Сакраментальный вопрос наших дней звучит достаточно
печально: “Осталось ли хоть что-нибудь святое в обыденной жизни среднестатистического
россиянина?”
А печалиться есть от чего, поскольку куда ни бросишь
взгляд – везде мерзостная картина развала, разорения и краха. Грязные,
развратные фильмы, аморальные телепрограммы, газеты и журналы породили людей,
глухих к зову нравственности.
Зычный глас средств массовой информации, денно и нощно
раздувающий порочную страсть к деньгам и сытой жизни нуворишей, настигает человека
в любой глуши, не ослабляя своего напора ни на мгновение. В результате – повсюду
слышится лязг зубов хищников дикого рынка, готовых растерзать даже родную мать
ради нескольких “кусков” зелёных.
Масса проповедников и их спешноиспечённых учеников
вбивает с различных подиумов в разжиженные мозги ещё недавно советских людей универсальные
методы гарантированного жизненного успеха по-американски. В результате – всё
наше общественное устройство пропиталось коварством и обманом. И чем выше
ступень иерархии чиновников или бизнесменов, тем полнее она насыщена
патологическими лжецами.
Далее можно не продолжать, ибо и так ясно, что
моральный кризис общества достиг критической черты. И на улучшение ситуации
рассчитывать не приходится в обозримом будущем.
Так почему же деградирует в Духе некогда великая
Православная держава? Величайшие русские мыслители XX столетия практически единодушно винят в разложении
традиционных ценностей России постоянные прививки русскому человеку губительных
для него западных идеологических установок.
Нравится это кому-то или нет, но западная культура
ядовита для России, прежде всего, потому, что русский народ за время отпадения
католичества от православия получил принципиально иное по отношению к народам
Запада религиозное воспитание.
Католическое религиозное воспитание западного человека
испокон веков было направлено на обращение к уму человека с тем, чтобы религиозные
нравственные ценности становились неотторжимой основой личности человека. В
результате, христианские заповеди с течением времени превратились во внутренний
регулятор рационального поведения человека.
Православное же религиозное воспитание русского
человека построено на регулярном участии его в религиозной обрядности, то есть
в православии наличествует перевес культа и обряда над учением и моральной
стороной христианства. В своем труде “История религии” А. Ельчанинов и П. Флоренский
по этому поводу отмечали следующее: “Брань, драка, пьянство – меньший грех, чем
нарушение поста; нарушение целомудрия легче отпустится духовником, чем
нехождение в Церковь; участие в богослужении более спасительное дело, чем
чтение Евангелия”.
Таким образом, православное христианство не даёт того
закала личности, той самодисциплины души и культуры, на которые ориентирует
своих адептов католицизм. Католичество закаляет душу, даёт ей твёрдые очертания
и ясные критерии добра и зла, в то время как в православной традиции душе
верующего не устанавливается никаких ограничений, что позволяет душе русского
человека оставаться безбрежной и расплывчатой. Западное религиозное воспитание
даже после отпадения от веры, оставляет в душе человека заметный след в форме
культуры, добродетелей цивилизации. Душа же русского человека после отпадения
от веры попадает во власть нигилизма, что равносильно пробуждению зверя в
русской душе. Поэтому в сознании всех наших сограждан должен греметь набат:
“Русские люди! Держитесь веры наших предков. Помните, что подлинная религиозность
– единственная защита от проявления звериных качеств вашей души”.
Если же отпадение русского народа от веры предков станет
окончательным и бесповоротным, непоправимо пострадает всё земное человечество,
поскольку сдержать энергию разрушения людей, лишённых нравственной основы веры
отцов, практически невозможно никакими, даже самыми жёсткими, мерами. Так что,
пока еще не поздно, корабль российской государственности должен быть развернут
прямо в противоположную сторону в связи с тем, что нашей стране предстоит пройти свой уникальный
путь к духовной цивилизации третьего тысячелетия.
Копировать же западный путь развития тем более глупо,
что вся западная цивилизация в настоящий момент переживает глубочайший нравственный
кризис при доминанте личного рационализма над душевными качествами людей, что
произошло в результате реформации католицизма
с установлением в западных странах господства протестантства. Культивация бездуховности жизни протестантского общества на
фоне потребительской пресыщенности порождает у западного человека безотчетный
страх навечно потерять свою духовную сущность. Этот подспудный страх, в свою очередь,
вынуждает представителей общества Запада ко всякого рода нравственным извращениям
и физическим надругательствам в попытках преодолеть этот страх.
В связи с вышесказанным только корыстолюбивые,
бездарные и ограниченные политические деятели могут бездумно направлять свои
народы в те адские врата страха человека за свою бессмертную душу, за которыми прозябает
нравственно разлагающаяся западная цивилизация.
Помимо всего прочего, существует ещё одно
принципиально значимое препятствие проникновению в российское общество сугубо
потребительского образа мышления западного человека.
Человек Запада относится к “прометеевскому,
героическому” типу человека. Героический человек видит в мире хаос, который он
стремится оформить своей организующей силой. Он полон жажды власти и, вместе с
тем, удаляется все дальше и дальше от Бога, уходя всё глубже в мир вещей.
Именно отсюда проистекает трагедия бездуховности Запада.
Русский же человек относится к «иоанновскому,
мессианскому» типу человеку, то есть к
человеку, следующему идеалу, данному в Евангелии от Иоанна. Мессианский человек
чувствует себя призванным создать на земле высший божественный порядок, чей образ
он в себе роковым образом носит. Он стремится восстановить вокруг себя ту
гармонию, которую чувствует в себе, как свою первооснову. Мессианского человека
одухотворяет не жажда власти, но настроение примирения и любви. Он не
разделяет, чтобы властвовать, но ищет разобщенное, чтобы его воссоединить. Им
не движут чувства подозрения и ненависти, он полон глубокого доверия к сущности
вещей. Он видит в людях не врагов, а братьев. Мир же он ощущает не как добычу,
на которую нужно бросаться, а как грубую материю, которую нужно осветить и
освятить. Им движет чувство некоей космической одержимости, он исходит из
понятия целого, которое ощущает в себе и которое хочет восстановить в
раздробленном окружающем. Его не оставляет в покое стремление к всеобщему и
желание сделать его видимым и осязаемым.
В наступающую иоанновскую эпоху развития человечества
Земли центр тяжести перейдет в руки тех, кто стремится к сверхземному в качестве
постоянной черты национального характера, а таковыми являются, в числе немногих
прочих, русские люди. Именно поэтому иоанновская Россия отвечает на вызов
бездуховности, брошенный ей Западом, всё более массовым осознанием российскими
народами своей мессианской роли, своего
прзвания в качестве коллективного духовного поводыря человечества, погрязшего в
пороке денежного оккультизма. Наша страна, Святая Русь, предстаёт перед
духовными очами людей доброй воли в образе Светлого Богатыря, наносящего
разящий удар по мракобесию поклонников Мамоны. Во всех пределах Святой Руси все
её духовные чада, чистые сердцами и помыслами, сегодня слышат мощный глас этого
Светлого Богатыря, призывающего ко
всеблагому служению во имя добра и справедливости.
Великоросс! Тебе даются знания и сила. Твоё место в
дружине Воинов Духа. Так яви же миру облик нового человека – духовного человека
третьего тысячелетия. И да будет благословенен твой подвиг служения во благо
человечества Земли!
10.05.1998
Сергей Бородин