Граждане России
уже обживают второй десяток лет новейшей истории страны. Рубеж её начала – 1991
год – всё далее и далее отдаляется от дней сегодняшних. Вместе с ним радужные
настроения, владевшие умами зачинателей новой эпохи российской истории, всё
более отходят в область эфемерности. Так, лозунг «Долой любую идеологию!» был
одним из самых ярких и притягательных в начале девяностых. Тогда слово
«идеология» перешло в разряд ругательных. Молодой поколение, ворвавшееся в
жизнь под эгидой Новой России, возвело деидеологизированность в
наиглавнейшую особенность своего
жизнеотправления. Можно даже сказать, что эта особенность новых россиян стала
для них своеобразным культом, приверженность к которому отличает представителей
этого поколения от старших поколений, так или иначе помеченных идеологией
общества различных ипостасей социализма. И вроде бы нужно радоваться приходу в
общественную жизнь страны этого нового поколения россиян, свободных от каких бы
то ни было идеологических штампов, но почему-то реалии жизни этого
раскрепощённого поколения дают всё больше и больше поводов для тревоги за
судьбу страны.
К сожалению, в процессе бегства от идеологии, как это
часто бывает в сходных обстоятельствах, «с водой выплеснули и младенца»:
идеологически свободное поколение перешло в категорию новых нигилистов,
отвергающих не только ценности советского периода жизни страны, но и в принципе
всё российское. То есть новым россиянам, впитавшим в себя идеалы мирового
гражданства, уже не нужна и сама Россия, понимаемая как суверенное государство.
И хотя представители этой генерации россиян сегодня в массовом порядке замещают
различные государственные и общественные должности, мыслят они уже в категориях
единого мирового государства, в котором Россия будет существовать в качестве
чисто географического понятия.
В связи с этим, особо тревожит нарочитое равнодушие
поколения next к исконной культуре народов
России, забвение традиционного уклада жизни этих народов. Уже сейчас, на
начальном этапе интеграции России в единое планетарное государство её
самобытное культурное наследие, создававшееся в течение её многовековой
истории, востребовано преимущественно людьми старших поколений. Гигантские
пласты культуры наших предков становятся всё более чуждыми новым россиянам.
Привело же к такому абсурду огульное отрицание
идеологии как таковой, хотя, что теперь многие понимают, у любой цивилизованной
страны обязательно имеется своя государственная идеология. А если, как в случае
современной России, у страны нет своей идеологической концепции, то тогда её
граждане со строгой закономерностью включаются в идеологическое пространство
других стран. Именно по этой причине американская культура, как наиболее
эффективная для построения нового мирового порядка, де-факто стала доминантной
в России последних времён.
8.07.2003
Сергей Бородин