Образование –
естественное явление сознательного осмысления человеком окружающей
действительности. Сама Жизнь, во всём её многообразии проявлений, является для
него и строгим учителем, и неподкупным экзаменатором. Люди, как одно из
проявлений Жизни, обязательно принимают участие в образовании других членов
общества, хотят они того или нет. Одни – эпизодически, другие, кто
профессионально этим занимается, – систематически. Но, повторюсь, образовывает
человека, то есть сотворяет соответствующие качества его личности для
соответствующих целей и времени, многогранная палитра жизни, в которую вписан
данный конкретный индивидуум.
За время цивилизованного существования человечества
“образование человека” по мере усложнения социальной организации общества
постепенно всё более и более абстрагировалось от конкретного человека, пока не
превратилось, в конце концов, в удушающе-бюрократизированную схоластическую “образовательную систему”. Эта
система, как таковая, больше калечит естество человека, нежели совершенствует
его для адаптации к реалиям современности. Основной механизм естественного
процесса образования человека – личностное проживание определённых жизненных
ситуаций. В этом случае информационные компоненты конкретного знания, обретая
эмоциональный окрас, постепенно создают гармоничный образ человека.
Существующая “система образования” однобока и ущербна,
так как из неё уже давно выпало “проживание обезличенных знаний” учеником с
помощью учителя. В связи с таким искажением понимания основ образования стала
неестественной и роль учителя. Если изначально призвание педагога состояло во
всемерной помощи ученику образоваться в соответствии с требованиями Жизни, то
сейчас от учителя требуется только одно: любыми способами заставить учащегося
заучить определённый набор абстрактных сведений и научить его правилам
манипуляции этими величинами.
В такой неестественности положения учительства –
трагедия многих одарённых педагогов, воспринимающих своё призвание как творчество,
а не как занудное ремесло. Понимая порочность фундамента здания современной
системы образования, они не в силах преодолеть её косность и консерватизм,
оставаясь внутри этой системы. Собственно, преподаваемые в современной школе
знания применимы только для искусственной среды обитания человека, под
которой понимается технократическая
цивилизация сегодняшних дней. Уродующий всё живое “машинизированный” образ
жизни человечества привёл в действие
естественные механизмы самозащиты планеты, которые с нарастающей силой
разрушают эту “искусственную жизнь”. Всё возвращается на круги своя: реальная
жизнь на планете всё увереннее вступает в свои права. И для этой жизни
омертвлённые, то есть не прожитые учениками, знания – ненужный хлам.
Дети лучше консервативных взрослых чувствуют это.
Именно поэтому статистические показатели успеваемости в школах за последнее
десятилетие резко снизились. Многоопытные учителя не могут объяснить даже самим
себе невосприимчивость школьников к, казалось бы, незыблемым понятиям и фактическим
знаниям, подвергать сомнению которые всегда считалось верхом неприличия. На
самом же деле педагоги повседневно сталкиваются в своей практике с
подсознательным протестом учащихся. Чувствуя гибельность для своего
мировосприятия истин прошедшего времени, дети требуют от учителей новых знаний.
Тех знаний, что отражают реальную жизнь планеты, всё явственнее проступающую
сквозь уродливые формы современного человеческого мироустройства.
Но беда в том, что такими универсальными знаниями
владеют единицы из всего дипломированного корпуса педагогов. Поэтому так
необходим новый подход к образованию человека. Но сами убелённые сединами,
остепенённые и обласканные всевозможными званиями педагогические гранды с
подобной задачей вряд ли смогут справиться. Парадокс же ситуации заключается в
том, что этими новыми знаниями неосознанно владеют сами дети. В силу этого
введение новой педагогики невозможно без активного участия детей в качестве
равноправных сотрудников. А из старой системы будут востребованы только те учителя,
которые способны будут относиться к детям, как к своим наставникам, и, внимая им, создадут
совершенную педагогику грядущего.
Новая концепция образования человека, открываемая нам
нашими детьми, способна устранить ущербность действующей образовательной
системы, нарушающей естественные принципы жизни человека на нашей планете.
Человек приходит в этот мир в соответствии с всеобщими законами мироздания. И,
следуя им, он должен быть адекватен условиям земной жизни, поскольку всё
искусственное, отклоняющееся от этих естественных законов, рано или поздно
сметается с лица земли. А поэтому современный педагог – это учитель жизни, а не
придуманного неестественного мира изощрённого человеческого ума.
Печальное состояние земной биосферы говорит само за
себя – искусственному миру людей нет места на планете. А значит и существующая
научная картина мира, которой принудительно стараются накачать молодое
поколение в учебных заведениях, – это ложная в своей основе система знаний,
принимающая частное за общее. Для вычленения же из неё жизнеспособных частей
необходимо довериться детворе – этому самому достоверному датчику истинности
законов жизни.
Если мы, погрязшие в пороках мира развлечений и
удовольствий, не сможем принять чистоту детских душ, у нас не будет будущего.
Крушение научных доктрин и канонов человеческого бытия настоятельно диктуют
необходимость формирования в среде научных работников движения за
переосмысление вклада детей в сохранение человеческой цивилизации, придание им
заслуживаемого ими статуса. И девиз этого движения должен быть таким: “Откройте
разум и сердце детям – и мир будет спасён!”
16.08.1999
Сергей Бородин