Отечественная философская мысль во все времена воистину являлась всенародным достоянием, поскольку нашему вольнодумающему народу всегда было свойственно философски подходить ко всем перипетиям жизни. Без этого он просто не выжил бы, постоянно подвергаясь на протяжении тысячелетий неимоверным моральным и материальным испытаниям на этническую прочность, на национальную жизнестойкость, на физическое выживание. Исконному родовому обществу славян помимо отправления традиционных воинских, управленческих и хозяйственных функций, отменно формализованных и отлаженных следованием вековым традициям предков, было крайне необходимо для поддержания здоровой нравственной атмосферы наличие неформальной прослойки, представители которой с позиции традиционного народного миропонимания осмысливали происходящие события и растолковывали суть происходящего другим членам общества. Практически в каждой семье спонтанно выделялась философически одарённая личность. Вольнодумство испокон веков являлось фактически одной из самых характерных национальных особенностей русского народа. Так вот, эта национальная черта нашего народа зиждилась как раз на таких стихийных мыслителях (ведунах), которых по-гречески принято называть философами. Им довелось на протяжение всей непростой истории славянской цивилизации выступать хранителями духа народного. Благодаря этим стяжателям народной мудрости мы имеем сегодня такое богатое духовно-культурное наследие наших предков, которое просто обязывает нас поддерживать глубину, разносторонность и своеобразность осмысления бытия жизни.
Совершенно очевидно, что мыслитель, формализующий в
своих философских концепциях суть происходящего в человеческом обществе,
однозначно входит в мировоззренческий конфликт с консервативными кругами
общества, которые наделены властными полномочиями. В этом-то и заключается
диалектика общественной эволюции – одни стремятся законсервировать уже
достигнутые успехи, а другие стремятся концептуально сформулировать
идеологию развития. Если у власти стоят
истинные правители, а философией занимаются прирождённые к такому занятию люди,
то конфликт между ними протекает в перманентной форме. От характера протекания
этого конфликта между философами и властителями зависит состояние общества:
либо прогресс – либо стагнация, переходящая в застой. И тем, и другим требуется
недюжинное мужество для честного и профессионального исполнения своих
общественнозначимых функций. Только в этом случае в обществе устанавливается
сбалансированная система сдержек и противовесов, что является необходимым и достаточным
условием поступательного прироста народного достояния. Если же та или иная
сторона даёт слабину, то общественные процессы приобретают характер ущербности.
Если властители отрекаются от достигнутого их предшественниками в пользу
безоглядного введения всего нового и тотального искоренения традиционного, то
общество ввергается в состояние “перегретого парового котла”, когда в любой
момент может произойти социальный взрыв в среде ориентированной на традиционные
ценности части общества. Если философы занимают соглашательскую позицию и за
подачки от власть предержащих готовы только славословить в их адрес и услужливо
провозглашать существующий режим власти в качестве самой передовой и
самодостаточной формы человеческого существования, то в обществе устанавливается
тривиальный тоталитаризм со всеми вытекающими последствиями.
В современном обществе России происходит достаточно
занятный и уникальный во многом процесс кардинального обновления философской
элиты, что объективно спровоцировало слом той самой системы “сдержек и
противовесов” властной доминанте, что, в свою очередь, ввергло нашу страну в состояние глубокого
системного кризиса. Можно не согласиться с тем, что сложнейшая система
функционирования государства так уж сильно зависит от каких-то там философских
умозаключений. И, тем не менее, философия, как наука наук, имеет опосредованное
влияние на все стороны нашей жизни. То, что принято называть государственной
идеологией, концепцией развития, стратегическими направлениями государственной
политики и тому подобное, на самом деле
основывается на определённом философском базисе. А отсюда проистекает и та
высочайшая моральная ответственность философов пред своим народом за результаты
своей интеллектуальной деятельности.
Философом быть не только почётно, но и весьма
непросто. Жизнь предъявляет философам чрезвычайно жёсткие требования
нравственного плана помимо природных способностей к такому роду деятельности.
Почему сейчас происходит обновление
философской элиты общества? Всё дело в том, что большинство из тех, кто
числился в различных бумажных реестрах “философом”, реально не соответствовал
этому высокому предназначению. Эти “записные философы” были созданы в своё
время властными структурами с утилитарной задачей “общенаучного” прикрытия всех
административных решений и действий государственно-политических органов. После
изменения государственного строя в 1991 году хорошо отлаженная советская
философская машина, нацеленная на обслуживание прежней парадигмы общественного
развития, сразу же начала давать сбои. Попытки её представителей вписаться в
новые реалии ни к чему не привели: старый методологический аппарат исследования
общественных процессов давал стопроцентно ложный результат, что не позволило
штатным философам советской общественного строя осмыслить сущностные реалии
случившихся перемен. Резкое ускорение этих самых общественных процессов наряду
с отсутствием современных исследовательских инструментов, организационной
неразберихой и прекращением государственной поддержки развития общественных
наук отодвинуло официальных философов на обочину событийного потока нового
государственного строительства.
Новое поколение философов, вызванное к жизни
мировоззренческим кризисом, сформировалось и осуществляет свою общественную
функцию за пределами официальных философских структур. Это связано с переходным
периодом, когда в период облачения новых философских концепций в “одежды”
государственной идеологии философская номенклатура прошедшей эпохи чисто
формально ещё сохраняет за собой административные должности в профильных
учреждениях. Эти “учёные вчерашнего дня” варятся в своём соку, как бы не
замечая свою отчуждённость от всего происходящего за их окнами. Около них
вьются роем всякие ушлые людишки, которые,
пока суть да дело, под шумок оформляют себе громкие учёные звания и
степени, уважив насущными подношениями, как подобает в таких случаях,
полузабытых старичков в философских мантиях. В дальнейшем эти вновьиспечённые
“липовые философы” ведут себя по принципу “Не высовывайся!”, поскольку,
естественно, в научном плане не представляют из себя ровным счётом ничего. Эта
поросль “философов в футляре”, к сожалению, быстро размножается, подвергая
голословной обструкции философов новой волны. Околонаучная сумятица “футлярных”
философов замедляет процессы самоидентификации общественной мысли, тем самым, внося дополнительную неразбериху,
не давая обществу преодолеть состояние сумятицы в своём стремлении к
самоидентификации.
Но пробудившийся народ выслал вперёд своих
естественным образом проявившихся ведунов-философов для духовного водительства
народных масс. И рано или поздно эта живительная волна смоет бумажно-футлярных
философов и народная мудрость обретёт своих выразителей, для которых воплощение
в жизнь философской функции развития своего народа будет священно.
Постепенно в повседневной жизни российских народов всё
более и более проявляется ведическая компонента древнего устроения нашей Родины. Это устроение предполагает
соответствие всего и всех реальной мере внутреннего совершенства. Ложь,
паразитизм, очковтирательство и иллюзия самообмана навсегда покинут сферу
человеческих взаимоотношений.
И
мудрость народная заиграет всеми красками своей живительной силы!
30.09.2000
Сергей
Бородин