Исход
людей в природные условия жизни не означает, что на новом месте не будет
проблем, схожих с городскими. При обустройстве своих сельских поселений новым селянам параллельно придётся
решать задачу восстановления и самой природы, порушенной городским образом
мышления населения Земли. Поскольку
города вбирают в своё чрево всё большее количество природных ресурсов, добыча которых производилась и
производится самым варварским способом, природные биосистемы в результате
оказались истощёнными и находятся сегодня в состоянии, близком к деградации. Во
многих местах вместо цветущих ландшафтов уже зияют своей омертвелостью
искусственно образовавшиеся пустыни и свалки, насыщенные различными токсинами,
радиацией и другими отбросами человеческой деятельности.
Дьявольский
же разум города заинтересован в дальнейшем уничтожении естественной природной
среды, потому что сами города – это модель искусственной среды, которая в итоге
должна полностью заполонить всю нашу планету. Живой природе в этом новом мире
нелюдей отказано в присутствии. Поэтому в настоящее время всемерно наращивается
процесс опустошительного «покорения» природы. Повсюду, но, прежде всего, вокруг
городов, множатся рукотворные зоны экологического бедствия.
В
отношениях с местными жителями поселенцы должны быть готовы к встрече с самыми
необычными проблемами. Одной из таких проблем, которая может быть наиболее
острой для поселенцев, является весьма распространённое бездумное отношение
коренных жителей многих регионов нашей страны к природе, безрассудное
загрязнение природных ландшафтов и водных ресурсов территорий их проживания.
Эта проблема порождает принципиальные препятствия для осуществления целей и задач Исхода, более
того – Родостав не сможет устояться в местах загрязнённой природной среды, ибо
такая среда противоречит мировоззренческим основам его приверженцев.
Людям
Исхода очень опасно тешить себя иллюзиями насчёт того, что окружающая среда
вблизи существующих населённых пунктов в сельской местности сохранена в
первозданно чистом состоянии. С большой долей вероятности поселенцы обнаружат в
окрестностях своих селений и стихийные мусорные свалки, и брошенные ржавеющие
остовы различной техники, и битое стекло по обочинам дорог и у берегов
водоёмов, и остатки вырубленной растительности, и загубленные электроудочками
рыбные угодья и ещё многое другое из этого ряда.
Причём
антропогенное воздействие на природную среду разной степени тяжести наверняка
будет продолжаться и на глазах поселенцев, ибо местные жители непоколебимо
уверены, что обладают безусловной индульгенцией для практически бесконтрольного
пользования в своих интересах природными ресурсами местностей их проживания,
поскольку их предки поселились на этой земле с давних времен. Конечно, можно
понять, когда разумное природопользование является средством жизнеобеспечения
местных жителей. Но трудно понять хищническое уничтожение, к примеру,
нерестящейся рыбы или мальков под воздействием мощных электроразрядов,
браконьерский отстрел животных и птиц, изведение лесного покрова для продажи
древесины по бросовым ценам. Ну, а разбить бутылку о дерево, бросить стеклянную
банку в озеро или выбрасывать ненужные для хозяйства вещи куда ни попадя – это
уже для многих стало привычным делом: земля всё сокроет или вода унесёт.
И
здесь для поселенцев возникает серьёзный вопрос: «Как изменить ситуацию? Как
развернуть её в направлении сохранения природы?» Лобовыми методам – жёсткими
требованиями, угрозами, всеобщими призывами или какими-то физическими
действиями – решить данную проблему никому никогда не удавалось. Если поселенцы
попытаются в своей практике использовать именно такие методы, то их
деятельность в этом направлении очень быстро вызовет раздражение и недружелюбие
местного населения, что может привести к агрессивным попыткам со стороны окрестных
жителей избавиться от пришлых поселенцев. Не нужно объяснять, что в арсенале
местных жителей имеется множество возможностей вредить поселенцам, чтобы их
жизнь в данной местности стала невыносимой. Вслед за этим может последовать
массовая репатриация жителей поселения в города.
Очевидно,
следует искать такие методы решения этой экологической проблемы, которые не
вызовут реакции отторжения у местных жителей. Такие методы должны щадить
чувства и традиции проживающих здесь людей, имеющих в этих местах вековые
родовые корни. По сути, нужно быть готовыми к длительному процессу грамотно
поставленного экологического просвещения
среди жителей данной местности. И начинать необходимо с детей, для чего
потребуется изыскать возможности деятельного включения в учебно-воспитательный
процесс сельских школ с тщательно проработанными факультативными программами
экологической направленности. Если удастся убедить детей местных жителей в
необходимости всемерного бережения природы родного края, это станет решающим
шагом в последовательном низведении к нулю кричаще-актуальной проблемы
экологической чистоты мест Исхода.
Со
взрослым же населением по данному вопросу возможна только индивидуальная работа. При этом нужно понимать, что добиться
реального результата в деле ненанесения вреда природе со стороны старшего
поколения местных жителей крайне сложно в силу целого ряда причин, связанных с
характером и устоявшимися привычками этих людей. В вопросе же охраны природы по
отношению к заезжим любителям побраконьерствовать и помусорить на лоне природы
местные жители наверняка будут солидарны с действиями поселенцев.
В
перспективе же все окрестности мест Исхода должны стать районами экологического
благополучия, что позволит сообществам Родостава устояться в данных поселениях.
2.06.2008,
г. Санкт-Петербург
Сергей
Бородин