Непредвзятый историко-философский анализ русской
общественной мысли позволяет внести, наконец, ясность в вопрос о нашествии на
Русь многочисленных псевдорелигиозных сект и новоявленных пророков. Именно,
непредвзятое, объективное и уважительное к разуму наших предков рассмотрение
такой животрепещущей проблемы в её историческом аспекте позволяет ощутить твёрдую
почву под ногами. Заветы наших мудрых предков, адресованные теряющим разум
потомкам, вписаны в анналы истории Руси аршинными буквами. Но
"слепые" разумом русичи конца ХХ века не могут распознать обращенные
к ним письмена. И что вдвойне печально – современные духовные поводыри русского
народа вместо открытия нам света этих нетленных истин ещё плотнее заслоняют от
нас их свет.
Все те, кто хотя бы раз занимался воспитанием
молодёжи, знает о самом действенном элементе этого процесса – о доверии человеку.
Да, конечно, далеко не все воспитатели обладают мужеством доверять воспитуемому
те или иные ответственные поручения. Легче, надёжнее и спокойнее читать ему
нотации, так сказать, теоретически воспитывать или держать его под своим
жёстким контролем, не позволяя ему и шага ступить самостоятельно. Те же
воспитатели, что в полной мере способны оказать доверие своему воспитаннику
свершать самостоятельные поступки, - Педагоги с большой буквы. При этом они
многим рискуют, внутренне переживая за своего воспитанника так, что порой
сердце не выдерживает подобных стрессов. И всё же в большинстве случаев им
удаётся воспитать настоящих людей, способных на великие дела. Такой же подход
должен превалировать и в вопросе привнесения в страну новых идей, новых
принципов жизни, новых точек зрения на человека и его место во Вселенной.
Русские религиозные философы начала века, изучая
народные быт и нравы, пришли к одному общему выводу – русским свойственна
склонность к религиозному опыту. Даже в рамках школьного курса история наших
пращуров достаточно чётко выявляет традицию русских воспринимать, изучать,
осмысливать, проживать всё новое, неизведанное, помогающее лучше разобраться в
себе и в жизни, чтобы лучше соответствовать божественному промыслу. На Русь
приходили мудрецы и учёные как Востока, так и Запада. Целые народы вливались в
Русь, неся с собой свою самобытную культуру. Уникальность же сознания русского
человека – в его безграничности и незашоренности. Чистота помыслов вела древних
русичей к осознанию философско-религиозных концепций, приносимых на их землю из
чужедальних стран. Душа народная, пропуская через себя очередное новое учение,
верша, тем самым, новый религиозный опыт, впитывала в себя всё истинное и
отвергала ложное. Так шло развитие общественной мысли Руси. Духовные пастыри
доверяли своему народу: они знали и верили, что ничего грязного не прилипнет к
его чистому сознанию. Доверяя, им не нужно было стращать свою паству всякими
ужастями и карами. Вот что завещано нам пращурами.
Теперь о нашей действительности. В наше духовное
пространство вторглась масса религиозных, философских, оккультных, сатанинских
и псевдонаучных систем отправления различных верований и культов.
Общественность и традиционные религиозные конфессии уже более 10 лет бичуют все
эти новоделы: запретить, изгнать, остановить, ликвидировать и т. д. и т. п. И
что же? В условиях открытого общества и современных средств телекоммуникаций
остановить проникновение всех вышеперечисленных систем нетрадиционных верований
просто невозможно. Обличение их с амвона в бесовской сущности тоже не помогает.
Как говорится, запретный плод сладок, и всё большее число наших сограждан с
увлечением отдаются какой-нибудь приглянувшейся им духовной практике.
Получается, что духовное пространство России на данный момент разобрано по
кусочкам. И что же делать дальше? Уже ясно, что продолжение патетики обличения
в сектантстве всех и вся приводит к противоположному результату. Общество
топчется в этом вопросе в тупике, теряя своих сородичей во мгле этого самого
сектантства. Так, где же выход из этого мировоззренческого тупика? За кем идти?
Кого слушать?
А нужно-то всего лишь прислушаться к голосу предков. И
услышать тогда можно будет вот что.
Во-первых, всем борцам с религиозной экспансией
следует успокоиться, переосмыслить ситуацию и далее руководствоваться только
исконной мудростью своего народа.
Во-вторых, духовным институтам общества необходимо
выйти из состояния самоизоляции, развернуться лицом к ищущим истину, перестать запугивать людей и, самое главное,
всецело довериться непогрешимой душе народа Святой Руси.
Почему мы загнали себя в состояние поражения? Почему
мы безапелляционно приговорили свой народ к распятию в сектах? Это от нашего
собственного посрамления в стойкости веры, от нашего фарисейства и
книжничества.
Сейчас нужно во всеуслышанье заявить о вере в свой
народ, в несгибаемость его духа. Как это всегда бывало в славной истории
русского народа, его соборное сознание,
которому изначально свойственны всеохватность, здравый смысл и чистота, всё то
новое и необычное, что принесено сегодня в духовно-нравственное пространство
России, переработает, переосмыслит, что-то возьмёт в национальную копилку, а
что-то выкинет за ненадобностью вон из страны.
Сегодня любому мыслящему человеку понятна причина
взрывоподобного развития сектантства (на настоящий момент в России действует
свыше 6000 различных сект, в том числе и христианских), но в обществе почему-то
господствует напряжённое замалчивание этой причины. И государство, и церковь, и
миряне придерживаются устраивающей всех позиции обличения только внешних
истоков духовной агрессии. Но ведь многолетнее пышное процветание в России
альтернативных систем верований говорит само за себя: значит, есть для этого
почва, значит, людей не устраивают существующие традиционные конфессиональные
рамки разрешённых форм вероисповеданий. Люди интуитивно чувствуют дисгармонию в
общественной жизни и неосознанно ищут душевного равновесия, зачастую выходя при
этом за пределы устоявшейся в стране
религиозной палитры.
Можно констатировать поэтому, что причина сектантского
разгула – внутри каждого из нас, в том
числе и внутри священнослужителей традиционных конфессий России. И основной
упор в борьбе за души людей, исходя из этого, следует делать не на обличении и
запрещении, а на собственном очищении и избавлении от отживших форм и методов
духовной помощи людям. Когда страна подвергается военной агрессии, тогда всё
всем понятно: враг известен и народ поднимается на битву с этим внешним врагом.
Когда же осуществляется духовная агрессия, то как-то неуместно говорить о
внешнем враге, поскольку враг постоянно
оживает внутри каждого из нас. Это гораздо опаснее и страшнее. И духовники,
окормляющие народ, призваны бороться именно с этим, засевшим в душах людских,
врагом. Изматывающее же противоборство с внешними организационными формами
прелести, только отражающими незримую духовную битву в душах людей, – это
всего лишь борьба с ветряными
мельницами.
Многотысячелетний опыт духовных побед в перманентном
сражении с силами тьмы, оставленный в назидание нам нашими предками,
показывает изначальную неуязвимость святая святых души народа перед
искусителем. Но этот же опыт говорит и о другом: народ, осознающий себя единым
организмом, включает механизм спонтанного самоочищения, защищаясь тем самым от
негативных влияний в случае неспособности устоявшихся духовных институтов
сохранить чистоту общественных отношений, упредить установление в обществе
атмосферы разврата, гнусности, морального разложения. При этом узаконенная,
читай, омертвевшая, система духовного водительства граждан страны отодвигается
на периферию общества. Похоже, что именно такую ситуацию мы сейчас и переживаем
– русские по духу люди интуитивно ищут мировоззренческие концепции, наиболее
действенные для выживания и развития нашего народа.
Так что на расцвет нетрадиционных духовных течений
следует смотреть, как на процесс стихийного исследования нашим многомудрым
народом самых разных мироустроительных идей с тем, чтобы найти среди них те,
что усиливают его природную жизнестойкость в мире рушащихся идеологий,
философских парадигм и всевозрастающего хаоса в головах и душах людей. И,
наверное, уже никакие меры административного воздействия или обнародование устрашающих антисектанстских реляций делу не
помогут.
Ещё раз повторюсь, религиозным деятелям и
государственным чиновникам нужно уметь доверять своему народу, его мудрости,
стремясь при этом к чистоте собственных помыслов и высокому строю души. Именно
в подобной личной духовной гигиене и состоит реальный вклад каждого из нас в
осуществлении общепланетарной миссии русского народа по духовному возрождению
всего человечества.
Кстати, многие пришлые духовные учителя,
организовавшие у нас эти самые многочисленные секты и проповедующие иноземные
духовные учения, жалуются в последнее время на наш народ. Мол, после ажиотажной
популярности этих самых учителей, многочисленности новых адептов, открывавшихся
завораживающих перспективах, в том числе и финансового плана, вдруг неожиданно происходит массовое
охлаждение людей к очередному гуру и его ашраму. И ему, бедняжке, приходится
тосковать в окружении единиц «преданных»
фанатов, финансовое состояние которых, как правило, оставляет желать лучшего.
Остаётся только пожалеть новоявленных пророков и неомиссионеров: соборное
сознание русского народа через опыт духовных практик впитало в себя все
полезные знания, что содержались в их учениях, и устремилось далее. При таком
раскладе можно дать только единственный совет этим бедолагам – пора собирать чемоданы и убираться восвояси
по причине духовной бесплодности их учений.
Я верю в свой народ. Стараюсь чутко прислушиваться к его нравственным исканиям в период
переживаемого нами безвременья. Я уверен, что у нас принципиально не смогут
прижиться всякого рода низкопробные культы. Святая Русь выйдет из огня
испытаний обновлённой, сильной, уверенной в своём приобщении к Истине, свет
которой она будет щедро дарить страждущим и заблудшим.
20.051999
Сергей Бородин