В период безвременья школу всегда и все ругают,
огульно демонизируя её как таковую. При этом считается правилом хорошего тона
списывать на корпус школьных учителей
едва ли не все общественные хвори. Вызвано это тем, что обвинять в некомпетентности
или должностной недоработке школьных педагогов для различных витийствующих
общественных деятелей вполне комфортно. Такая хула вполне безопасна для их
имиджа в глазах общественности, и даже может прибавить им веса в рейтинге
популярности, поскольку хорошо
образованные и преуспевающие дети социально активной части общества всегда
являлись средством престижных ожиданий
их родственников. А отсюда проистекает, особенно в смутные времена, повышенная
готовность родителей к обвинению школьных учителей в причине любых жизненных
неудач их любимых чад. Отстаивать же ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО школьного учителя по
существу некому. Так чиновники от образования вынуждены занимать компромиссную
позицию даже по поводу откровенно
необоснованных претензий граждан к школе, поскольку хорошие взаимоотношения с
властями, зависимыми от электоральной поддержки своей деятельности, сказываются
на уровне материальной обеспеченности образовательной системы в целом. Сами же
учителя редко отваживаются на публичную отповедь своим гонителям, так как в таком случае риск потерять работу, которая
во многих регионах страны даже несмотря на смехотворно низкую оплату является
единственным источником существования, равен почти ста процентам – конфликтный
учитель не удобен для любой образовательной структуры.
Если же оценивать роль
школы в обществе с позиции комплексного подхода, то следует однозначно
констатировать системный кризис российской сферы образования. Образовательный
комплекс относится к инерционным системам
с повышенным порогом устойчивости. Чтобы достичь порога устойчивости
таких систем, нужно кропотливо и целенаправленно расшатывать их основные
системообразующие факторы, не считаясь при этом ни с материальными, ни с
временными затратами. Как известно, превышение порога устойчивости системы
приводит к её разрушению. Системный кризис образования в нашей стране состоит в
достижении порога собственной устойчивости. В подобных случаях теория
предполагает выделение из исчерпавшей все свои внутренние возможности развития
системы новой системы, параметры которой предполагают как потенциальное её
самосовершенствование, так и способность выдерживать внешние неблагоприятные
воздействия, или полный крах данного направления деятельности.
Понятно, что крах образования повлечёт за собой и развал
государства из-за отсутствия квалифицированных отправителей его функций.
Поэтому уже сейчас соответствующие государственные структуры в меру своего
осознания причин и следствий ситуации, сложившейся в отечественной педагогике,
предпринимают определённые шаги в направлении спасения этой важнейшего ресурса
нации. Системный анализ этих шагов, к важнейшему из которых следует отнести
разработку и публичное обсуждение проекта Национальной доктрины образования в
Российской Федерации, позволяет усомниться в их согласованности и
соотнесённости. Но более всего настораживает тривиальная попытка устранить
следствия вместо выявления главного элемента кризисных явлений и радикального его оздоровления, что позволит
преодолеть кризис, проявив систему нового качества.
26.08.2000
Сергей Бородин