Раздробленное общество, отчуждённые от своих родов
люди, хаотичная хозяйственная деятельность, расщепление науки по узким, невзаимосвязанным поисковым направлениям исследований,
отраслевой принцип построения промышленного производства, приводящий страну к
деградации её индустрии, фрагментарное мировоззрение сограждан – всё это и ещё
много других прегрешений народная молва относит на счёт нашей национальной
интеллигенции. Как ни крути, а у кормила правления страной всегда стоят
интеллигенты. И даже в советское время, когда теоретически власть принадлежала
рабочим и крестьянам, страной руководили интеллигенты, в ряды которых эти самые
рабочие и крестьяне вожделенно стремились влиться как только для этого предоставлялась
возможность. Вот такая она заразная – эта “прослойка”, в которую почему-то
устремляется самая социально активная и наиболее развитая часть любого общества
“западного” типа. Посвящение в интеллигенцию происходит с помощью системы
образования. Большинство людей, исключая разве что творческих работников,
которые идут в элиту общества неповторимо-уникальными путями, фиксируют свой
статус интеллигента дипломом о высшем образовании, а также той или иной его
разновидности.
Обретение статуса интеллигента сразу ввергает человека
в водоворот перманентной борьбы за право
публичного оглашения результатов своего умственного труда, что сопровождается
жестким противостоянием интеллигенции
естественнонаучного и гуманитарного профилей за пальму первенства в формировании
и осуществлении государственной политики
в области общественных отношений. Длящееся уже без малого триста лет
непримиримое противоборство интеллигентов разного профиля образования за право
доминирования в жизни общества было спровоцировано предметной
специализацией интеллектуальной деятельности. Как только последние так
называемые учёные-энциклопедисты сдали свои позиции на научном поприще –
конфликт между “физиками и лириками” перешёл в открытую фазу.
Суть конфликта состоит вот в чём.
Гуманитарии претендуют на роль людей, обладающих более
высоким уровнем мышления, позволяющим им понимать макрозакономерности развития
событий в государственном или общемировом масштабе. По их глубокому убеждению,
именно к такой роли в жизни общества или сообществ подготавливает человека
специфика гуманитарного образования, согласно которой он обучается
абстрагироваться от частного ради общего. И что весьма не маловажно,
гуманитарий – это кладезь фактологических знаний, с помощью которых легко можно
подобрать аналог происходящему в реальности из багажа исторического опыта
человечества.
Специалисты естественнонаучного профиля полагают, что
без учёта частных факторов, определяющих общее, нельзя добиться качественной
оценки ситуации и принять оптимальное решение. Изучив фундаментальные основы
сущего в соответствии с методологией и содержанием преподаваемых
естественнонаучных учебных дисциплин,
естественник на основании этого базиса теоретически должен успешно
выстраивать и надстроечные обществоведческие модели развития.
Таким образом, общество колеблется в своей
жизнедеятельности то в сторону социальной утопии, когда у власти стоят
гуманитарии, принимающие слабообеспеченные доказательной базой решения, то в
сторону всеобщей нормативности, если у власти находятся естественники, в
большинстве своём неспособные за частными социальными явлениями распознать
общие закономерности. И те, и другие являются по сути дела консерваторами,
абсолютизируя ту систему ценностей, что была им
навязана в процессе образования. Памятуя о том, что знания, полученные в
институте, устаревают уже через три года, а в течение десятилетия способна
кардинально измениться их содержательно-смысловая сущность, можно смело утверждать об ущербности каждой
из сторон спора в отдельности. Разрешение такого бинарного идеологического
примитивизма состоит только в соединении двух подходов воедино.
В шестидесятые-семидесятые годы XX века была предпринята титаническая попытка
объединения гуманитариев и естественников в такой экзотический персонаж
общественной жизни, как “физик-лирик”. К сожалению, эти особи были слишком
нежизнеспособны и поэтому к девяностым годам о них уже никто ничего не слышал.
К власти же прорвались гуманитарии, пиррова победа которых ознаменовалась
утопическими попытками построения общества свободных рыночных отношений, то
есть общества западного типа. Эти деятели, витающие в облаках глобализации
всего и вся, своими оторванными от реальной почвы государственными решениями
так изуродовали народ, что впервые за всю историю своего существования русские
оказались на грани полного исчезновения. Естественно предположить, что маятник
востребованности в ходовую рубку российского государственного корабля должен
теперь качнуться в сторону кормчих с естественнонаучной подготовкой. Тогда
наступит период стабилизации, как уже отмечалось выше, за счёт доминанты
частностей в ущерб общему.
Но, судя по состоянию общественного здоровья России,
времени на отстройку стабилизационных мероприятий нет. А в состоянии цейтнота
естественники, как показывает практика XX века, теряются, что подвергает их опасности
следования ложным парадигмам развития государства не в меньшей мере, чем их
оппонентов – гуманитариев.
Ситуация с кадровым составом капитанского мостика была
бы патовой, если бы не одна маленькая деталь. Громя и разваливая отечественную
промышленность, научно-исследовательские институты, конструкторские бюро,
вузовскую науку технической направленности, гуманитарии невольно выступили
прародителями нового общественного сословия, как будто волей самого провидения
подвигнутого по своему образовательному цензу и жизненному опыту к служению народам российским на всех уровнях
государственного управления. Пришла пора определить этот слой населения страны
как сословие государственных служивых людей, в противовес аморфной массе
чиновников-временщиков, все потуги которых сосредоточены исключительно на
своекорыстных интересах выгодоприобретания.
Исходной базой нового сословия стали специалисты
инженерно-технического состава.
Одной из фундаментальных тенденций социально-экономического
развития нашей страны во второй половине XX века являлась массированная (другое слово здесь
трудно подобрать) государственная программа подготовки специалистов инженерного
профиля. Высшие учебные заведения политехнической направленности абсолютно доминировали
в системе высшего образования. Чрезвычайной популярностью пользовались и
средне-технические учебные заведения (техникумы). Этому явлению есть несколько
расхожих объяснений. Одно из них – бурное развитие промышленности и
необходимость создания и поддержания технических средств обороны Советского
Союза; другое – технократической цивилизации западного типа, которая всё более и более утверждалась на нашей
планете, требовался обслуживающий персонал во всё большем и большем количестве.
Можно привести ещё целый ряд других обоснований массовости инженерной
подготовки населения страны. Все они, без сомнения, верны в той или иной
степени.
Но вот, начиная с горбачёвской эры правления,
показатели промышленного производства неуклонно начинают сокращаться. Ну а с
приходом Гайдара великая индустрия Страны Советов просто рухнула и к началу XXI столетия от неё осталась лишь бледная тень. И весь
многочисленный инженерный корпус страны в одночасье оказался не у дел. Памятуя,
что ничего в жизни не происходит случайно, многие мыслители задались вопросом о
подспудных причинах этого процесса. И лишь в конце десятилетия свободнорыночной
вакханалии был найден ответ на поставленный вопрос.
Живая Земля после долгого великотерпения глупостей
человеческих, после того, как отчаялась дождаться от Человека Разумного
прозрения в своём амбициозном и закостенелом невежестве, приводящем к
необратимости процесса его самоуничтожения с помощью игрушек технического
прогресса, дала импульс к саморазрушению техногенной среды обитания, рабом
которой стал близорукий и несмышлённый человек. Таким образом, Земля запустила
процесс самоочистки своей поверхности от грязи, болезней и опухолей
рукотворного характера, подрывающих основы
существования планетарной биосферы. В результате этого импульса началось
разрушение техногенной цивилизации, неестественной для природы всего живого на
планете.
Инженерный состав, образованный вроде бы для создания
и поддержания техногеники, оказался в числе первых землян, осознавших всю
пагубность и ложность современного развития человеческой цивилизации. Волею
судеб оторванный от предмета своей профильной специализации
инженерно-технический корпус на системном уровне освоил и гуманитарную сферу
жизнедеятельности общества (к слову, гуманитариям освоить техническую область
знаний при аналогичных обстоятельствах невозможно по принципиальным причинам).
Произошло то самое совмещение гуманитарного и естественнонаучного направлений
разделённого когда-то единого знания гармоничной Жизни и восстановление
истинного человеческого мировоззрения. Носителем концептуальной базы этого
мировоззрения, на основе которого только и сможет возродиться Россия, а вслед
за неё и вся мировая цивилизация, в общественной жизни выступает новое
сословие, выросшее из среды людей инженерно-технического труда. Сами же
представители этого сословия называют себя РОДОМЫСЛАМИ. Это
древнерусское слово имеет глубинный смысл служителей рода человеческого.
Собственно Родомыслы уже без всякой раскачки
приступили к демонтажу техногеники, пытаясь ввести в систему хаос её
саморазрушения, чем смягчить катастрофические последствия этого процесса для
биосферы Земли. Для их деятельности, которую условно можно определить как
нравственную ассенизацию сообщества людей, не требуется государственной
поддержки или общественного признания в качестве необходимого условия её
осуществления. Своих целей и задач Родомыслы достигают с помощью чистоты и
светоносности своих мыслей. Вкладывая во все происходящие с их участием события
частицу своей души, придерживаясь в любом вопросе нравственной позиции, что
означает сознательное следование законам космического всеединства, Родомыслы
сотворяют культуру радости. Познавшему сокровенное доподлинно известна
вселенская важность такого творения: кажущееся малое имеет значение многого.
И именно в среде Родомыслов будут определены и
озвучены ориентиры правильного пути дальнейшего развития человечества,
способного привести людей к процветанию, как то и было предусмотрено Творцом
при сотворении своих детей в обличье Человека.
1.07.2000
Сергей Бородин