации земли спасены те общественные пространства, которые таковыми должны оставаться ради сохранения нормальных условий жизни человека в городской среде Москвы.
Безусловно важной заслугой Москомархитектуры, является и то, что без архитекторов в городе не принимаются решения в двух принципиальнейших вопросах. Во-первых, при землеотводе решение принимается только после согласованного домостроительного заключения. Это уже стало практикой. Во-вторых, на территории города уже пять лет действует Закон, гласящий, что без согласования с Экспертно-консультативным общественным советом города Москвы, который возглавляет ректор МАРХИ, не может быть утверждён ни один проект.
Александр Викторович особо подчеркнул, что руководство Москвы на сегодняшний день с уважением относится к профессии архитектора и понимает, что без градостроительного планирования город не может существовать. Несмотря на все сложности, которые возникали за прошедшие годы, в структуре управления городом сохранены все архитектурные подразделения. И это очень важно, поскольку они могут существовать только на бюджетном финансировании: на проведение градостроительных работ столицы ежегодно выделяется до 100 млн. рублей. Поэтому московские архитекторы, не отвлекаясь от творческих задач на поиск финансовых средств, могут спокойно заниматься градостроительным проектированием, которое должно быть сугубо профессиональным, проходить профессиональные экспертизы, утверждаться в том или ином виде, не подвергаясь чужому влиянию.