Сергей
БОРОДИН
Напряжённый ритм современной цивилизации существенным
образом влияет на биологию и психику человека. Мир стал настолько прозрачным и
общедоступен, что человеку сегодня практически невозможно укрыться от
пристального внимания других людей. Географическая удалённость, уединённость
проживания, недоступность собственного жилища – всё это в век всеохватности
информационных технологий, телекоммуникаций и транспортной инфраструктуры уже
не позволяет людям уединяться для снятия последствий психического давления на
их психику человеческих масс. Люди масс-общества перестали церемониться с
извечными этическими понятиями в своём неугасающем желании вторгнуться ради
удовлетворения своего праздного любопытства во внутренний мир отдельного
представителя такого общества. Постоянный пронизывающий контроль и наблюдение
за личной жизнью человека разъедает его
душу, наносит ему психологическую травму.
Поэтому стремительное распространение за последнее
время такого явления, как «аутизм» (нарушение связи человека с окружающим
миром, его психическая самоизоляция, ограниченность восприятия пространства и
сверхзамкнутость), следует рассматривать в качестве естественной реакции
организма человека на негативно-психическое воздействие на него окружающей
среды. Особую опасность для нравственного здоровья общества представляет
увеличение числа случаев раннего детского аутизма. В России до настоящего
времени не было ни одного государственного специального реабилитационного и
образовательного учреждения для аутичных детей. А ведь если аутичный ребёнок в
детстве лишён возможности своевременно получить профессиональную помощь
специалистов, нарушение его психики принимает необратимый характер с переходом
в тяжёлую форму психической инвалидности.
В связи с этим, создание в Москве
учебно-воспитательного комплекса (УВК) № 1831 для детей с ранним аутизмом –
неоценимый по своей важности гуманистический акт. Реконструкция старого
детского сада, произведённая по нестандартному проекту одного из ведущих
современных московских архитекторов Чернихова Андрея Александровича в соответствии с распоряжением мэра Москвы
Ю.М. Лужкова по заказу Ассоциации помощи аутичным детям «Добро», позволила сотворить уникальные внешние и внутренние
пространственные формы УВК № 1831, которые способствуют гармонизации
внутреннего мира ребят.
Архитектурно-дизайнерское решение проекта основано на
применении в плоскостной и объёмной формах различных символов, известных людям
испокон веков. Подсознание аутичного ребёнка «считывает» с элементов
архитектуры здания и дизайна его интерьеров глубинные знания человечества,
представленные в символической форме. С древнейших времён мудрецы использовали
психическую энергоёмкость символов для восстановления физического и
психического здоровья человека. Это свойство в полной мере относится и к таким
классическим геометрическим фигурам, как круг, квадрат, треугольник. Различные комбинации этих сакральных
символов, изображённых в росписи на стенах и потолках, выполненных в виде
проёмов, окон, дверей, декора оказывают на детей мощное психокорректирующее
влияние.
Отменно владея символическим письмом на базе геометрической
азбуки, архитекторы и дизайнеры мастерской во главе с профессором Всемирной
академии архитектуры А.А. Черниховым своим архитектурным шедевром фактически
составили информационное послание всем аутичным детям. Этим посланием,
содержащим в себе на уровне художественных образов базовые основы человеческой
культуры, Андрей Чернихов апеллирует к подсознательной стороне личности
маленького человека, минуя «железный занавес» аутизма его сознания: форма,
цвет, интерьерные композиции несут в себе ту самую недостающую ребёнку часть
энергии жизни, которая способна вывести его из состояния аутизма.
Комплекс УВК № 1831, введённый в эксплуатацию в
декабре 1999 года, знаменует собой внедрение в архитектуру нового времени
принципа психокоррекции человеческого сознания, повреждённого многочисленными
стрессовыми ситуациями. Всё это воочию демонстрирует, что Андрей Чернихов своим
архитектурным творчеством совершил рубежный прорыв в осмыслении жизненных
реалий современности.