Сергей БОРОДИН
В цивилизованных странах Запада население испокон
веков придерживалось христианского вероисповедания. И до сего времени различные
христианские конфессии считаются доминирующими в религиозной многоликости этих
стран, где за многие века господства христианства выстроено множество церковных
сооружений, в которых службы всегда проходили при многолюдном участии в них
прихожан. Эти времена массового посещения храмов жителями ближайших
окрестностей, составлявших многочисленные приходы церковно-христианских общин и
братств, с недавних пор канули в Лету. И теперь местные духовные пастыри
отмечают из года в год стабильно сокращающееся количество паствы своих
приходов. Этому явлению есть масса различных объяснений, однако в последние
десятилетия подобное развитие событий напрямую связано с резким всплеском
движения номадов.
И в самом деле, если ещё каких-то сто лет назад
население наиболее развитых стран отличалось устойчивой укоренённостью, что
традиционно входило в список неоспоримых достижений цивилизационного развития
любого государства, то сегодня практически во всём цивилизованном мире индекс
мобильности населения просто зашкалил за все научно обоснованные пределы, что
свидетельствует о неизлечимом заболевании граждан наиболее развитых стран идеологией
номадического кочевья. Что же при этом остаётся в заделе у священников
великолепных и вместительных храмовых комплексов, да и просто – сельских
церквей, когда их паства разбежалась по всему Земному Шару? Только мольба к Богу о возврате всего на
круги своя.
Пока же, очевидно, в качестве серьёзнейшего испытания
крепости христианской веры церковные здания всё более запустевают. Кажется,
пришла пора и самим священникам, как когда-то во время религиозных войн в
Европе средних веков, сооружать походные алтари и лично включаться в кочевой
образ жизни, повесив большие амбарные замки на двери отживших своё величие храмов.
Это тем более важно для сохранения в целом христианства, что современные номады,
полностью уйдя в кочевье, резко ослабевают в желании участвовать в религиозных
обрядах, как это было во времена осёдлого образа жизни, когда прихожане
неукоснительно соблюдали христианские традиции. А посему всем тем мировым
религиям, отправление церковных ритуалов которых невозможно без неких
стационарных условий (к примеру, таких, как здание храма, церковная утварь,
иконы, звонница, местночтимые святые угодники, братство прихожан, религиозные
традиции народа, местная иерархия священноначалия, священные места и природные
угодья…) сегодня грозит полное исчезновение из духовной практики общемировой
цивилизации номадов. При таком раскладе дел востребованными останутся только те
религиозные культы, которые или изначально зарождались в среде кочевых племён
(иудаизм и ислам), или обрядовая традиция которых позволяет верующим вершить
молитвенную практику практически в любом месте, не привязываясь к какому-то
культовому сооружению.
Итак, обслуживать номадов в духовном отношении в
дальнейшем будут только те религии, которые, собственно, и создавались для
мигрирующих по свету людей. Ну а
храмовые шедевры архитектуры прошедших эпох, к которым следует отнести, прежде
всего, христианские церкви и соборы, со временем превратятся, разве что в
музейные заповедники либо в торжественно-концертные залы. Что важно отметить, христианство, которое
более других мировых религий несёт ущерб от нашествия «новых кочевников»,
собственно, и было главной духовной опорой образования номадизма, как
всемирного общественно-политического явления современного мира. Ведь
практически во всех проповедях Нового Завета упор делается фактически на создание
общехристианского интернационала. Принадлежность к различным расам, нациям,
народам или странам в данном контексте не играет ровным счётом никакой роли,
поскольку сами по себе христиане – это разноплеменная общность людей, верящих в
Иисуса Христа. Если же убрать из этого образа,
созданного за два тысячелетия, истовость вероотправлений адептов христианства, получится образ эталонного
номада. Но когда приготовленная по христианским духовным рецептам
интернациональная человеческая масса в конце ХХ века ушла в кочевье,
христианские храмы опустели до такой степени, что на службах зачастую
присутствуют только члены семьи священника. И, что уже ни у кого не вызывает
сомнений, возврата к стародавней идиллии регулярных церковных служб при широком
стечении прихожан уже никогда не произойдёт. С этим непреложным фактом придётся
сжиться всем иерархам христианских церквей, как бы это ни было печально для
них.
Что же остаётся на поле духовного окормления лавы
кочевых орд? Буддизм будет и далее процветать в качестве духовной системы
ареалов локальных миграций кочевников (например, среди калмыков, бурятов,
монголов или тибетцев). Иудаизм как существовал, так и будет существовать в
качестве образа жизни его исторических последователей. Однако наибольшей
популярностью среди номадов будет пользоваться ислам, как будто специально
созданный в качестве главной духовной основы номадизма.
В пределах же Руси Ведической, где номадизм не
способен добиться сколько-нибудь существенных достижений, роль мировых религий
всё более и более будет сходить на нет. На этой священной земле ведоносцев
царствуют совсем иные духовные традиции, а всё пришлое, безкорневое – рано или
поздно сворачивается и исчезает в
небытие.
1.07.2010