| содержание раздела | главная страница |

 

Сергей БОРОДИН

 

 

                                                              

АКТЁР ИСКОННОЙ РОССИИ

 

Ульянов Михаил Александрович родился 20 ноября 1927 года. Художественный руководитель Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.

 

Начало артистической судьбы Михаила Александровича относится к 1944–1945 годам, когда он учился в студии при Омском театре, после чего продолжил театральное образование в Щукинском училище при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова.

 

Вся его дальнейшая творческая судьба неразрывно связана именно с  Вахтанговским театром. Сначала он, как повелось, был актером на замену, но длилось это недолго. Уже в первое десятилетие работы в театре Ульянову поручались самые разнообразные роли. Трудно выделить творческое амплуа актёра в этот период его театральной деятельности, поскольку сыгранные им  роли были очень разноликими. Он играл как в классических постановках, так и в современных. Казалось, на таком стабильно-среднем уровне и будет проходить вся его последующая театральная жизнь.

 

Однако в роли Рогожина (инсценировка романа Ф.Достоевского «Идиот») талант Михаил Александрович заблистал с новой силой живыми, полноцветными красками. Перед театральной Москвой предстал самобытный актёр, в неподражаемой игре которого отчётливо просматривались замечательные традиции русской театральной школы. Так совпало, что практически параллельно с работой над ролью  Рогожина ему удалось создать ещё и образ своего современника в пьесе А. Арбузова «Иркутская история», который стал знаковым для поколения шестидесятников. После этих ролей имя Михаила Ульянова прочно вошло в анналы отечественного театрального искусства.

 

Первые опыты работы в кино успеха актеру не принесли. Дебютировав в 1952 году ролью Якова Лаптева в фильме «Егор Булычев и другие», Ульянов несколько лет пребывал в забвении. Всё разом изменилось, когда он получил приглашение сыграть главную роль в поэтической эпопее «Добровольцы» (1958г. После триумфа фильма за Ульяновым надолго закрепилось амплуа положительного героя.

 

Переломные для советского общества 60-е годы ХХ века, годы хрущовской оттепели, вызвали к жизни нешаблонных, ищущих, могучих личностей, характеры которых великолепно воссоздавал Михаил Ульянов в кино. Отец Ульянова был председателем колхоза, что возможно повлияло на  выбор исполнителя главной роли в фильме «Председатель» (1964 г.). В результате, образ председателя Трубникова стал классикой советского кино.   Исступленный мятежник Митя Карамазов («Братья Карамазовы», 1968 г.), маршал Жуков, настолько достоверный, что многие зрители сразу же совместили актера и его персонаж в единое целое – эти и многие другие работы актёра вписаны в золотой фонд отечественного киноискусства.

 

В 1969 году Михаилу Ульянову было присвоено звание «народный артист СССР». А в следующем году Ульянов великолепно, с неистовым актерским бесстрашием исполнил трагикомическую роль генерала Чарноты киношедевре «Бег». Одержимость доброделанием, страстная жажда справедливости, гражданский пафос, стремление к правде – вот стержень яркой индивидуальности Ульянова. В то же время ему свойственны состояние творческой неуспокоенности, сомнений и неудовлетворенности, неистребимая жажда работы, поисков и экспериментов. Своеобразным подведением творческих итогов стала для Ульянова работа в камерной психологической драме Юлия Райзмана «Частная жизнь» (1982 г.), где Ульянов играет роль вышедшего на пенсию крупного социального работника, на склоне лет переосмысливающего свою жизнь. Драматическая проникновенность его игры  настолько сильна, что и по сей день будоражит зрительскую аудиторию. Этой работой Михаил Александрович подвёл определённую черту под своей творческой деятельностью предыдущих лет.

 

 На театральных подмостках артиста также привлекают характеры сложные, противоречивые, мощные и парадоксальные, в частности Антоний  в спектакле «Антоний и Клеопатра» (1971 г.). В 1976 году Михаил Ульянов вновь играет в трагедии Шекспира  «Ричарда III». В последующие годы он сыграл в театре роль Ленина в постановке Р. Стуруа «Брестский мир», Цезаря в инсценировке по роману Т. Уайлдера «Мартовские иды», Шмагу в блистательном спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые».

 

Много и интересно работает М.А.Ульянов на телевидении и радио, а в  1973 году он дебютировал как режиссер, поставив на сцене Вахтанговского театра пьесу В. Розова «Ситуация». В 1976 году был сорежиссером в постановке «Ричарда III», в 1979 году осуществил постановку эпического романа В. Шукшина «Я пришел дать вам волю» и сыграл в нем Степана Разина, в 1985 году поставил сатирический памфлет американского драматурга Д. Харси «Скупщик детей».

 

В 90-е годы Михаил Ульянов снимается по-прежнему много и успешно.  Диапазон фильмов с участием артиста весьма широк – от жутковатого социального фарса Михаила Пташука «Кооператив "Политбюро"» (1992 г.) до оптимистической комедии Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо» (1995 г.). В 1999 году Станислав Говорухин решился на вольный римейк старого голливудского триллера «Жажда смерти», поименовав его «Ворошиловским  стрелком», заглавная роль в котором досталась Ульянову. Участие артиста в этом неоднозначно воспринимаемом кинопроекте принесло ему премию «Ника»: он с пугающей убедительностью сыграл в фильме пожилого киллера, хладнокровно и изобретательно мстящего насильникам своей внучки.

 

Михаил Ульянов – лауреат Ленинской и Государственной премий,  Герой Социалистического Труда. Награждён  орденами Ленина и Октябрьской революции. Удостоин театральной премии «Золотая маска» и премии Деловых кругов «Кумир» «За высокое служение искусству». На Международном кинофестивале в Венеции в 1982 г. награжден Золотым призом.

 

Многогранность характера Михаила Ульянова чётко прослеживается и в его общественной деятельности. Он занимал должности секретаря правления Союза кинематографистов СССР, председателя правления Союза театральных деятелей РСФСР, председателя Союза театральных деятелей России. Избирался народным депутатом СССР, являлся членом Центральной ревизионной комиссии КПСС и ЦК КПСС. С 1996 г. является Почетным Председателем Союза театральных деятелей России. Написал три книги: «Моя профессия», «Работаю актером», «Возвращаюсь к самому себе».

 

Жена Михаила Александровича – Парфаньяк Алла Петровна, заслуженная артиста России, актриса театра им. Евгения Вахтангова. Их дочь – Елена, стала художницей, а любимая внучка Лиза  – самая большая радость дедушки.

 


| начало документа | содержание раздела | главная страница |



Hosted by uCoz