Издревле любимый лозунг простолюдинов – «Хлеба и
зрелищ». Трудно спорить с тем, что народные массы, действительно, требуют
хлебов и зрелищ вне зависимости от конкретных исторических эпох. Трудно спорить
и с тем, что доминирующим посылом правителей, стремящихся как можно дольше
удержать кормила власти в своих руках, испокон веков было изыскание средств для
реализации этого стержневого требования
простолюдинов в максимально возможном масштабе. В чём же тут дело? Почему
власть предержащие, казалось бы в ущерб себе, так упорно во все времена и во всех обществах
в приоритетном порядке стремились, и стремятся по сей день, исполнять
требование масс простолюдинов по предоставлению им «хлеба и зрелищ»?
По первому взгляду в следовании подобному доминантному
посылу прослеживается явное противоречие здравому смыслу. Ведь любой человек,
мало-мальски искушённый в отправлении властных полномочий, без колебаний
скажет, что это не соответствует истине. И в качестве причины такого своего
суждения приведёт веский довод о глубоком безразличии власть предержащих к
нуждам простого народа, поскольку народ для обладателей власти – всего лишь
обезличенная масса биологической плоти, которая служит материалом для
удовлетворения потребностей элитных слоёв общества в жизненных благах. И,
конечно же, из представителей этих элитных слоёв происходит формирование
властной прослойки государства. Власть же, как таковая, живёт исключительно
своими интересами и практически вся её деятельность направлена на обеспечение
самосохранения. Как говорится, круг замкнулся. Но такая логика обоснования
наличия явного противоречия в действиях властей истинна только на первый
взгляд.
Прежде всего, нужно отметить, что сам лозунг «Хлеба и
зрелищ» был сформулирован людьми власти и уж затем был искусно навязан людям
простого труда. Этим лозунгом обозначается суть процесса манипулирования
массами в целях удержания власти. Те из
власть предержащих, кому удаётся в наибольшей степени реализовать его в среде
подвластных им народных масс, в результате имеют возможность более длительного
нахождения у власти. Наиболее выдающиеся «радетели» получают от своих подданных
полномочия на тоталитаризм, на жесточайшую тиранию самих этих подданных, у
которых в избытке «хлеба» и обилие «зрелищ».
Пресыщенные в материальном и эмоциональном плане люди
низов быстро расходятся с таким явлением как «Разум». Они начинают мыслить на
мелочно-бытовом уровне, осознавая лишь то, что способствует или препятствует их
жажде «хлеба и зрелищ». Человек в таком состоянии утопает в трясине вещизма,
завистливости, плотских удовольствий, гордыни, вульгарности и идолопоклонства.
Для подобных людей смыслом жизни становится стремление к безудержному
обогащению, к обретению старшинства над себеподобными, пусть даже это будет
всего лишь химерой власти.
Общество, в котором полноценно и разнообразно
реализован лозунг «Хлеба и зрелищ», потеряно для прогресса и в социальном, и в
технологическом, и в интеллектуальном планах. Именно поэтому в таких застойных социумах гибнут
любые новые идеи, подвергаются уничижительной обструкции новаторы, высмеиваются
любые предупреждения о гибельности для страны такого самодовольного общества, в
котором уничтожена сама основа общественного развития.
Данное утверждение объясняет и такие факты истории,
каковыми являются различные революции. Любая властная элита постоянно находится
под угрозой смещения из властных сфер в связи с тем, что во всех обществах
существующей цивилизации всегда имеется жёсткая конкуренция различных элитарных
групп за монополизацию рычагов управления государством. Как только у группы,
стоящей у властного пирога, ослабевает потенциал наращивания усилий по предоставлению
населению всё больших «хлебов» и всё более разнообразных и душещипательных «зрелищ»,
в дело вступают другие элитарные группировки, конкурирующие как со стоящей у
власти группой, так и между собой.
Направление их деятельности можно выразить всего лишь в двух пунктах:
·
повсеместное
охаивание существующей системы предоставления населению страны «хлебов» и
«зрелищ»;
·
заманивание
простолюдинов под свои знамёна фантасмагорическими обещаниями изобилия более
тучных «хлебов» и неземного наслаждения новыми, более интересными «зрелищами».
Так в стране нарастает ситуация смуты и хаоса,
поскольку «низы» уже живут предвкушением обещанных «хлебов и зрелищ». У
действующей власти почва уходит из-под ног, поскольку имеющиеся «хлеба» уже
никого не устраивают, «зрелища» кажутся заезженными, а на реализацию каких-то
новых идей у власти уже нет необходимых ресурсов – ни интеллектуальных, ни
материальных, ни, что самое главное, временных.
В итоге, властвующая элитарная группа сходит с
политических подмостков, а на них взбирается победившая в конкурентных
сражениях новая элитарная группа, устремлённая на утоления своего голода у
властной кормушки.
Таким образом, любой представитель власти, если он
нацелен на длительное состояние при ней, должен хорошо понимать, что вся его
деятельность подчинена только одному посылу – приносить массам побольше «хлеба» и занимать их внимание
многочисленными и разнообразными «зрелищами». Если он поставит на первое место
собственную кормёжку из властной кормушки, а удовлетворение лозунга «Хлеба и
зрелищ» отнесёт на второй план, дни его во власти сочтены.
10.05.2003
Сергей Бородин
P.S.
В
качестве совета всем, кто несёт новые общеустроительные идеи.
Вам нечего делать в тех местах, где население
пресыщено «хлебами» и «зрелищами». Чтобы найти отклик у людей на ваши идеи, вам
нужно найти такие регионы, в которых лозунг «Хлеба и зрелищ» реализуется из рук
вон плохо. Только в этих регионах население, возбуждённое отсутствием главного
составляющего элемента толпо-элитарного общества, может воспринять ваши
новации. Но для этого вам самим придётся покинуть район «высокого качества
потребительской жизни» и перебраться в бедствующий регион, в котором вы сможете
достигнуть впечатляющих успехов в вашей прогрессистской деятельности.
P.P.S.
Вот только почему-то носители новых идей общественного
развития стремятся проповедовать их исключительно среди сытых жизненными
благами мещан. И при этом от них постоянно слышатся причитания о том, что их,
де, не понимают и не воспринимают их грандиозные идеи. Если это так, то такие
новаторы – не более чем вульгарный плебс, и власть им не по зубам, ибо они –
часть толпы, пожирающей кинутые ей «хлеба» и исходящей в сладострастной истоме
гедонистских «зрелищ».