Для обретения личной власти над себе подобными люди придумали огромное количество методов. Созданы целые системы общественных ценностей, создающих питательную среду удовлетворения личных амбиций человеческих индивидуумов. Но где бы и кто бы ни главенствовал над другими – всегда необходима система градации людей по тем или иным критериям, признакам или качествам. Взглянув на историю развития человечества под этим углом, мы можем удостовериться, что везде и во все времена велась кропотливая работа по различению людей.
Изначальный постулат любого различения – “есть лучшие
люди и есть худшие людишки”. Применяющие этот постулат в своей повседневной
жизни идут, на самом деле, вразрез с божественным промыслом. Ибо каждый человек
ценен и уникален в реализации
индивидуальной задачи своей жизни. Перед высшим миром мы все равны в
своём разнообразии, поскольку никто не в состоянии пройти жизненный путь
другого человека.
Поэтому-то в обществе должен быть установлен такой
порядок, при котором деление на лучших и худших не имеет права на жизнь.
Обязана существовать система равных возможностей для всех членов общества.
Другое дело – кому и что нужно в этой жизни и кто к чему имеет
предрасположенность и способность, в определении чего голос школы является
определяющим.
В реалии же в наших школах существующая система
обучения только калечит души детей, и более ничего. И происходит это через
умозрительное введение учебных стандартов, в рамки которых разработчики
стремятся вогнать всевозможные проявления любознательности ребёнка. Мысль о
том, что вкладывать в головы совершенно разных по индивидуальным способностям
детей стандартный набор знаний – есть насилие над личностью ребёнка, кажется
для многих взрослых людей крамольной. Но ведь по сути всё так и есть – обществу
нужны предсказуемые “клоны” в каждом новом поколении. А для этого и нужны
образовательные стандарты.
В последней четверти XX века детвора в школах интуитивно бунтовала против нивелирования природных способностей
каждого конкретного молодого человека. Значительное число учителей и методистов
превратилось, как это ни странно звучит, в токарей, на станках которых
вытачиваются почти одинаковые “стандартизованные” особи человеческого вида.
Другое дело, что “человеческий материал” уже не поддаётся, как это было ещё в
недавнем прошлом, стандартной обработке
токарным резцом.
Всему своё время. Когда-то средневековая Европа
вынуждена была ввести образовательные
стандарты ради того, чтобы в кратчайшие сроки выйти из мрака невежества. Такая
необходимость диктовалась отставанием Запада от Востока в развитии общественной
мысли. Принудительно заставив своих жителей стать носителями вполне
определённых профессиональных качеств, что достигалось конвейерным методом
привития им стандартных знаний, Европа резко ускорилась в своём развитии.
Правда, стандартизация людей и их мировоззрения вынудило общество развиваться
по технократическому пути по аналогии с техническими системами, создающимися на
основе технических стандартов.
Просвещённый же Восток в системе образования своих
жителей основывался не на массовости и штампах посредственности, а на
индивидуальном подходе к учащимся. Такой подход – единственно известный
человечеству способ максимального раскрытия природных дарований людей. И
всё-таки Восток уступил Западу в
освоении геополитического ландшафта. Почему? Механистическая модель
западного общества культивирует агрессивность, как необходимый элемент своего
жизнеустройства. Главенство моральных принципов жизни на Востоке не
предполагает вскармливание агрессивности внутреннего мира человека. Восток
тонок и мудр. Восточные люди знают, что внешнее доминирование в чём-либо ещё не
означает внутреннего главенства. Отсюда возник образ “колосса на глиняных
ногах”, часто применяемый при характеристике явлений, внешний блеск которых
скрывает внутреннее разложение.
Современный Запад медленно, но верно дрейфует в
сторону того, к чему на Востоке пришли ещё в средние века: в западной системе
образования всё более делается упор на индивидуальность. Каждый волен знать то,
что ему подсказывает его природа. Для развития человечества важна многоцветная
палитра талантов его представителей, а не серая рать биороботов.
Почему так трудно пробиваются ростки нового на
педагогической ниве? Прежде всего,
потому, что всесторонне развитые личности, выходящие из стен новаторских
школ, неудобны власть предержащим, поскольку их мышление и образ жизни не
поддаются контролю, выработанному с ориентиром на усреднённого гражданина. Но
так не может быть вечно: вектор эволюции земного сообщества направлен на
проявление нестандартных людей, и остановить процесс их воспитания и
образования уже вряд ли кому удастся.
14.10.1999
Сергей Бородин